http://kp.ru/daily/22498/15536/
Солдаты-чеченцы из спортроты СКА МВО направляют автоматы на генералов, атакуют караулку и обещают убить офицера ФСБ
Сергей ГЕРАСИМЕНКО — 21.02.2002
В январе мы рассказали о первой за последние десять лет попытке призвать в Российскую армию юношей из Чечни (см. «КП» от 17 и 19 января — «Чеченский бунт в кремлевской бригаде» и «Как усмиряли чеченский бунт в кремлевской бригаде»). Командование выполняло все требования своих новых подчиненных (отдельное питание, коврики для намаза, нежелание носить форму), а во всех конфликтах считало виновными офицеров бригады.
Наше расследование вызвало вал возмущенных читательских звонков и писем. Но буквально через две недели после публикации в редакцию позвонили из самой бригады:
— Вы написали, может быть, процентов 20 из всего, что вытворяет у нас чеченская спортрота...
Рота повышенной секретности
Встретились мы в метро. Офицера Севастопольской бригады «майора Алексеева» я узнал почти сразу. По нелепо торчащим из-под куртки оливковым штанам с красным офицерским кантом и затравленному взгляду.
— Настоящее имя все равно не скажу. Замначштаба бригады подполковник Калинин всех офицеров предупредил: кто хоть что-нибудь про чеченскую роту ляпнет, пусть сразу готовится на замену в Забайкалье — страну вечнозеленых помидоров. Знаете, как ЗабВО расшифровывается? Забудь Вернуться Обратно... Вот все и молчат. А у меня уже сил не хватает на этот бардак смотреть. Наши чеченцы обращаются к офицеру: «Эй ты!» Толкнуть офицера при всех — это сейчас в бригаде в порядке вещей. Майора Пашу Перунова просто вынесли из казармы на руках и, как куль с картошкой, бросили в сугроб. Естественно, виноватым оказался Перунов. У нашего командования сейчас одна песня: они, мол, дети войны, с ними надо только по-хорошему. А «дети» наглеют на глазах!
— И что, все 77 человек — полные «отморозки»?
— Да нет, человек 15 прекрасно понимают, что в Москве
в спортроте служить — это не в Курчалое на «зачистке». Кстати, их-то телевизионщикам и показывали, когда командование после ваших публикаций пресс-конференцию устроило. Всех остальных увезли на тренировку. Но что через полгода даже с нормальными пацанами будет? Они постоянно себя ощущают как среди врагов. Сейчас с ними цацкаются, а встречали-то неласково. Еще когда призывали, обещали, что они будут жить в гостиницах, заниматься только спортом да еще получать по 3 тысячи рублей зарплаты. А вышло — строевая часть. Перед самым приездом кто-то напротив их будущей казармы на двери намалевал: «Смерть чеченцам». Говнюк, конечно... Но посудите сами, офицеры возвращаются из Чечни, у них там друзей убивают. Нельзя же нервы у людей так испытывать! Рассказать, как они принимали присягу, на которую вас не пустили? Выходит боец вразвалку, читает что-то на чеченском. При этом все смеются. В строю передергивают затворы, направляют оружие в сторону приезжих генералов. Слава богу, что все патроны из автоматов офицеры вытащили. Уже к концу ритуала из Солнечногорска из самоволки вернулись двое. Оказывается, они там какого-то чеченского «авторитета» хоронили...
Тут майор потянулся к тертой папке из кожзама. Достал несколько ксерокопий плохого качества:
— Это подтверждение того, что и так знает весь гарнизон. Хочу от греха подальше уничтожить, но решил сначала показать вам. Взгляните, мы уже не можем защитить от чеченцев ни своих женщин, ни боевые посты.
На штурм караулки — с «Аллах акбаром»!
Началось все с самоволки. Сотрудниками ОВД «Ясенево» 27 января были задержаны рядовые Алакуев и Гачлуев. Милиционеры просто остановили кавказцев в спортивных костюмах для проверки документов. Однако документов у них не оказалось. Уже в отделении выяснилось, что оба — военнослужащие, поэтому милиция передала их военной комендатуре. Коменданту не привыкать: объявив самовольщикам по десять суток гауптвахты, он распорядился отвезти Алакуева и Гачлуева в родную часть.
Оказавшись в бригаде, нарушители наотрез отказались садиться в камеру предварительно задержанных. Напрасно помощник начальника караула старший лейтенант Юрчак убеждал их в неотвратимости наказания. И уж совершенно
напрасно позволил им позвонить в свою роту.
— Быстро позови кого-нибудь из чеченцев! — приказали они старшему лейтенанту Стерлигову, взявшему трубку.
Офицер сдуру позвал, и буквально через несколько минут 20 человек ворвались в ротную канцелярию. Около часа командиры уговаривали спортсменов разойтись, читали им уставы и объясняли, что их товарищам все-таки придется посидеть на «губе». Даже звонили Дэги Багаеву (некогда министр культуры и спорта Чечни при Джохаре Дудаеве, сейчас курирует спортроту от столичной чеченской диаспоры. — Ред.). Но даже Багаев не смог убедить своих юных земляков.
Кстати, именно родственника Багаева рядового Тимура Баштарова офицеры роты считают главным зачинщиком всех беспорядков. Его и еще четверых чеченцев в бригаде так и прозвали — «Тимур и его команда».
— А дальше надо было видеть, — мрачнеет «майор Алексеев». — 40 чеченцев с криками «Аллах акбар!» несутся к караулке выручать своих товарищей и едва не сносят передовой пост. Часовые передергивают затворы, но им приказано не стрелять. По тревоге поднимается дежурное подразделение, появляется полковник Григорий Нагорный из штаба округа. Словом, еле отбили караулку... Но тут привозят еще двоих чеченцев из УВД «Китай-город». И снова бунт до утра...
Наутро 10 суток ареста Гачлуеву и Алакуеву он заменил на 3 суток, но даже их они не отсидели. Воспользовавшись сумятицей, они добрались-таки до роты, а оттуда их уже не выпустили товарищи.
— Никакого наказания за ночной бунт никто до сих пор не понес, — продолжает майор. — За три месяца вообще ни одному чеченцу не было объявлено ни одного взыскания.
Как рядовой Турлоев хотел прапорщика «отыметь»
Из всего комсостава чеченской роты, пожалуй, больше всего с подчиненными не повезло фельдшеру — прапорщику Елене Говрило. Жена полковника (муж еще не перевелся из Забайкалья) вынуждена жить из-за офицерского бесквартирья в комнате спортзала, что аккурат напротив самой спортроты. Ченские солдаты стучатся к ней почти круглосуточно. А в качестве намека как-то подкинули пачку презервативов. Елена умоляла ее отселить от своих гиперсексуальных подопечных, но командиры отчего-то решили, что таким образом она выбивает себе квартиру.
24 января фельдшер должна была отвозить в Подольский военный госпиталь очередную партию больных. Что случилось дальше — написано в ее рапорте.
Как думаете, что было бы, если бы в полном автобусе чеченцев где-нибудь под Аргуном кто-нибудь пообещал «отыметь» молодую горянку во всех позах? Поверьте, он уже был бы мертв. А вот рядовой ходит в увольнения, назначает свидания. Замкомроты же Марейкина хватило лишь на то, чтобы написать в своем рапорте, что Турлоев попытался оскорбить его на чеченском языке...
Турлоев вообще оказался личностью знаменитой. Та самая пуля в бедре оказалась калибра 5,45 мм (это стандартный калибр автоматов Российской армии, а вот чеченские боевики предпочитают более старые модели Калашникова — калибра 7,62 мм). Сам чеченец объяснил, что убегал в Ачхой-Мартане от обстрела и случайно поймал «дуру». Однако пуля вошла спереди, как обычно бывает только во время боя... Словом, есть над чем подумать не только командирам, но и особому отделу...
Именно Турлоев превратил лицо сержанта разведроты Зименкова в отбивную (только на губе парню пришлось накладывать 4 шва). Военная прокуратура возбудила уголовное дело. Кстати, узнав об опасности, Турлоев снова заявился к фельдшеру.
«Командиру 2-й спортивной роты. Подписано фельдшером спортроты прапорщиком Говрило Е. В.
Настоящим докладываю, что рядовой Турлоев А. 26.01.02 зашел в спорткомплекс, где я живу, в 20.00, сказал что у него есть разговор и если с ним что-нибудь случится и его привлекут к уголовной статье за избиение сержанта, то он расправится с моими близкими и со мной».
Отцы-командиры, наконец, обратили внимание на несчастного фельдшера. Чеченцу сделали внушение, он извинился, и Елена Говрило забрала свои рапорта. Вот только вряд ли перестала вздрагивать от каждого стука в дверь после восьми вечера. Впрочем, не только она одна...
«По пивку» после отбоя
— Что говорить, если даже сотруднику ФСБ, который работает в части, уже несколько раз грозили убийством! — говорит заместитель руководителя Сосенской сельской администрации Сергей Белоконев. — Прямо из строя и среди бела дня. А поселок у нас небольшой, все друг друга знают. Люди у нас теперь живут просто в страхе.
Поговорить с сотрудниками ФСБ, работающими в части, нам так и не удалось. Однако найти милицию труда не составило.
— Чеченцы из спортроты свободно гуляют по ночам, — говорит участковый инспектор поселка Мосрентген (на территории Мосрентгена стоит Севастопольская бригада. — Ред.), младший лейтенант милиции Алексей Бондарев. — В любой момент буквально из-за ерунды может вспыхнуть массовая драка. Ведут-то они себя вызывающе! У меня уже есть заявление от официанта ресторана «Родео» Александра Остапченко. Он уверяет, что 10 — 12 кавказцев в голубых спортивных костюмах с надписью «Россия» (именно так выглядит форма чеченцев-спортсменов), посещая ресторан (кто говорит, что служба в Российской армии тяжела?! — Ред.), приставали к женщинам, а если за слабый пол заступались молодые люди, лезли в драку. Кстати, в заявлении официанта еще написано, что люди в «спортивной форме» заходят в «Родео» практически ежедневно с 21 до 24 часов, а по субботам и пятницам сидят до 5 утра. Что солдаты делают в ресторане после отбоя и куда смотрят командиры — просто непонятно.
Пойдут ли офицеры к Басаеву?
На вопрос, зачем в придворной кремлевской бригаде создана чеченская рота и почему солдатам-чеченцам сходят с рук даже уголовные преступления, не может ответить никто. Есть одни догадки. Дескать, чеченская мафия таким образом готовит себе в Москве боевой резерв. И что за это приплачено — аж до самого «верхнего» руководства Генштаба. Чем на деле обернется суперсекретный эксперимент «Солдат Ваха», мы узнаем позже. 15 февраля он чуть не обернулся массовой дракой. После того как «спортсмены» отмутузили еще двоих солдат разведроты, вступаться за своих «сорвался» целый батальон. С саперными лопатками и дужками от металлических кроватей в руках. Говорят, чеченцы заняли круговую оборону и уже всерьез подумали о Подольском госпитале со сговорчивыми медсестрами. Слава богу, взбунтовавшийся батальон остановили замкомбрига и дежурный по части.
— После всего этого, — уже почти прокричал мне под грохот прибывающего метропоезда «майор Алексеев», — они чувствуют себя настолько вольготно, что предлагают наиболее грамотным офицерам перейти к Басаеву. Сначала осторожно рассказывают про свои подвиги, потом деньгами соблазняют. В общем, весело у нас теперь стало служить. То ли еще будет...
ДОСЛОВНО
Он сказал, что поставит меня раком...
«Настоящим докладываю, что рядовой Турлоев Анзор Дуквахович находился в госпитале по поводу диагноза «инородное тело (пуля) в нижней трети правого бедра». Выписан 18.01.02, рекомендовано лечение в медицинском пункте...
От медсестер медпункта поступали жалобы на плохое поведение рядового Турлоева А. Д. 24.01.02 он самовольно залез в автобус, который направлялся в госпиталь для обследования больных. Рядовому Турлоеву неоднократно объясняли, что швы ему снимут, как и предписано хирургом, 25.01 02 в медпункте или в кабинете спортроты. Но рядовой Турлоев решил ехать в госпиталь и сказал, что ни за что не выйдет из автобуса, так как у него назначено свидание в госпитале и ему туда надо попасть обязательно. При очередной попытке вывести его из автобуса он стал ругаться матом. Он стал угрожать мне, что поставит меня раком и вые...т во все дырки. Это заявление было сделано в присутствии всего автобуса солдат, и ему посочувствовали. Я вышла из автобуса за офицером майором Марейкиным. На просьбу майора Марейкина В. А. рядовой Турлоев выругался матом, и с великим трудом его удалось все-таки вывести. После этого все мои больные, кто направлялся в госпиталь, сказали, что он мне отомстит. Я думаю, это достойная плата за его лечение и за заботу о нем всего нашего офицерского коллектива. Прошу принять меры и разобраться в сложившейся ситуации.
25.01.02».
(Из рапорта прапорщика Елены Говрило командиру 2-й спортивной роты.)
P.S.
Сейчас военной прокуратурой возбуждено 5 уголовных дел против воинов-спортсменов. 2 из них — по факту самоволок, 3 — неуставных взаимоотношений (избиение капитана Киселева и 2 срочников). Вообще-то уголовных дел должно быть больше 20, однако процесс правосудия застопорился. До сих пор не завершена прокурорская проверка законности призыва новобранцев из Чечни. Кстати, если прокуратура сочтет призыв незаконным, то солдаты-чеченцы перестанут быть так называемыми объектами военного права. Это значит: то, за что русский (татарский, удмуртский, дагестанский...) призывник уже давно загнулся бы в дисбате, им запросто сойдет с рук.
МНЕНИЕ БЫВШЕГО ОФИЦЕРА БРИГАДЫ
Председатель координационного совета жителей поселка Мосрентген Анатолий ПАНЬКИН:
— Я когда-то сам служил в этой части. У меня в голове не укладывается, как в нее можно было пустить 77 здоровых чеченцев, когда в самой Чечне еще не закончилась война. В автопарке полно боеготовой техники, среди которой и самонаводящиеся зенитные комплексы «Стрела-10». А ведь фактически над бригадой проходит президентская воздушная трасса, ведущая к правительственному аэродрому «Внуково-2». Также на вооружении бригады — артиллерийские самоходки «Гвоздика». 2 — 3 выстрела из нее можно сделать, даже не заводя саму машину, а используя аккумуляторы. Дальность выстрела у «Гвоздики» — 17 километров. Власть, конечно, не захватишь, но сделать воронку вместо Мавзолея или Генштаба — это вполне реально.
У этих парней осталось хоть что-то святое?