"Автоваз" и "дочка" Great Wall
Руководство "Автоваза", столкнувшегося с проблемами с поставками комплектующих, вскоре после начала операции решило объявить корпоративный отпуск, который традиционно приходится на лето, в апреле. За три недели удалось организовать работу по-новому, хотя и сейчас сотрудники, отвечающие за закупки, живут, по выражению президента компании Максима Соколова, "как на вулкане": ежедневно отслеживают сотни комплектующих, которые могут попасть под блокировку и не добраться до завода.
При этом "Автоваз" активно работает над локализацией производства компонентов, чтобы не зависеть от поставок из-за границы. Уже возобновился выпуск Lada Granta, Lada Niva Legend и Niva Travel, в планах на 2023 год - вернуть на конвейер Lada Largus и перенести из Ижевска в Тольятти производство Lada Vesta. В следующем году концерн намерен выпустить 500 тыс. автомобилей - больше, чем в 2021 году даже с учетом моделей Renault.
"Дочка" китайского концерна Great Wall - "Хавейл мотор мануфэкчуринг рус" - единственный иностранный автозавод, работающий сейчас в России. На предприятии в Тульской области, открывшемся в 2019 году, выпускается весь представленный в стране модельный ряд. Как сообщали в Минпромторге РФ, новый автомобиль здесь сходит с конвейера каждые три минуты, но завод способен выпускать по машине раз в полторы минуты.
В сентябре 2020 года Haval заключил с Минпромторгом специальный инвестиционный контракт. Объем инвестиций в локализацию производства, включая выпуск таких ключевых компонентов, как двигатель, коробка передач, электронные блоки и системы управления автомобилем, должен составить 42,4 млрд рублей. В ближайшие шесть лет компания намерена достичь 80-процентной локализации производства на тульской площадке.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2022 года Haval вышла на второе место по продажам автомобилей в РФ (4,4 тыс. штук), за период с января по октябрь стала шестой с показателем около 24,5 тыс. машин. В прошлом году по итогам января - октября производитель замыкал первую десятку рейтинга.
"Москвич" и Nissan
Французская Renault, которая владела московским автозаводом с 1998 года, в марте 2022-го объявила, что покидает российский рынок, несмотря на чистый убыток в €2,3 млрд. Предприятие перешло в собственность правительства Москвы, решившего возродить бренд "Москвич".
Под маркой будут выпускать в том числе электромобили, в которых уже заинтересованы городские службы такси. До конца года предприятие планирует собрать первые 600 авто (включая 200 электрокаров), в 2023 и 2024 годах - 50 тыс. и 100 тыс. соответственно, 20% из которых будут электрическими.
Индустриальным партнером проекта выступает "Камаз", который получил от Росстандарта документы на отечественные кроссоверы "Москвич-3" и "Москвич-3е". Сперва "Москвич" займется крупноузловой сборкой: как говорил гендиректор завода Дмитрий Пронин, "чудес не бывает, и конечно, на первом этапе произвести автомобиль собственной разработки в столь короткие сроки невозможно". Первая такая машина, по его оценкам, сойдет с конвейера "Москвича" в 2025 году.
Мощности японского концерна Nissan, который, как и французские партнеры по альянсу, решил полностью уйти с российского рынка, за €1 достались ФГУП "НАМИ". В японской компании оценили потери примерно в 100 млрд иен ($686 млн), а российская сторона получила не только завод, способный производить до 100 тыс. автомобилей в год, но и научно-исследовательский центр и центр продаж и маркетинга. Рабочие места сохранят свыше 1,6 тыс. сотрудников предприятия в Петербурге, персонал которого до конца года находится в оплачиваемом простое.
Что именно будут производить на этой площадке, пока неизвестно. В прессе упоминалось, что на завод при посредничестве "Камаза" может прийти китайская компания FAW, но официально об этом не объявлялось.
Планы "Соллерс авто"
Компания "Соллерс авто", которая управляет заводами во Владивостоке, Елабуге (Татарстан) и Ульяновске, с уходом иностранных партнеров планирует развивать производство самостоятельно. Так, она выкупила 49-процентную долю концерна Ford в совместном предприятии, где намерена до конца года наладить выпуск легких коммерческих автомобилей под собственным брендом.
Также российский производитель приобрел долю Mazda Motor в совместном предприятии во Владивостоке. Японский концерн не скрывал, что российский рынок для него очень важен, но разрыв цепочек поставок вынудил руководство компании выйти из проекта. На этом Mazda Motor потеряет, по собственным оценкам, 12 млрд иен (82 млн). Руководство "Соллерс авто" подчеркивает, что рабочих не сокращают, а отправляют в простой, - уже в следующем году на площадке планируют начать выпуск новой модельной линейки.
Петербург, Калуга, Нижний Новгород
Петербургский завод, где собирают автомобили южнокорейских брендов Hyundai и Kia, не работает с 1 марта. В СМИ появлялись публикации, что руководство обеих компаний рассматривает варианты ухода из России, но финальных решений пока не принято. Предприятие находится в простое, 2,3 тыс. его сотрудников переведены в этот режим до конца ноября.
Германский автоконцерн Volkswagen Group, который в 2021 году по версии журнала Forbes заняла первое место в рейтинге крупнейших иностранных компаний в РФ, приостановил работу своих производственных площадок в Калуге и Нижнем Новгороде 3 марта. Решение об их судьбе не принято до сих пор, один из вариантов - продажа активов дочерней компании "Фольксваген груп рус" третьему лицу. "Группа ГАЗ", которая сотрудничала с германским партнером по нижегородской площадке с 2011 года, уже заявляла, что планирует обеспечить альтернативную загрузку предприятия.
С апреля прекращено производство на еще одном крупном автозаводе в Калуге - "ПСМА рус", 70% которого владеет компания Stellantis (бренды Citroen, Fiat, Opel, Peugeot и другие), а 30% - японская Mitsubishi Motors. В качестве причины приостановки назывались перебои с поставками комплектующих на фоне западных санкций. Заявлений о дальнейших планах владельцы пока не делали.
"Автотор"
Калининградский "Автотор" - одно из крупнейших в России предприятий по сборке авто, которое начало выпуск машин иностранных марок первым в стране еще в 1997 году. В последние годы завод занимался сборкой автомобилей южнокорейских Kia, Hyundai и германской BMW.
Концерн BMW объявил о приостановке выпуска машин в Калининграде, сборка Kia и Hyundai прекратилась в октябре. При этом Hyundai Motor, по информации источников газеты The Dong-a Ilbo, рассматривает возможность продажи российского актива.
Вместе с тем "Автотор" не собирается закрываться: в октябре завод сообщил о подготовке оборудования для выпуска авто новых брендов, каких - пока не уточняется. Еще до этого предприятие объявляло о планах в следующем году выпустить 50-70 тыс. машин. По данным газеты "Ведомости", переговоры о сборке в России автомобилей ведет китайская корпорация BAIC (Beijing Automotive Group). Кроме того, "Автотор" инвестирует не менее 32 млрд рублей в создание инфраструктуры для производства электромобилей, включая заводы аккумуляторных батарей и электродвигателей, которые планируется сдать в эксплуатацию в конце 2023 года.
Toyota
В сентябре японская корпорация Toyota Motor объявила о решении закрыть свое предприятие в Санкт-Петербурге, работа которого была приостановлена в марте, но продолжить в России послепродажное обслуживание автомобилей марок Toyota и Lexus и поддержку дилерской сети. С середины ноября на заводе, персонал которого насчитывал около 2 тыс. человек, начали увольнять сотрудников, этот процесс завершится через несколько недель. В отчете за второй квартал текущего финансового года (начался 1 апреля) корпорация оценила свои затраты из-за этого примерно в 97 млрд иен (более $650 млн).
Завод Toyota, открывшийся в 2007 году и рассчитанный на выпуск 100 тыс. автомобилей в год, в рамках специального инвестиционного контракта с Минпромторгом РФ выпускал модели RAV4 и Camry. Его дальнейшие перспективы неизвестны, но петербургский губернатор Александр Беглов заверял, что производственная площадка сохранит свое промышленное назначение.