Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Ivto, Reymet_2, Mockingbird19

аддафимания, джамахи..

Ответить
Владыка Континентов
Цитата

аддафимания, джамахи..

аддафимания, джамахирифрения или ливийский психоз

24 августа 2011, 13:23 [«Аргументы.ру», Александр Беляев ]

Каддафимания, джамахирифрения или ливийский психоз

Склонность живейшим образом интересоваться и всерьез озабочиваться «судьбами испанских оборванцев» гораздо серьезнее, чем происходящим прямо «под носом» имеет в принципе достаточно почтенные корни.

Весьма условно «первой волной», неким прототрендом можно считать Балканские войны, когда сочувствие бедам братьев-славян приняло некие организованные формы среди более-менее широких слоев населения. Бурская война добавила несколько своих копеек, но окончательно оформил все до, можно сказать, совершенства сам Лев Троцкий. И пошло… Ледоруб еще не пробил ему голову, а «международное положение» уже стало притчей во языцех.

Сегодня детище господина Бронштейна продолжает цвести махровым цветом. Информационное пространство – живейшее тому доказательство, причем в самых даже микро его проявлениях.

Куда ни сунься – одна сплошная Ливия. Триполи то бомбят, то не бомбят, Каддафи сказал то, сделал се. Картинку снимают в Катаре, повстанцы зверствуют, Америка – сволочь, Европа – гнида казематная – короче: котел мозгов кипит по полной. По фигу, что дома масса проблем – лишь бы Муамару было хорошо.

Я еще удивляюсь как это до сих пор нет ни одного вербовочного пункта, где под плакатом с колоритным Каддафи в позе дяди Сэма с указующим перстом набирают добровольцев, готовых ринутся в ливийские разборки.

Соплячки, не умеющие связать двух слов не прибегая к помощи «типа» и «как бэ-э-э» вопят «Ливия, мы с тобой!». Это же исторгается из уст потертых жизнью дядек, с трудом наскребающих на бутылку водки. Это же выбивает на клавиатурках офисный планктон, вне зависимости от своего официального ранга.

Какая на хрен Ливия, ребята, вы что? У вас каждый день отгрызают по куску прав, а вы – вперед, полковник? Его номер – в общем потоке – двести пятьдесят седьмой, где-то между конкурсом на самый большой пельмень и фактом накачки очередной актрисулькой себе в задницу очередной порции силикона или чего они там себе закачивают.

Вас нагло обманывают с больничными, пресловутыми талонами техосмотра, с трудовыми книжками, со школами и детсадами, со всем чем, можно, а вы – да здравствует Джамахирия?

Да, больничные и махинации с голосованиями и всякими там «праймериз» это скука смертная, это неэффектно, это не форсунка для сброса накопившейся энергии, хотя – с какой стороны посмотреть.

Когда вороватые депутатики, ратующие за освобождение убийцы преподнесут тебе закончик, согласно которому ты будешь вынужден дохнуть и вкалывать под угрозой полного разорения – Каддафи тебе подкинет? Вряд ли, хотя с капиталами у него полный фарш и ажур.

Когда лидер партии в очередной раз впадает в отрезательное рвение из-за территорий, представляющих ежесекундную угрозу твоей жизни, кто аргументировано противопоставит ему альтернативу – сыновья Муамара, уже по нескольку раз убитые и воскресшие? Не думаю. У них такой проблемы нет. А у тебя – есть.

И те, кто ее создает, между прочим, в гробу видели всю эту Ливию, вместе с ее разборками. Они вряд ли знают где эта страна расположена. Они занимаются своими делами, методично, упорно, без лишнего пафоса. Дела их – в сравнении с мировой ливийщиной – мелки, малозаметны и скучны. Но делаются прямо у тебя во дворе, под твоими – пока еще – собственными окнами. Выглянуть из которых тебе мешает инфернальная необходимость следить за событиями на севере Африки.

И когда ты однажды все-таки выглянешь – не удивляйся почему у тебя, кроме исподнего ничего не осталось, да и то уже вряд ли твое. Главное, чтобы у Каддафи все было хорошо…

«Ну это же шоу! Наподобие футбола там и так далее,- говорит коллега, — а народ обожает шоу, чего удивляться-то?» Да, собственно, не чему… Просто, тот, кто погрязает в том или ином шоу в итоге оказывается на помойке…

Игрок
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Абрамий пишет: Вас ..

Абрамий пишет:

Вас нагло обманывают с больничными, пресловутыми талонами техосмотра, с трудовыми книжками, со школами и детсадами, со всем чем, можно, а вы – да здравствует Джамахирия?

"Человек без мечты — как птица без полёта"

Books Should Be Free

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Абрамий пишет: Кадд..

Абрамий пишет:

Каддафимания, джамахирифрения или ливийский психоз

В комментариях все сказали.

  1. Какая правильная статья!

    Вкратце смысл: Свиньи! а ну уткнулись носами каждый в свое корыто! Жуйте пайку, завдуйте соседу, у которого пайка больше и не смотрите на соседнее стойло, где режут свинью, до которой дошла очередь!

  2. Раздражены вы очень. Неправильно народ думать стал, не по сценарию... Вы им про проклятых бюрократов, а они вдруг так обнаглели, что задумались о главарях мафии.

    А вы просто не удосужились объяснить, почему собственно внимание к заграничным новостям должно мешать вниманию к местным. И...что-то не стыкуется- ведь власти российские как раз присоединились к хору "Каддафи должен уйти". Так что ж вы пургу гоните, что вам власти "специально" подогревают эту тему. Наоборот, топили, что есть мочи. Вон Лукин прямо точно как вы выступал- забудьте,мол, на что вам какая-то Ливия.

    Есть много неравнодушных людей, а вам это почему-то не нравится. Можно догадаться, почему- эти неравнодушные люди , в свою очередь, на дух не переваривают тех, кто борется с "кровавым режимом" за грантики и мечтает о слиянии/растворении России с глобальным проектом.

    И, наконец, почему "сначала" надо видеть подлость в своей стране, и ни в коем случае не замечать подлости за границей, особенно если обе эти подлости творятся, в общем-то, одними и теми же силами?

альтистории тайный советникъ
Цитата

тухачевский пишет: ..

тухачевский пишет:

22-го полка ВС ВелБритании

22 полка САС.

Радуга пишет:

И, наконец, почему "сначала" надо видеть подлость в своей стране, и ни в коем случае не замечать подлости за границей, особенно если обе эти подлости творятся, в общем-то, одними и теми же силами?

ZOG ZOG ne spit! А если серьезно — бегать с плакатиком "спасите Каддафи" в Москве очень просто. А вот реально поехать в Ливию что-то никто не решился.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Nagel - Ну а в Югосл..

Nagel — Ну а в Югославию многие реально ехали, в свои годы, и чо ?!

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории тайный советникъ
Цитата

Магомед пишет: Ну а..

Магомед пишет:

Ну а в Югославию многие реально ехали, в свои годы, и чо ?!

Тенденция, однако.

Лучше бы это время он потратили на работу и обучение. Может тогда чем то будут отличатся от тех же арабов.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Nagel - При нынешнем..

Nagel — При нынешнем положении вещей ?! Неа, не будем, ибо все просрано, и продано... И мы, и страна.

А вы ржите, ржите, юноша, вам не понять уже наверное хотя бы того, как стоишь перед амерским посольством , а оно все раздолбано, и флага нет — тряпка давно сорвана и разорвана людьми, и ни один янкес не высовывает свое жало из под зановески — боится, да. При том что и ОМОН перед тобой, слугами янки присланный, но никто не боится, ага... Эх, молодость.

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории тайный советникъ
Цитата

Магомед пишет: А вы..

Магомед пишет:

А вы ржите, ржите, юноша, вам не понять уже наверное хотя бы того, как стоишь перед амерским посольством , а оно все раздолбано, и флага нет — тряпка давно сорвана и разорвана людьми, и ни один янкес не высовывает свое жало из под зановески — боится, да. При том что и ОМОН перед тобой, слугами янки присланный, но никто не боится, ага... Эх, молодость.

Ну что сказать. Образ врага полезна вещь для сколачивания народа в единое целое. Но это ширнармассам надо чтоб было на кого злость стравливать, а не правителям. Злым амерам РФ нафиг не сдалась. Вообще. В принципе. Если б они её в могилу свести серьезно хотели — давно бы уже свели. Если бы чеченам в годы 1 и 2 Чеченской помогали хотя бы так как помогали косовским албанцам или курдам — то Южная граница РФ была бы у Ростова и Астрахани.

Мир сложная штука и в нем нет "плохих" и "хороших".

Те же сербы Россию кидали не раз, заигрывая с Австрией и Францией, а про братьев -славян вспоминали тогда когда надо было им.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Nagel - В целом - &#..

Nagel — В целом — " дураков не сеют, не пашут, сами родятся....", ага ;)

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Магомед пишет: Неа,..

Магомед пишет:

Неа, не будем, ибо все просрано, и продано... И мы, и страна.

Кем и кому "продано"? И что "просрано"? Кто такие "мы"? И что за "страна" такая? Вы, Магомед, вообще про классовый подход позабыли?

Ничего не продано. Просто средства производства перешли в частную собственность. То, что якобы "просрано", научным языком называется "сокращение излишних производительных сил". Ну излишними они оказались для капитализма.

"Мы" — это тоже пустой звук. Есть классы, а не "мы". А уж вопли о потерянной стране — это вообще не к лицу коммунисту. Эта потеря — ничто по сравнению с радикальным изменением положения рабочего класса.

Магомед пишет:

юноша, вам не понять уже наверное хотя бы того, как стоишь перед амерским посольством , а оно все раздолбано, и флага нет — тряпка давно сорвана и разорвана людьми, и ни один янкес не высовывает свое жало из под зановески — боится, да.

Ну а это уже вообще не научный подход, а сплошные эмоции. Чем радуетесь? Что буржуазии удалось направить недовольство масс в выгодную ей сторону?

тухачевский
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Федотов пишет: Кем ..

Федотов пишет:

Кем и кому "продано"? И что "просрано"? Кто такие "мы"? И что за "страна" такая? Вы, Магомед, вообще про классовый подход позабыли?
Ничего не продано. Просто средства производства перешли в частную собственность. То, что якобы "просрано", научным языком называется "сокращение излишних производительных сил". Ну излишними они оказались для капитализма.
"Мы" — это тоже пустой звук. Есть классы, а не "мы". А уж вопли о потерянной стране — это вообще не к лицу коммунисту. Эта потеря — ничто по сравнению с радикальным изменением положения рабочего класса.

просто большинство современных коммунистов, ИМХО, де-факто "отъехали" к народникам. Взять хотя бы теорию о "заговоре по развалу СССР" -типично народническое представление о "героической истории"

А моя душа захотела на покой,
Я обещал ей не учавствовать в военной игре,
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда,
Как это трогательно серп и молот и звезда,
Лихой фонарь ожидания мотается,
и все идет по плану
Егор летов "Все идет по плану"

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Федотов - А вы будет..

Федотов — А вы будете спорить, что развал СССР был сильнейшим ударом по коммунистической идеологии, и именно этот факт сильнейше изменил положение рабочего класса на территории Восточной Европы?!

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Магомед пишет: А вы..

Магомед пишет:

А вы будете спорить, что развал СССР был сильнейшим ударом по коммунистической идеологии, и именно этот факт сильнейше изменил положение рабочего класса на территории Восточной Европы?!

Сильнейшим ударом по коммунизму был 20-й съезд и вся послесталинская политика. Развал СССР — это СЛЕДСТВИЕ научно-теоретического коллапса КПСС, следствие победы оппортунизма. Именно в этом вся суть. Не распад государства, а победа оппортунизма (что имело место еще задолго до распада) явилось сильнейшим ударом по коммунизму. Сам же распад — лишь финальный аккорд, неизбежное следствие, а не причина.

У Вас же получается, что ликвидация советского государства было сильнейшим ударом. Следуя такой логике, сохранение СССР как единого капиталистического государства было бы бОльшим благом, нежели его распад. И вот это как раз и есть нацпатство.

тухачевский пишет:

просто большинство современных коммунистов, ИМХО, де-факто "отъехали" к народникам. Взять хотя бы теорию о "заговоре по развалу СССР" -типично народническое представление о "героической истории"

Только это не коммунисты, а нацпатское говно. Тут не надо путать. Все разговоры про "заговоры" это как раз и есть оппортунизм чистой воды, отражающий стремление буржуазии направить пролетарскую борьбу вовне, в сторону некого "внешнего врага".

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Федотов - "Сильн..

Федотов — "Сильнейшим ударом по коммунизму был 20-й съезд и вся послесталинская политика." — совершенно не спорю.

— "Следуя такой логике, сохранение СССР как единого капиталистического государства было бы бОльшим благом, нежели его распад." — разумеется нет. "СССР как единой капиталистическое" это вновь распад СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО государства. Перерождение, которое при Горби и так происходило.

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Магомед пишет: раз..

Магомед пишет:

разумеется нет. "СССР как единой капиталистическое" это вновь распад СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО государства. Перерождение, которое при Горби и так происходило.

Коммунистам следует быть предельно точными в формулировках. Научно-теоретическая деградация и, как ее следствие, трансформация социализма в капитализм началась задолго до горби.

Само по себе государство для коммунистов никакой ценностью не является. Советское государство есть форма осуществления диктатуры пролетариата и к 80-м годам эта диктатура порядком ослабла.

Еще раз. Вы путаете причину и следствие. Не распад — причина поражения коммунизма, а научно-теоретическая дуградация КПСС, начавшаяся еще при хруще. Сожаления о распаде льют воду на мельницу нацпатов, для которых главное — сильное и мощное государство, а не социализм.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Федотов пишет: Сове..

Федотов пишет:

Советское государство есть форма осуществления диктатуры пролетариата и к 80-м годам эта диктатура порядком ослабла.

Ну КПСС сталинских годов трудно назвать органом диктатуры пролетариата. Скорее уж диктатуры верхушки партии. Именно она добившись отмены партмаксимума, уничтожив внутрипартийную демократию, истребив оппозицию, широко применяя методы террора и была хозяином СССР.

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Nagel пишет: Ну КПС..

Nagel пишет:

Ну КПСС сталинских годов трудно назвать органом диктатуры пролетариата. Скорее уж диктатуры верхушки партии. Именно она добившись отмены партмаксимума, уничтожив внутрипартийную демократию, истребив оппозицию, широко применяя методы террора и была хозяином СССР.

Да Вы, батенька, прям натуральный троцкист!

Партия — есть авангард рабочего класса, его мозговой центр. Это основной инструмент, при помощи которого рабочий класс осуществляет свою диктатуру. Все советские органы находились под жестким партийным контролем, и это правильно, поскольку иначе советские органы без "мозгов" остались бы.

Естественно, что у партии есть высший руководящий состав. По сути — авангард авангарда. Но при этом сам авангард является авангардом РАБОЧЕГО КЛАССА. То есть верхушка этого авангарда никаким образом классу не противопоставлена. Между ними нет никаких объективных противоречий. Вся троцкистская оппортунистическая теория построена на том, что бюрократия якобы является классом. А это с марксистской точки зрения — полный бред.

Далее. Нет никакого противоречия между диктатурой пролетариата, диктатурой партии пролетариата или же диктатурой наиболее в научно-теоретическом плане развитой верхушки партии. Это все одно и то же. Сущность одна.

Что есть "внутрипартийная демократия"? Это пропагандистский жупел, придуманный при хруще. Диктатура пролетариата — это уже власть большинства, пусть даже она сначала осуществляется меньшинством — авангардом. Соответственно, чем выше научно-теоретический уровень широких масс, тем больше они включаются в реальное управление обществом. Введение же широкой "внутрипартийной демократии", пока для этого не созрели объективные условия, приведет к ликвидации самой диктатуры пролетариата.

Ликвидация оппозиции — так это вообще прямая обязанность партии. Поскольку двух объективных истин по отношению к одному и тому же объекту быть не может, то верное мнение может быть только одно. Все существовавшие уклоны и платформы были сначала разоблачены теоретически, а уж потом разгромлены физически.

Касательно партмаксимума. Так товарно-денежные отношения в СССР того времени вполне себе существовали. Следовательно и материальное стимулирование никто не отменял. А поскольку от партийных руководителей требовалось чрезвычайное напряжение, то и ничего трагичного в отмене партмаксимума нет. Решение о повышении зарплат никаким образом не превращает бюрократию в класс и не противопоставляет ее рабочему классу.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Федотов пишет: Да ..

Федотов пишет:

Да Вы, батенька, прям натуральный троцкист!

Опа запахло 1937. Ярлыки только клеить не надо. Вы о моих политических воззрениях не знаете ничего. Времена когда КРТТД вешали направо и налево прошли. Навсегда.

Федотов пишет:

Это основной инструмент, при помощи которого рабочий класс осуществляет свою диктатуру.

А как рабочий класс может контролировать этот инструмент? Если реально никак — то это рабочий класс — контролируется новой правящей верхушкой, постепенно сложившейся, а затем ставшей просто буржуазией и чиновниками, сбросив левую фразу и остатки идеологии.

Федотов пишет:

Но при этом сам авангард является авангардом РАБОЧЕГО КЛАССА. То есть верхушка этого авангарда никаким образом классу не противопоставлена.

А какое значение имеет происхождение этого "авангарда" к его политике? Многие миллионеры тоже поднимались с низов общества, из его трудовых слоев, но от этого "рабочими капиталистами "они не стали. Так и здесь партократы из рабочих это все равно партократы. И расстреливали и в ГУЛАГ сажали они своих "братьев по классу" спокойно.

Федотов пишет:

Диктатура пролетариата — это уже власть большинства, пусть даже она сначала осуществляется меньшинством — авангардом.

Т.е. это управление большинством, или от имени большинства. Сначала назначаем секретаря, а потом он сверху донизу ставит аппарат. И решает аппарат а не массы.

Федотов пишет:

Соответственно, чем выше научно-теоретический уровень широких масс, тем больше они включаются в реальное управление обществом.

И как там с включением широких масс в управление обществом? Много там у этих масс даже у самой развитой их части — трудовой интеллигенции спрашивали в СССР? Аж нисколько. Никаких реальных путей повлиять на что либо эти массы не имели. И многих это сильно напрягало. Кстати одна из реальных причин гибели СССР.

Это можно было объяснять тем что мол темные они — но с чего вы взяли что самозванные вожди были очень грамотными? Что в Сталинском политбюро сидели гении? Да нет. Средние в общем то люди. И ошибок они делали много. Взять хотя бы то как в 1940-1941 Гитлер переиграл Сталина и сталинистов.

Федотов пишет:

Вся троцкистская оппортунистическая теория построена на том, что бюрократия якобы является классом. А это с марксистской точки зрения — полный бред.

Отчего это. СССР в сталинские годы соответствовал одному способу производства, успешно "забытому" советскими "марксистами" — а именно восточному.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Nagel - "СССР в ..

Nagel — "СССР в сталинские годы соответствовал одному способу производства, успешно "забытому" советскими "марксистами" — а именно восточному." — господи, вы во всех темах бред писать будете?!

Типичный троцкист, может и "стихийный", но типичный

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

Владыка Континентов
Цитата

Суперэтатизм и социа..

Александр Тарасов

Суперэтатизм и социализм

К постановке проблемы

Для левых всего мира актуальными сейчас являются два вопроса: осознание причин поражения советского эксперимента и обновление социалистической теории. Для того, чтобы решить эти вопросы, необходимо сначала строго на научной основе разобраться в том, чем являлся в действительности так называемый реальный социализм, и составить представление о подлинно социалистическом (коммунистическом) обществе, о социалистическом (коммунистическом) способе производства.

Первая проблема важна не только потому, что левые должны извлекать уроки из собственных ошибок и не могут двигаться вперед, не разобравшись в собственном прошлом, но и потому, что на постсоветском пространстве существуют довольно влиятельные силы, активно действующие на политической арене и ориентированные на восстановление в общих чертах именно «реального социализма». Без решения обеих проблем невозможно обновление социалистической теории, а обновление это чрезвычайно необходимо, так как старая социалистическая теория серьезно дискредитирована в сознании мыслящей части левых, в то время как реальная действительность толкает значительную часть людей, считающих себя левыми, на путь активной борьбы с капитализмом, а организованные силы, ведущие эту борьбу, в большинстве своем пребывают в объятиях догм старых социалистических учений. Понятно, что это может, в лучшем случае, привести лишь к повторению истории.

Сначала о «реальном социализме». Существуют, как известно, две основные точки зрения на природу советского строя: что это действительно был социализм (искаженный либо даже неискаженный) и что существовавший в СССР и других странах «восточного блока» строй не был социализмом. Сторонники последней точки зрения в основном считают этот строй государственным капитализмом. Все остальные точки зрения (например, что «реальный социализм» являлся соединением капиталистического базиса с феодальной (или социалистической) надстройкой, или, как у Молотова, что он являлся «переходным периодом от капитализма к социализму»), строго говоря, научно не аргументированы и не выдерживают критики.

Оставаясь в рамках марксистской МЕТОДОЛОГИИ, представляется несложным доказать, что советское общество не было социалистическим (коммунистическим). При этом я, естественно, игнорирую сталинистское разделение коммунизма на две ступени – социализм и коммунизм, – как изобретенное специально для объяснения того, почему строй СССР не соответствовал представлениям основоположников научного коммунизма о социализме. Конъюнктурность и заданность этого «изобретения» сталинской науки очевидны. Следовательно, надо вернуться к марксовому пониманию, а именно, что социализм и коммунизм суть синонимы.

Итак, мы знаем основные характеристики социалистического (коммунистического) общества: это бесклассовый безгосударственный нетоварный строй прямой демократии (демократии участия), преодолевший эксплуатацию и отчуждение, основанный на общественной собственности на средства производства и порожденный социалистическим (коммунистическим) способом производства.

Очевидно, что «реальный социализм» этим ОСНОВНЫМ характеристикам социализма не соответствовал. При «реальном социализме» мы имели

 а) государство (которое даже расширило свои полномочия по сравнению с капитализмом – вместо того, чтобы «отмереть»); 

 б) товарно-денежные отношения, которые неизбежно, по Энгельсу, должны были порождать капитализм; 

 в) институты буржуазной представительной демократии (к тому же суженной, по сути, до олигархии); 

 г) эксплуатацию и отчуждение, по интенсивности и тотальности не уступавшие эксплуатации и отчуждению в капиталистических странах; 

 д) государственную (а не общественную) собственность на средства производства; 

 е) общественные классы;

и наконец

 ё) тот же, что и при капитализме, способ производства – крупнотоварное машинное производство или, иначе говоря, индустриальный способ производства.

В то же время можно доказать, что «реальный социализм» не был и капитализмом: отсутствовал рыночный механизм (даже со времен «либермановской» реформы возникли лишь некоторые элементы рыночной экономики, но не собственно рынок, в частности, полностью отсутствовал рынок капиталов, без которого рыночный механизм в принципе неработоспособен); государство не выступало как частный собственник и совокупный капиталист (как это должно быть при госкапитализме), то есть в качестве одного (пусть главного) из субъектов экономики, а поглотило экономику и пыталось поглотить общество, то есть государство, скорее, выступало как совокупный феодал по отношению к своим гражданам, не имея в то же время возможности выступать в таком же качестве по отношению к иным средствам производства (ввиду отсутствия частной собственности и других «феодалов»); полностью отсутствовала конкуренция и т.д.

Я полагаю, что в СССР (и других странах «реального социализма») мы имели дело с особым общественно-экономическим строем – СУПЕРЭТАТИЗМОМ, строем, парным капитализму в рамках одного способа производства – индустриального способа производства.

В марксистской традиции строй именуется по наиболее прогрессивному собственнику («рабовладельческий строй», а не «рабский» – от рабовладельца; «феодализм» – от феодала, а не от крепостного крестьянина; «капитализм» – от капиталиста, а не от рабочего). В этом смысле правильнее было бы именовать суперэтатизм просто ЭТАТИЗМОМ, но этот термин пока, к сожалению, в общественных науках, как принято говорить в таких случаях, переоккупирован.

В чем причина возникновения такой сложной конструкции, не встречавшейся ранее в марксизме, как два парных друг другу строя в рамках одного способа производства? Очевидно, в разнице собственников, видов собственности. Таким образом, получаем, что общественно-экономический строй формируется двумя основными признаками: СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА и СОБСТВЕННОСТЬЮ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Достаточно изменения одного из этих признаков – и изменится строй. В самом деле, переход от рабовладения к феодализму и от феодализма к капитализму сопровождался изменением способа производства, но не изменением формы собственности: во всех трех случаях мы имеем дело с ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Более того, в истории человечества уже был случай, когда в рамках одного способа производства существовали два парных общественно-экономических строя: это период античности, когда существовало классическое рабовладение (на Западе) и то, что Маркс называл «азиатским способом производства» (на Востоке). В советский период дважды в общественных науках (в 20-е – 30-е гг. и в 60-е гг.) возникали бурные дискуссии об «азиатском способе производства», которые закачивались ничем (поскольку были погашены указаниями сверху). Сам Маркс, как известно, решил к концу жизни пересмотреть свои взгляды на «азиатский способ производства», заподозрив, что никакого отдельного «азиатского» способа производства не было. Смерть не дала завершить ему эту работу. Между тем, Маркс был прав в своем подозрении. Сегодня мы обладаем достаточным количеством эмпирических данных для того, чтобы определять и «азиатский» и «античный» способы производства как один способ производства: крупнотоварное немашинное (домашинное) производство. Разница между Западом и Востоком заключалась лишь в форме собственности: классическое рабовладение на Западе предполагало частную собственность на средства производства, в то время как на Востоке существовала государственная собственность на средства производства (иногда она выступала в завуалированной форме: в форме «сакральной» собственности, когда средства производства формально принадлежали даже не государству, а богу или богам, или в форме «царской» собственности на средства производства – при этом царь (верховый жрец) не был частым собственником, а лишь менеджером, распорядителем «царской» («сакральной») собственности). Говоря иначе, то, что Маркс определял как «азиатский способ производства», надо бы называть ЭТАТИЗМОМ (ЭТАТИЗМОМ-I, в отличие от этатизма-II, суперэтатизма).

Ограниченный размерами статьи и ее жанром («к постановке проблемы»), я не стану развивать далее эту тему, тем более, что она заслуживает отдельной серьезной и аргументированной статьи, если не монографии. Скажу лишь, что парность строев при одном способе производства проявляется, как мы видим, при переходе от первобытного коммунизма к классовым обществам, к частой собственности – и наоборот, при переходе от частой собственности к социализму, что говорит, видимо, либо о сложности такого процесса, либо о неоднородности его в различных цивилизациях. Возможно, это связано с наличием или отсутствием в данном обществе такого института, как община.

Итак, при суперэтатизме собственником становится государство, а все граждане превращаются в наемных работников на службе государства. Государство, таким образом, превращается в эксплуататора, присваивает себе прибавочный продукт. При суперэтатизме ликвидируются антагонистические классы, а классовые различия вытесняются в сферу надстройки. Общество оказывается состоящим их трех основных классов: класса рабочих, класса крестьян и класса наемных работников умственного труда, который при ближайшем рассмотрении оказывается состоящим из двух крупных подклассов: управленческого аппарата, чиновничества, во-первых, и интеллигенции, во-вторых. Складывается своеобразная СОЦИАЛЬНАЯ ОДНОРОДНОСТЬ общества, в определенной степени – ОДНОМЕРНОСТЬ (если воспользоваться, переосмысляя его, термином Маркузе). Границы между классами размываются, облегчается переход из одного класса в другой, что является достоинством по сравнению с капиталистическим обществом.

Другим достоинством суперэтатизма по сравнению с капитализмом является ликвидация конкуренции – с присущей ей огромной тратой ресурсов и средств на конкурентную борьбу, на рекламу (как известно, на Западе расходы на конкурентную борьбу и рекламу иногда достигают 3/4 всех доходов компании).

Важным достоинством оказывается возможность преодолеть стихию рынка при помощи планирования, что позволяет – в идеале – рационально и экономно подходить к затрате ресурсов, а также прогнозировать и направлять научно-технический прогресс.

Наконец, важным достоинством суперэтатизма является возможность концентрировать в одних руках (государства) огромные материальные, людские и финансовые ресурсы, что обеспечивает высокую выживаемость системы в экстремальных условиях (как это было с СССР во II Мировую войну).

Социальные институты суперэтатизма, на которые любят указывать в качестве «важнейших достижений» сторонники «реального социализма» – бесплатное образование, здравоохранение, системы детского дошкольного и внешкольного образования и воспитания, рекреационные системы, дешевые жилье и общественный транспорт – собственно, не являются «достоинствами» суперэтатизма. Они порождены специфическими отношениями между государством и наемными работниками, напоминающими отношения между феодалом и его крестьянами: поскольку рынок рабочей силы был ограничен наличным количеством граждан и внешнего рынка рабочей силы не было, то, естественно, государство – работодатель и собственник средств производства – вынуждено было взять на себя заботу о здоровье, образовании и условиях жизни своих работников, так как это непосредственно сказывалось на производстве и, в первую очередь, на производстве прибавочного продукта, на доходах государства. Высокий уровень прибавочной стоимости достигался при суперэтатизме за счет чрезвычайно низкой заработной платы, но, в то же время, часть получаемых государством сверхприбылей перераспределялась затем через государственные структуры в пользу наемных работников в форме социальных программ, а также путем искусственного занижения цен на внутреннем рынке на продукты и товары первой необходимости, жилье и общественный транспорт. Государство таким образом, во-первых, понуждало граждан направлять часть своих доходов в выгодном для государства как собственника средств производства и работодателя направлении (например, на образование и санитарно-гигиенические цели), а во-вторых, могло контролировать получение необходимого минимума услуг и прав (образование, например) всеми гражданами без дискриминации, с одной стороны, и без самодискриминации (сознательного уклонения) – с другой.

Таким образом, при суперэтатизме наемный работник получал не обязательно хорошего качества, но гарантированно и даже в обязательном порядке то, что при капитализме он должен был покупать на рынке товаров и услуг как раз за ту часть зарплаты, которая (приблизительно, конечно) ему при суперэтатизме не оплачивалась.

Говоря иначе, и капитализм, и суперэтатизм не имели в этой сфере явных преимуществ, а лишь по-разному расставляли приоритеты: ДОСТУПНОСТЬ и ГАРАНТИРОВАННОСТЬ при суперэтатизме (с потерей качества и разнообразия) – и КАЧЕСТВО и РАЗНООБРАЗИЕ при капитализме (с потерей доступности и гарантированности). Нетрудно заметить, что вся разница объясняется прагматической причиной: наличием при капитализме внешнего для собственника средств производства по сути неограниченного рынка рабочей силы – и отсутствием такого рынка для собственника средств производства при суперэтатизме.

Что касается недостатков суперэтатизма по отношению к капитализму, я на этом специально останавливаться не буду, поскольку в последние 10 лет наши и зарубежные СМИ только об этом и говорили и писали.

Во всех известных нам странах суперэтатизм решал и решил те же вопросы общественного и экономического развития, что и капитализм, а именно:

 а) ликвидация институтов феодализма и 

 б) индустриализация.

В этом смысле суперэтатистские революции были равнозначны революциям буржуазным – с той лишь разницей, что если в буржуазных революциях буржуазия оставалась гегемоном, используя часто пролетариат и крестьянство как массовую движущую силу революции, то в суперэтатистских революциях пролетариат (и/или крестьянство – в Китае, во Вьетнаме, на Кубе и т.д.) превращался из массовой движущей силы в гегемона, уничтожив, наряду с классом феодалов, и буржуазию.

Особенностью суперэтатизма явилось то, что он как строй не имел собственной идеологии и был вынужден пользоваться чужой – и даже чуждой себе – идеологией марксизма. Это естественно. Класс буржуазии сформировал в основном свою идеологию еще при феодализме – и осуществлял буржуазные революции уже под флагом этой идеологии. Государство – не класс, государство – всего лишь машина, существующая во всех классовых обществах, некому и незачем было создавать обожествляющую машину идеологию.

Кстати, отсутствие собственной, адекватной идеологии – одна из причин краха суперэтатизма в СССР и других странах советского блока.

За десятилетия сталинского режима, конечно, была проведена грандиозная работа по извращению марксизма и приспособлению его к нуждам суперэтатистского строя. В целом эту работу, как показала историческая практика, можно считать неудачной. Однако определенные плоды эта работа, конечно, дала – и мы можем сейчас наблюдать последствия этих усилий в идеологии «обожествления государства», которую проповедует, например, Г. Зюганов. Интересно, что и при позднем капитализме, при государственно-монополистическом капитализме, возникли идеологи и даже идеологические школы, которые, если внимательно присмотреться, разрабатывают именно идеологию суперэтатизма – в чистом виде, уже без марксистской окраски. В качестве яркого примера можно привести Берреса Ф. Скинера и близких к нему представителей необихевиоризма.

Это связано, видимо, с чрезвычайным усилением в эпоху позднего капитализма бюрократии. Бюрократия – единственный социальный слой, который получил выгоду от суперэтатизма. Государство персонифицируется в государственных служащих, то есть в чиновничестве, в бюрократии. По отношению к государству при суперэтатизме чиновник, бюрократ выступает, как и все остальные, в качестве наемного работника. Однако по отношению к другим наемным работникам он выступает в качестве менеджера, управленца, агента власти, зачастую – работонанимателя (то есть отчасти работодателя). Не будучи классом, а лишь бездушной машиной, государство при суперэтатизме не имеет каких-то классовых интересов. Бюрократия же, как справедливо писал Маркс, воспринимает государство как свою коллективную собственность. Это значит, что бюрократия паразитирует на государстве, постоянно пытаясь перераспределить часть государственных доходов в свою пользу – и нанося этим ущерб и обществу в целом, и самому государству.

Инстинктивно всякое государство с этим борется. Помимо государства с аппетитами бюрократии борются обычно и правящие классы, которые тоже рассматривают государство как СВОЮ коллективную собственность. При суперэтатизме, где правящих классов нет, государство либо должно бороться с частыми аппетитами чиновничества очень жестко (при Сталине, например, как мы помним, управленческий аппарат подвергался систематическим репрессиям), либо смириться с угрозой тотального растаскивания государственных доходов чиновничеством, а в перспективе – и с перераспределением государственной собственности в пользу чиновничества. Что и произошло в конце концов в СССР и в других странах советского блока. Государственная машина способна противостоять частным интересам чиновников, лишь используя для этого других чиновников. Если же бюрократы от осознания своих ЧАСТНЫХ интересов разовьются до осознания своих СОСЛОВНЫХ интересов, то есть если бюрократия станет СОСЛОВИЕМ ДЛЯ СЕБЯ, – суперэтатистское государство окажется бессильным перед угрозами утраты собственности и превращения бюрократов (менеджеров) в собственников (капиталистов, бюрократ-буржуазию). Что мы и наблюдали недавно.

Теперь о подлинном социализме (коммунизме). Пролетарские революционеры не смогли создать социалистическое общество по двум основным причинам. Во-первых (и в главных), к моменту совершения пролетарских революций, вопреки марксистским принципам, и в ближайшей перспективе не было видно признаков нового способа производства, не говоря уже о том, чтобы он в общих чертах сформировался в недрах старого. Во-вторых, был ошибочно определен основой революционный субъект – пролетариат.

Вторую ошибку допустил уже сам Маркс. Марксистская методология предполагает, что революционный субъект должен появиться, как сейчас бы сказали, вне Системы. Не рабы уничтожили рабство и не крестьяне – феодализм. Точно так же не пролетариат должен был стать могильщиком буржуазии. Однако рассуждения Маркса нетрудно реконструировать. Не обнаружив вокруг себя класса, который, подобно буржуазии в феодальном обществе, существовал бы вне основного экономического уклада и представлял бы новый способ производства, Маркс обратил свой взор на наименее заинтересованный в капитализме класс – пролетариат. Маркс предполагал, что рабочие, не заинтересованные в своем статусе НАЕМНОГО РАБОТНИКА, взяв власть, приложат усилия к тому, чтобы изменить условия своего труда и сам способ производства. Мы знаем, что Маркс как практический политик был гораздо слабее Маркса-философа, кроме того, Маркс как человек был достаточно нетерпелив (вспомним, как он спорил с Энгельсом, когда именно – при его жизни – произойдет социалистическая революция). С одной стороны, Маркс еще в 1857-1859 гг. осознал, что именно ЗНАНИЕ должно стать непосредственной производительной силой будущего общества, с другой – НТР, которая показала, что это теоретическое положение Маркса верно, началась лишь во второй половине 40-х гг. XX в. Методологически получалось, что ведущим субъектом социалистической революции должен стать ученый (или, шире, интеллигент), на практике Маркс при жизни не видел и малейших признаков этого.

Это заложило некоторые явные противоречия в построения Маркса. С одной стороны, индустриальный способ производства неизбежно товарен, с другой – социалистический способ производства, как справедливо утверждал Маркс, – нетоварен. Материальный продукт НЕИЗБЕЖНО превращается в товар в ходе обмена. И лишь ЗНАНИЕ не является, строго говоря, товаром. Товар при обмене (продаже) отчуждается от одного владельца и переходит к другому. Знание при обмене (продаже), став «собственностью» покупателя, не отчуждается и от продавца. Поэтому знание в капиталистическом обществе никогда не оплачивается по своей полной стоимости. Это отражается и на оплате труда тех, кто создает и передает знание – ученых и преподавателей.

Более того, способ производства, основанный на знании, оказывается таким способом производства, при котором возможно ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ. Знание неотчуждаемо от его создателя и носителя. Он контролирует весь процесс «производства» знания.

Знание, наконец, находится уже сейчас по сути в ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ человечества. Несмотря на все попытки превратить знание в товар, закрепить в частном владении интеллектуальную собственность, 99,95% суммарного знания человечества общедоступно. Даже в ядерной физике засекречено лишь 0,35% информации и, очевидно, еще меньше подлинного знания. Объективные общественные потребности диктуют необходимость поддерживать режим доступности и открытости знания.

Производство и владение знанием бессмысленны, если «собственник» знания не делится им с обществом. Ученый (работающий в сфере научного знания) и художник (работающий в сфере художественного знания) предназначают плоды своей деятельности именно для окружающих.

Знание, наконец, удовлетворяет тому требованию, которое Маркс предъявлял к общественной собственности – чтобы она одновременно была и индивидуальной. Без этого, по Марксу, невозможно преодоление отчуждения, не произойдет диалектического снятия частной собственности. Общественная собственность, не бывшая в то же время индивидуальной, известна по первобытному коммунизму – и провоцирует присваивающую экономику.

Однако до начала 80-х гг. XX в., до эры персональных компьютеров и мировых компьютерных сетей, было неясно, на каких именно материальных носителях может осуществляться способ производства, основанный на знании. PC и оказался таким орудием труда и средством производства, который может быть одновременно в индивидуальной и общественной собственности (как это показывают мировые компьютерные сети). Ученый, писатель, архитектор, музыкант, модельер, работающий на своем PC, зависит от мировых сетей и баз данных и нуждается в них. С другой стороны, эти сети и базы данных лишены смысла, если у их не будет пользователей.

Наконец, тотальная компьютеризация и информатизация делают возможной прямую демократию. Когда-то Вольтер говорил, что прямая демократия хороша для маленьких стран, но неосуществима в больших (например, во Франции) – из-за расстояний и затрат времени. Современные коммуникации позволяют действовать одномоментно независимо от расстояний. Поголовная компьютеризация дает возможность всем членам общества участвовать в выработке и приятии решений и в контроле над их воплощением в жизнь.

Знание, став основной производительной силой, неизбежно уничтожит индустриальный способ производства. Автоматизация, роботизация и компьютеризация делают ненужной фабрику в том виде, в каком мы ее знаем – они по природе своей стремятся к «малым формам», к децентрализации. Экономическая децентрализация должна повлечь за собой и политическую (вспомним, что Маркс видел социализм как ассоциацию (федерацию) самоуправляющихся коммун). Наконец, автоматизация и компьютеризация вытесняют человеческий промышленный труд (даже высококвалифицированный) и понуждают работников переходить к высокоинтеллектуальному творческому труду. В высокоинтеллектуальном творческом труде преодолевается отчуждение (как господство овеществленного в машинах знания над живым знанием).

Маркс полагал, что социалистическая революция будет мировой. Для этого должен был сформироваться единый мировой экономический механизм, мировой капиталистический рынок. Маркс, как сейчас очевидно, опять торопился и понимал этот мировой рынок несколько упрощенно (как позднее и Ленин). Только сейчас складывается настоящий МИРОВОЙ РЫНОК – то есть рынок, обладающий всеми классическими чертами национального, но распространенный на всю планету. Финансовый мировой рынок уже сформирован, почти полностью (или даже полностью) сформирован мировой рынок сырья, у нас на глазах формируется мировой рынок товаров и услуг и начинает формироваться мировой рынок рабочей силы. Как только этот процесс завершится, можно будет говорить, что период экстенсивного развития капитализма исчерпал себя.

Мировая экономическая интеграция будет неизбежно подталкивать мировую политическую интеграцию (в том числе и в имперской форме). В то же время, исчерпав экстенсивный путь развития, капитализм вынужден будет сосредоточиться на интенсивном. Это повлечет за собой формирование интеллигенции как массового общественного класса – класса работников умственного труда, который капитализм постоянно будет пытаться превратить в класс НАЕМНЫХ работников умственного труда.

Вот эта НОВАЯ интеллигенция, этот новый класс, прямо связанный с новым – социалистическим – способом производства, основанном на знании, и должен стать гегемоном мировой социалистической революции. Для этого, естественно, необходимо, чтобы он стал «классом для себя», осознал свои классовые интересы (ликвидация частой собственности и капитализма и освобождение от положения наемного работника). То есть необходима революционная пропаганда и разъяснительная работа среди интеллигенции. Очевидно, впрочем, что при капитализме интеллигенция (работники умственного труда) как массовая категория населения, как КЛАСС может существовать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в форме НАЕМНЫХ работников умственного труда, что не только не совпадает с ее интересами, запросами и возможностями, но всегда было УНИЗИТЕЛЬНО для творческих личностей. Достаточно очевидно также и то, что союзниками интеллигенции в будущей революции могут стать все наемные работники (в том числе и промышленный пролетариат), поскольку ликвидация статуса наемного работника соответствует и их классовым и социальным интересам – а перспектива превратиться в свободных творцов и тружеников привлекательна и для них.

Сам по себе поздний капитализм в социализм не перейдет. Он уже сейчас активно сопротивляется прорастанию внутри собственного экономического механизма нового способа производства, тормозит научно-технический прогресс. Из-за конкурентной борьбы и установки на «получение прибыли любой ценой» начинает выдыхаться «компьютерная революция», попытки введения частой собственности на знание и информацию (так называемая интеллектуальная собственность) ведут к разбазариванию ресурсов планеты в ущерб человечеству во имя прибылей частных лиц и корпораций (уже сейчас западные химические концерны, например, скупили и «закрыли» свыше 200 патентов на производство нервущихся нейлоновых чулок; компания «Белл» купила еще до I Мировой войны патент на производство неперегорающей лампочки накаливания и тратит огромные деньги на продление этого патента и т.д.).

Наконец, капитализм пытается подменить категорию ЗНАНИЕ категорией ИНФОРМАЦИЯ. Это не одно и то же. Ученые, художники и общество в целом владеют именно ЗНАНИЕМ, в то время как ИНФОРМАЦИЕЙ может владеть и частый собственник как товаром (бюрократ, например, традиционно владеет как товаром именно информацией). Ложное знание, как известно – вовсе не знание. А ложная информация может быть не менее ценной, чем истинная. И т.д.

Очевидно, однако, что «информационное общество» – это шаг к обществу, основанному на знании. Природа информации и природа знания, механизмы их общественного обращения близки друг другу, информация, наконец, как и знание, является «неполноценным товаром», ибо может не отчуждаться полостью при обмене (продаже).

Наконец, я думаю, серьезными проблемами для революционных сил являются:

 1) формирование наряду с мировым рынком и единой мировой экономикой мировой имперской системы; 

 2) финансово-имущественный подкуп широких слоев населения развитых западных стран – за счет неэквивалентного обмена с «третьим миром» – и, следовательно, социальная стабилизация позднего капитализма в развитых западных странах в форме «мещанского рая» и 

 3) использование капитализмом достижений НТР (как в военной сфере, так и в сфере массовой информации, пропаганды и контроля над сознанием) против революционных сил.

Мне представляется, что эти проблемы, которые придется решать в XXI веке сторонникам социалистической идеи, в конечном счете взаимосвязаны, ибо уже сейчас все три фактора действуют в комплексе. Если левые силы не смогут пресечь стихийно формирующийся сегодня сценарий мирового развития (создание мировой империи из развитых капиталистических стран, живущей за счет остального мира – то есть страдающего от нищеты, голода, войн, болезней и отравленной природы «третьего мира» – и населенной сытым мещанским стадом, «средним классом» с редуцированными культурными и духовыми запросами и готовым силой оружия оберегать свой высокий жизненный уровень и комфорт от «дикарей» «третьего мира») – земную цивилизацию ожидает катастрофа. Неизбежное истощение планетарных ресурсов побудит эту мировую империю в целях самовыживания перейти к таким совершенным и всепроникающим методам контроля и унификации мышления своих подданных, по сравнению с которыми орвелианские и замятинские антиутопии покажутся милыми детскими «страшилками».

И ещё :

http://scepsis.ru/library/id_2756.html

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Nagel пишет: Време..

Nagel пишет:

Времена когда КРТТД вешали направо и налево прошли.

Но троцкизм-то никуда не делся. И Ваши взгляды по данному вопросу с троцкисискими полностью совпадают.

Nagel пишет:

А как рабочий класс может контролировать этот инструмент? Если реально никак — то это рабочий класс — контролируется новой правящей верхушкой, постепенно сложившейся, а затем ставшей просто буржуазией и чиновниками, сбросив левую фразу и остатки идеологии.

Вы для начала ознакомьтесь с сущностью таких категорий как "класс", "классовые интересы", "классовое сознание", чтоб мы могли хотя бы спорить на равных. Очень неохота отвечать на откровенно глупые вопросы.

Иначе придется отвечать вопросом на вопрос. А как авангард класса, целиком и полностью осознающий интересы класса, может быть противопоставлен классу? Как человек может контролировать мозг кроме как самим мозгом?

Рабочий класс неоднороден, классовое сознание не является имманентно присущим рабочему вопреки мнению троцкистских пропагандистов. Оно привносится извне. Говорить о том, что такой рабочий класс может прям так сразу, напрямую, без партии осуществлять коммунистическое строительство — есть в высшей степени идеалистическая чепуха.

То, что партийные чиновники срослись с протокапиталистами в позднесоветский период — это следствие не тех процессов, которые шли в сталинский период, а процессов, которые начались позже и сущность которых в откате от плана к рынку.

Nagel пишет:

А какое значение имеет происхождение этого "авангарда" к его политике? Многие миллионеры тоже поднимались с низов общества, из его трудовых слоев, но от этого "рабочими капиталистами "они не стали. Так и здесь партократы из рабочих это все равно партократы. И расстреливали и в ГУЛАГ сажали они своих "братьев по классу" спокойно.

Ну тогда доказывайте, что сталинская политика являлась не политикой по реализации объективных классовых интересов рабочего класса, а политикой по реализации интересов какого-то другого класса. По сути, Вам придется доказывать, что Сталин проводил в жизнь буржуазную политику, ибо бюрократия не есть класс. Ну что ж, дерзайте!

С вопросом о происхождении Вы снова все запутали. Первыми теоретиками коммунизма были далеко не рабочие, а передовые интеллигенты. Так что дело не в происхождении, а именно в теории и практике.

"Партократы" — это вообще не термин, а чушь. Нахождение человека на ответственной партийной должности не противопоставляет его классу. Другое дело, что в партию прокралось множество врагов, которые проводили в ней интересы класса капиталистов, пусть даже будучи рабочими по происхождению. Вот это факт как раз и противопоставлял такого чиновника классу. Однако с этим успешно боролись.

Nagel пишет:

Т.е. это управление большинством, или от имени большинства. Сначала назначаем секретаря, а потом он сверху донизу ставит аппарат. И решает аппарат а не массы.

Решает авангард. Именно он формулирует решения, "разжевывает" их для рабочей массы и получает ее одобрение. Тут вопрос не в том, кто кем управляет, а вопрос "приводных ремней", связки партии с классом. В сталинском СССР таких "приводных ремней" было множество — начиная от профсоюзов, заканчивая печатью. Коммунистическая теория предполагает самое широкое участие масс в управлении обществом, но для этого надо поднять рабочие массы до уровня авангарда.

Почитайте хотя бы газеты тех лет и посмотрите с какой тщательностью все партийные и государственные решения растолковывались массам, как объяснялось, что они направлены на реализацию объективных интересов рабочего класса.

Nagel пишет:

И как там с включением широких масс в управление обществом? Много там у этих масс даже у самой развитой их части — трудовой интеллигенции спрашивали в СССР? Аж нисколько. Никаких реальных путей повлиять на что либо эти массы не имели. И многих это сильно напрягало. Кстати одна из реальных причин гибели СССР.

А причем здесь "трудовая интеллигенция"? Она никакого прямого отношения к авангарду не имеет. А диктатура была ПРОЛЕТАРИАТА, которому при социализме интеллигенция во многом противопоставлена в силу существования противоречия между умственным и физическим трудом. Так что рабочий класс спрашивать у интеллигенции ничего не обязан по определению. Однако и эта часть советского общества имела равный доступ в партийные, советские и профсоюзные органы.

Действительно, эта интеллигенция сыграла самую мерзкую роль в ликвидации социализма. Но не в силу того, что ей, якобы, не давали высказываться, а в силу все того же сохранявшегося противоречия между умственным и физическим трудом, лишь углублявшегося в послесталинское время. Вот тогда интеллигенция и заняла привычное ей место обслуги буржуазии.

Nagel пишет:

Это можно было объяснять тем что мол темные они — но с чего вы взяли что самозванные вожди были очень грамотными? Что в Сталинском политбюро сидели гении? Да нет. Средние в общем то люди. И ошибок они делали много. Взять хотя бы то как в 1940-1941 Гитлер переиграл Сталина и сталинистов.

С чего взял, что грамотные? Ну почитайте ПСС Сталина, убедитесь... А практика успешного социалистического строительства в то время об этом говорит куда более красноречиво.

Гении сидели? Нет, не гении. Но в большинстве своем люди, исключительно хорошо подготовленные в научно-теоретическом плане. Были, конечно, и враги вроде хруща.

Ошибки делают все. Тут дело в их признании, грамотном анализе и верных выводах. Гитлер Сталина не переиграл. Немецкая разведка переиграла советскую, скрыв реальную дату нападения.

Nagel пишет:

СССР в сталинские годы соответствовал одному способу производства, успешно "забытому" советскими "марксистами" — а именно восточному.

Идите учите матчасть, юноша, дабы чушь не нести безапелляционно.

Владыка Континентов
Цитата

И ещё : http://scep..

И ещё :

http://scepsis.ru/library/id_2756.html

огда можно было бы выстроить строгую и логичную конструкцию, из которой следовало, что на протяжении всей послепервобытной истории человечества каждый из бесспорных для марксистов способов производства был представлен двумя параллельными общественными строями, из которых один опирался на частную собственность на средства производства, а другой — на государственную. Таким образом, рабовладельческий строй имел свое соответствие в этатизме-I, феодализм — в этатизме-II, а капитализм — в этатизме-III.

В самом деле, если способ производства — это не отвлеченные догматические измышления марксистских теоретиков, а реально существующее явление, каждый из способов производства можно представить, не прибегая, как это принято было в советском «марксизме», к схоластическому нанизыванию марксистских штампов один на другой в попытке охватить все на свете, а используя чисто описательные характеристики — по важнейшим параметрам. Тогда получим, что древний способ производства (рабовладение + этатизм-I) — это крупнотоварное (крупнопродуктовое) домашинное производство, основанное на внеэкономическом принуждении. Средневековый способ производства (феодализм + этатизм-II) — мелкотоварное (мелкопродуктовое) домашинное производство, основанное на внеэкономическом принуждении. Индустриальный способ производства (капитализм + этатизм-III) — крупнотоварное (крупнопродуктовое) машинное производство, основанное на экономическом принуждении. Все просто.

В полном объеме такую схему при советской власти легально предложить было нельзя: она уравнивала по способу производства капитализм и «реальный социализм» (то есть этатизм-III), что было равнозначно утверждению об отсутствии в СССР социализма (а это уже была чистая ст. 70 УК РС ФСР ). Но для предыдущих исторических периодов эту схему можно было предлагать и при советской власти — ведь предлагали же безнаказанно участники дискуссий об «азиатском способе производства» версии об отсутствии рабовладения как такового и существовании в античном мире феодализма (и даже капитализма!) или о существовании синкретического феодально-рабовладельческого строя. Но никто не рискнул, наши академические «марксисты» в очередной раз продемонстрировали свою трусость.

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Абрамий пишет: Без ..

Абрамий пишет:

Без решения обеих проблем невозможно обновление социалистической теории, а обновление это чрезвычайно необходимо, так как старая социалистическая теория серьезно дискредитирована в сознании мыслящей части левых

Можно дочитать до сюда, чтоб понять, что автор — идеалист. Это ж с какого бодуна "обновлять" теорию нужно лишь потому, что она "дискредитирована" в СОЗНАНИИ левых? Это левых надо "обновлять", а не теорию!

Или вот еще один идиотизм:

Абрамий пишет:

При этом я, естественно, игнорирую сталинистское разделение коммунизма на две ступени – социализм и коммунизм, – как изобретенное специально для объяснения того, почему строй СССР не соответствовал представлениям основоположников научного коммунизма о социализме.

Любому марксисту ясно, что это бред. Во-первых, не ступени, а стадии. Низшая — социализм, при котором борются капиталистические и коммунистические начала при власти рабочего класса. Только человек, недобросовестно изучавший марксизм, или открытый враг мог предположить что коммунизм приходит на смену капитализму моментально, не проходя никаких стадий. Это в корне противоречит диаматическому подходу.

Антимарксиста выдает в авторе и глупейший тезис о "несоответствии представлениям основоположников". Естественно, они не могли представить, как все будет через 50 лет. Они дали теорию и наказали ее развивать.

Абрамий пишет:

Конъюнктурность и заданность этого «изобретения» сталинской науки очевидны. Следовательно, надо вернуться к марксовому пониманию, а именно, что социализм и коммунизм суть синонимы.

Очевидны, видимо, только идиоту-автору. Социализм и коммунизм можно назвать "синонимами" лишь в том плане, что по сути это одна формация, только на разных стадиях. Социализм неизбежно превращается в капитализм, если не движется к коммунизму. Но автор имеет в виду совсем другое.

В общем, лениво как-то сей оппортунистический бред разбивать.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Федотов пишет: Комм..

Федотов пишет:

Коммунистическая теория предполагает самое широкое участие масс в управлении обществом, но для этого надо поднять рабочие массы до уровня авангарда.

Коммунистическая практика показывает что это всего лишь пропаганда.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Федотов пишет: Так ..

Федотов пишет:

Так что рабочий класс спрашивать у интеллигенции ничего не обязан по определению.

А он вообще что -то спрашивал? И мог ли что -то спросить? От его имени говорили его правители.

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Nagel пишет: Коммун..

Nagel пишет:

Коммунистическая практика показывает что это всего лишь пропаганда.

Какая практика? В какой период? Что конкретно и как показывает?

Или только балаболить умеете?

Nagel пишет:

А он вообще что -то спрашивал? И мог ли что -то спросить? От его имени говорили его правители.

Спрашивал со своих врагов при помощи своих же карательных органов. После чего враги отправлялись валить лес или в расход.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Федотов пишет: Спра..

Федотов пишет:

Спрашивал со своих врагов при помощи своих же карательных органов

Это демагогия.

Федотов пишет:

В какой период?

В сталинский.

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Nagel пишет: Это де..

Nagel пишет:

Это демагогия.

То есть "террора", "уничтожения оппозиции", "репрессий", о чем вы писали выше, не было? Или эти все меры были в интересах буржуазии?

В общем, учите матчасть, господин балабол.

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Троцкизм (?) и иная болтовня, слишком косвенно относящаяся к Ливии - перенос.

Перенос

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

тухачевский
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Федотов пишет: Или..

Федотов пишет:

Или эти все меры были в интересах буржуазии?

Все эти меры были в интересах исключительно государства. Также как и ужесточение рабочего законадательства 1940 года, ударившее исключительно по представителям правящего класса.

А моя душа захотела на покой,
Я обещал ей не учавствовать в военной игре,
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда,
Как это трогательно серп и молот и звезда,
Лихой фонарь ожидания мотается,
и все идет по плану
Егор летов "Все идет по плану"

Ответить