Самое интересное, что заголовок не кликбейт, Государственный совет Татарстана на этой неделе принял исторические поправки в Конституцию республики.
Принятый закон содержит 64 поправки. Как сообщил глава комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, изменения затрагивают 6 из 7 разделов Конституции, 60 статей из 126. При этом 25 норм Основного закона республики признаются утратившими силу.
"Раис"
Все обсуждают, что теперь президент Татарстана именуется "Раисом"(по-арабски глава), но поверьте, это далеко не самое интересное. Если называть вещи своими именами, то данные поправки усиливают личную власть Миниханова и дают ему возможность избраться на новый срок, но постепенно размывают татарские этнократические институты.
Глава (раис) Татарстана получает полномочия отправлять в отставку глав районов и городских округов. При этом сам глава Татарстана может уйти в отставку в связи с утратой доверия у президента России.
В новой редакции Конституции Татарстана больше нет положения, что "одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд". Главой (раисом) можно избираться бесконечное число раз.
Главе Татарстана не обязательно знать татарский язык. В новой редакции Конституции Татарстана больше нет требования, что кандидат на пост президента республики должен владеть государственными языками — русским и татарским. В новой редакции лишь сказано, что глава "при осуществлении своих полномочий использует государственные языки".
Суверенитет
Из статьи 1 Конституции Татарстана убраны упоминания суверенитета и договора о разграничении полномочий. "Республика Татарстан — демократическое правовое государство в составе Российской Федерации", — говорится в новой редакции. До этого Татарстан был государством, "объединенным с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором".
Полностью утратила силу статья №25, которая раньше звучала так:
"Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» — составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан".
Вместо суверенитета появляется термин "государственность". Она выражается в обладании республикой "всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, наличии своей территории, населения, системы органов государственной власти, своей Конституции и законодательства, государственных языков и государственных символов Республики Татарстан".
Одновременно с появлением термина "государственность" норма конституции о гражданстве РТ утратила силу. Раньше в конституции была статья №21:
Республика Татарстан имеет свое гражданство.
Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан.
Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации.
Теперь этой статьи нет. Получается такое государство без гражданства.
Упоминание суверенитета исключается и из других статей Конституции Татарстана. Например, в статье 3 многонациональный народ больше не "носитель суверенитета". "Власть в Республике Татарстан осуществляется ее многонациональным народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления", — говорится в новой редакции документа.
Депутаты, Суд, Прокуратура
Из Конституции убирается норма, что депутат Госсовета республики "обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий". Однако, по сути, она давно не действовала. Согласно федеральному закону, неприкосновенность есть только у депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ.
Исключается ряд полномочий парламента Татарстана. Например, Госсовет больше не имеет права толковать законы республики и устанавливать систему органов исполнительной власти региона. Кандидатуру премьер-министра республики парламент будет только согласовывать, а не утверждать — как ранее. Кроме того, Госсовет не будет согласовывать кандидата на пост прокурора республики.
Фактически, Госсовет — это главный этнократический институт и инструмент в руках местных нацэлит, данные поправки его существенно ослабляют и усиливают более зависимого от федерального центра "Раиса". Всё это хорошо.
В новой Конституции убирается упоминание Конституционного суда республики, который по требованию федерального центра был упразднен с 1 января 2023 года. Однако теперь, сказано в законе, в Татарстане "может быть образован Конституционный совет республики".
Также в новой редакции убираются упоминания Арбитражного суда, судов общей юрисдикции, поскольку все они подчиняются федеральному центру. Судебную власть в Татарстане составляют только мировые судьи.
Сокращается статья о работе прокуроров. "Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом", — сказано в новой версии статьи 114.
Выводы
Подводя итог можно констатировать, что движение идёт в правильном направлении. В национальных республиках постепенно расщепляются институты реальной государственности в замен на привилегии местным "миниханам", зависимость которых от Москвы увеличивается. Фактически, данные поправки — это приведение регионального законодательства в соответствии с федеральным и мы легко можем смоделировать такую ситуацию, когда, например, на федеральном уровне примут норму, что конституция в России может быть только одна, а потом окажется, что и наличие самих республик в составе РФ противоречит "обновлённой" конституции. Всё это хорошо, но надо понимать, что этот путь верный, но долгий и главное идя по этой дороге не споткнуться. Более двух лет назад мы уже писали, что идея поднять статус городов и муниципалитетов — правильная и это усилит общую конструкцию, за это время у нас появилось больше пятидесяти тысяч новых подписчиков, поэтому рекомендуем перечитать здесь.
Соавторами принятых поправок стали 47 депутатов, то есть почти половина от численного состава парламента республики. В их числе оказались глава фракции "Единой России" и вице-спикер Госсовета Юрий Камалтынов, вице-спикер Марат Ахметов, секретарь парламента Лилия Маврина, главы всех восьми профильных комитетов, лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, глава депутатской группы "Татарстан — Новый век" Артур Абдульзянов, руководитель объединения женщин-депутатов "Мэрхэмэт — Милосердие" Алсу Набиева. А вот Спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, который агитировал всех жителей республики записываться в татары на всероссийской переписи населения в числе соавторов поправок не оказалось, тоже показательно.
Тихо-мирно поддушили Татарстан, прикрывшись фиговым листком Раисы. На фоне СВО новость вообще утонула.