Сдается мне "язычество" Святослава было очень специфическим,даже судя по отредактированной позже ПВЛ,да и "равноапостольная" Ольга тоже была весьма практичным политиком в делах веры (хотя нельзя исключать при этом и какой-то внутренний духовный переворот у неё на самом деле,но душа — отдельно,а политика отдельно.
Итак что мы имеем в сухом остатке.
1) Если не брать экзотическую версию о болгарском происхождении Ольги (тогда бы она априори была бы изначально христианкой) была она родом из Плескова,может быть смешанных чудско-варяжских кровей.В те края христианство пришло с боем не сразу.
2) Встав у руля государства Ольга нуэдалась во внешнеполитическом союзе.В 955 (957) гг. по какой-то важной причине она едет в Византию с государственным визитом (приезд правителя другого государства в мирное время в то время дрстаточно редкое явление,одно дело войны и набеги,а тут оставить Киев и прибыть в Константинополь-весьма необычно).Летопись разумеется обставила это поэтическим рассказом,что сам василевс захотел взять её в жёны.Но очевидно цель их встречи была сугубо политическая,просто так он бы крестным не стал.Крещение символизировало союз с Византией.
3) Вернувшись на родину Ольга,однако, не принялась за поголовное крещение своих подданных,то есть проявила большую терпимость и государственную мудрость.Хотя если бы она хотела,могла бы по крайней мере в своей семье устроить обращение. Байка про Святослава-это такая же красочная быль,как и история страсти Константина VII к Ольге (что впрочем и не исключает её в РИ).Летопись пишет о Святославе,что он "возмужал" где-то в 964 г.,а в 955-957 гг. ему было лет 13-15.Если бы Ольга хотела его крестить-крестила бы по возвращению в Киев,не думаю,что для неё было препятствием это,когда он был отроком.Но по какой-то причине ей было нужно оставить его "родновером". В целом же затем она принимала уже послов западного императора в Киеве,то есть вообще вела гибкую политику в вопросах веры.Я бы сравнил её позицию с позицией Миндовга Литовского в XIII веке,который крестился и получил титул короля от папы римского,что не привело к массовому обращению Литвы,но очевидно было выгодно ему с политической точки зрения.
4) Конфликт Ольги со Святославом,описанный в летописи не стоит раздувать.Думаю мать и сын достаточно хорошо понимали друг друга.Рассказ про то,что Святослав боялся,что "дружина посмеется" тоже извините на уровне того,что выбор православия в 888 году был продиктован причинами, что у немцев тоскливо в храмах,мусульмане против вина,у жидов (прошу не счесть оскорблением,так как для X века вполне нормальный этнический термин в тех же летописях) нет родины,а вот в Царьграде ну так красиво,что дух у всех захватывает. Думаю,что Святослав вполне терпимо относился к христианству,не мешал матери во всяком случае знакомить юных княжичей Святославичей с "катехезисом" (слухи о симпатии Ярополка к латинской вере, последующее крещение Владимира в православие). Думаю,что и в той же дружине Святослава были христиане и поскольку он хотел сделать Преслав центром своего государства,очевидно,что завоевание Болгарии должно было подразумевать определённый компромисс и с христианской верой подданых (причём отмечу,что Святослав делал упор именно на завоевание, в отличие от Игоря или Олега,которым достаточно было совершить набег под стены Константинополя (не всегда,впрочем и удачный),повесить щит на врата Царьграда,получить торговые преференции и вернуться восвояси). Так что я думаю, Святослав был достаточно терпимым (может даже больше, чем его сын Владимир,несмотря на воспитание "равноапостольной" бабки,попытавшегося вначале ввести централизованную языческую религию и практиковавшего человеческие жертвоприношения, подобные факты в отношении "язычника" Святослава летописи не сохранили).Думаю,что Святослава можно назвать язычником на манер римского императора Александра Севера,который в домашнем храме имел статуэтки с изображением Митры,Авраама,Христа и классических богов античности. Я не исключаю, что Святослав мог поклоняться и Христу в том числе.
5)Вообще вопрос о том,каким богам молились первые Рюриковичи до конца не ясен (думаю летописи подретушировали этот момент). Если учесть,что они были из Сканлинавии (не будем в данном случае рассматривать другие версии происхождения-не суть),то по идее они должны были поклоняться Одину или Тору,а Пеоуна или Рода не слишком жаловать,как божеств туземного населения.В то же время летопись не называет божеств из скандинавского пантеона,а о славянских божествах говорит в ограниченном количестве,да и то перед самым крещением,когда Владимир озадачился.При этом необходимо учитывать известия о крещении ещё Аскольда (Николая) (но не Дира?), а также тот факт (известный из западных хроник),что Рюрик (если принять его тождество с Рюриком Ютландским-не последний человек в Европе) принмал крещение при франкском дворе. Так что не асё так однозначно с их язычеством (очевидно,только,что свояк Рюрика Олег (Орвард Одд-Стрела) Вещий был убеждённым язычником,о чём говорит его прозвище и сам эпизод с волхвами и конём).Что касается Святослава,то разговор с матерью,приведённый в ПВЛ,говорит лишь о том,что он предпочитал в открытую не обращаться в христианскую веру,очевидно из тех же государственных и военных интересов,из которых его мать была христианкой.В его дружине были разные люди — и язычники, и вероятно христиане,а может ещё Бог знает кто).Им надо было побеждать врагов,а открытое обращение князя к какой-то вере символизировало бы раскол дружины и то,что он отдает предпочтение одной из религий.Да мать не особо и настаивала (хотела бы обратить-как я сказал,сделала бы это,когда он был отроком),впрочем он на неё оставил и воспитание своих детей и очевидно не возражал против их знакомства с христианством. Вот моя версия того,как могло быть дело на самом деле.А у нас потом понавешивали историографических и религиозных ярлыков,которые видимо имели отдалённое отношение к реальности-та "равноапостольная",а этот "язычник".А традицию как говориться нелегко преодолеть,вот до сих пор и ломают копья по поводу памятников,так и не пытаясь очевидно выработать научный подход к решению вопроса,каким же "язычником" был Святослав и какой "христианкой" Ольга.