случайно попалась книга Андрея Михайловича Туркова про Салтыкова-Щедрина (серия ЖЗЛ, 1965)
Начал читать, и понял, что это – тяжкое наследние исторической школы М. Покровского: не, ну то, что Писарев и Каракозов – это замечательные люди и пример для подражания – уже не удивило. Удивило другое: полное одобрение автором таких вот рассуждений:
«В Западной Европе, — писал несколько лет спустя Чернышевский, — покажется ненатуральным и невероятным, чтобы даже австрийские немцы считали несчастием для государства тот случай, когда их правительство одержало бы победу, и надеялись добра только от поражений своей армии. Но мы совершенно понимаем это чувство».
«Совершенно понимаем» — потому что сами пережили это в Крымскую войну, когда в среде петербургской интеллигенции, к которой принадлежал Чернышевский, сообщение о падении Севастополя передавалось с естественной горечью за понесенные жертвы и вместе — с радостью, что исчезает последняя опора, которой пользовались защитники старых порядков.
«…Приходится даже бояться успехов русского оружия из опасения, чтобы это не придало правительству еще более силы и самоуверенности», — записывал Грановский в январе 1855 года.
«…Мы терзались известиями о неудачах, зная, что известия противоположные приводили бы нас в трепет», — вторил молодой историк Сергей Соловьев.
Банкротство николаевской системы было полным.
Или ругает русскую армию, взявшую Ташкент – мол, разграбили, а потом туда поехали ненужные чиновники – эксплуатировать. (и это при том, что в советское время это подавалось как прогрессивное событие – огромные области перевели из дикого феодализма в более мягкий и развитый!)
Видимо, автору больше нравилось, когда узбеки жили под властью хана и могли продавать рабов или отправиться в рабство – социальная лестница как-никак! А заодно, похоже, он представляет частников шедших почти одновременно Второй Опиумной войны (разграбивших Пекин) и участников «реконструкции» южных штатов США (слабо отличавшейся от оккупации недочеловеков) как светозарных рыцарей добра, несущих порядок и слыхом не слыхавших про грабежи...
Потом посмотрел в википедии послужной список автора и сложилось впечатление, что это была обычная либеральная сволочь, которая при советской власти тратила энергию на обличения царских времен, а потом, когда ограничения сняли, занялась милой сердцу русофобией уже в чистом, всеобъемлющем виде.
Вот например, его статья по поводу Чеченской войны:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2014/5/20t.html
и вообще тут богато такого:
http://magazines.russ.ru/authors/t/turkov
А вот – интервью «Новой газете» (http://www.novayagazeta.ru/arts/64995.html ) «У нас забвение — на потоке», где автор уже первой фразой заходит с козырей:
«Новая» — очень мне близкая газета.
Ну и дальше: «У Светланы Алексиевич есть замечательная книжка о людях, которые пытались покончить жизнь самоубийством... О блокадниках старались молчать и не особо заботиться, чтобы они жили в пристойных условиях.»
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели