Российские авиакомпании вывели из-под зарубежных рисков более половины самолетов
Как выяснил “Ъ”, менее чем за три года санкций против гражданской авиации РФ перевозчикам удалось избавить от двойной регистрации, мешающей полетам за рубеж, около 360 самолетов — более половины оставшегося в РФ флота. С учетом SSJ-100 за рубеж теперь могут летать более 500 лайнеров. В будущем это также позволит снизить сумму судебных претензий западных страховщиков к российской стороне, отмечают эксперты.
К середине января 2025 года в регистрации Бермуд (ВСАА) осталось 300 иностранных воздушных судов (ВС) из парка российских авиакомпаний, следует из сведений ВСАА, с которыми ознакомился “Ъ”.
По данным Росавиации, до введения санкций против гражданской авиации РФ, на 24 февраля 2022 года, в ВСАА было зарегистрировано 745 самолетов, по данным Минтранса — 768. Доступ к около 80 ВС после объявления санкций был утрачен. Еще 36 ВС — в реестре Ирландии (IAA), из которых 19 эксплуатировала «Россия», остальные — АЛРОСА, iFly. Пять самолетов из IAA было утрачено, еще четыре ВС «России» выведены из реестра.
Таким образом, с марта 2022 года перевозчикам удалось избавить от двойной регистрации как минимум 365 оставшихся в России иностранных ВС. Это более половины парка иностранных самолетов авиакомпаний РФ, которые обеспечивают 95% перевозок. С учетом SSJ-100 за рубеж из РФ теперь могут летать более 500 лайнеров. Представители ВСАА и IAA от официальных комментариев воздержались.
Большинство используемых авиакомпаниями РФ иностранных самолетов находились в зарубежном лизинге. Собственники не хотели регистрировать их в реестре РФ, объясняя это недоверием к прозрачности и полноте процедур поддержания летной годности и регистрировали ВС на Бермудах и в Ирландии. Страна регистрации, согласно приложению 83-bis к Чикагской конвенции, отвечает за поддержание летной годности и сертификацию изменений в конструкции судов. Когда авиация РФ попала под санкции, Бермуды и Ирландия приостановили действие сертификатов летной годности российских самолетов, после чего поднимать их в небо законно стало нельзя. Тогда перевозчики начали переводить их в реестр РФ. Регистрация более чем в одной стране запрещена, что делает невозможными полеты за рубеж на самолетах с двойной регистрацией.
Лидер «дебермудизации» флота — группа «Аэрофлот», у которой на сегодня в регистрации Бермуд остается 65 ВС, в IAA — 14. На сегодня в группе от двойной регистрации «очищены» 192 самолета. За средства ФНБ группа переоформила 93 ВС: 83 — по сделкам страхового урегулирования, десять Boeing-777 — через завершение финансового лизинга. На эти цели ушло более 250 млрд руб. из почти 300 млрд руб., выделенных из ФНБ. Еще восемь А330, находившихся в финансовом лизинге, группа приобрела из своих средств. С использованием средств ФНБ также переоформлены 45 самолетов S7 и 19 — «Уральских авиалиний». Собственником переоформленных с участием средств государства самолетов стала подведомственная Росавиации «НЛК Финанс».
В сентябре 2024 года глава «Аэрофлота» Сергей Александровский говорил, что группа ведет переговоры о страховом урегулировании по оставшимся 133 ВС, что может потребовать 350 млрд руб. Другие перевозчики необходимой суммы для завершения сделок урегулирования по оставшимся самолетам не раскрывали. У S7, которая вывела из реестра ВСАА 51 самолет, в двойной регистрации остается 52 пассажирских ВС, у «Уральских авиалиний» — 33 ВС. У Utair в регистрации Бермуд остается 24 из 56 самолетов: как писал “Ъ”, часть парка находилась в собственности самого перевозчика.
В авиакомпаниях, Минтрансе, Росавиации, Минфине и Минэкономики “Ъ” не ответили. Пять источников “Ъ” в отрасли говорят, что новых траншей господдержки на сделки не было и движения по этому вопросу пока нет. Как подчеркнул близкий к правительству собеседник “Ъ”, «решения и денег нет, но вопрос не снят с повестки».
При этом некоторые авиакомпании, судя по всему, расплачивались за сделки с самолетами из собственных средств. Так, лизинговая Dubai Aerospace Enterprise (DAE) отчиталась, что получила с сентября по декабрь 2024 года $201 млн в рамках страхового урегулирования. Источники “Ъ” утверждают, что речь идет о семи самолетах для компаний за пределами топ-5 крупных перевозчиков. В DAE “Ъ” не ответили.
https://www.kommersant.ru/doc/7431939
Мощно разрулили. Вспоминаются крики весной 2022го, что российские авиакомпании никуда летать не смогут, договориться с лизингодателями невозможно и так далее.