Made in ЛНР: «Глория Джинс» возобновила производство одежды в Луганске 744320 77 116
Анна Левинская
Российская компания «Глория Джинс»Владимира Мельникова запустила простаивавшую фабрику в Луганске. Производитель одежды собирается восстановить работу и других площадок в регионе и говорит, что платит налоги в бюджет ЛНР
Генеральный директор «Глория Джинс» Владимир Мельников
Фото: Артем Голощапов
«Это напоминает 90-е годы»
В первых числах марта «Глория Джинс» заново запустила свою фабрику в Луганске, рассказал председатель совета директоров компании Владимир Мельников. Фабрика простаивала последние семь месяцев, сейчас, по данным Мельникова, на работу вышли примерно 500 человек из 1,7 тыс., работавших ранее. В церемонии открытия предприятия вместе с директором фабрики Натальей Донской принял участие глава самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий, сообщил местный телеканал «Новороссия ТВ».
В дальнейшем Мельников, по собственному утверждению, планирует открыть еще семь своих фабрик в области — в Белокуракино, Красном Луче, Рубежном, Старобельске, Первомайске, Беловодске, Червонопартизанске. Всего на территории Украины находятся 13 предприятий, принадлежащих «Глории Джинс».
Остановка часть производства на Украине стоила компании около 2 млрд руб. выручки, говорит Мельников. Луганские предприятия производили 12% всей продукции компании. Тем не менее, выручка «Глории Джинс» в 2014 году увеличилась на 15,9% по сравнению с 2013-м, до 32 млрд руб. с НДС. Текущие расходы на восстановление первой фабрики Мельников оценивает в 10-20 млн руб., на все предприятия в ЛНР — около 1,5 млрд руб. По словам Мельникова, полная инвентаризация еще не завершена.
Луганская фабрика, возобновившая выпуск продукции, работает по принципу производственного хаба: на ней осуществляется большинство технологических процессов — раскрой, окраска, печать, упаковка и т.д. Заготовки везутся на фабрики-сателиты в Луганской области, готовая одежда возвращается в хаб, где ее доводят до предпродажного состояния. «Всего на фабриках Украины производилось более половины всего трикотажного ассортимента компании. Луганская фабрика — самая крупная и высокоэффективная. Помимо трикотажного производства на ней имеются и отделочные цеха — качественная шелкография, вышивка. Качество и цена производимой продукции были высококонкурентными в своем ценовом сегменте», — объясняет гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
С июня 2014 года, по словам Мельникова, фабрики в ЛНР практически не контролировались. «Директора заводов говорят, что пришли бандиты, машинки забирают. Я сказал: закройте фабрики, мы же деньги не платим», — описывал Мельников в октябре в интервью журналу «Сноб» ситуацию на предприятиях. Сейчас бизнесмен говорит, что фабрики удалось сохранить в приемлемом состоянии благодаря сотрудникам компании, которые оставались и охраняли предприятия.
Главной проблемой для «Глории Джинс» в Луганске директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий считает неясный правовой статус республики и ее налогового законодательства. Крупные индустриальные предприятия, работающие в ЛНР, по его данным, платят основные налоги в Киеве, но при этом «оплачивают всю инфраструктуру» местным властям. «Если отбросить бандитизм, все остальное там сейчас контролируемо», — говорит Ланецкий. По его мнению, с довоенного времени ВВП области снизился не менее, чем на 50%.
Луганское ПАО «Глория Джинс», управляющее украинским бизнесом группы, не меняло регистрацию, теперь компания все налоги платит в Луганске, чье налоговое законодательство, как утверждает Мельников, идентично украинскому. «Это немного напоминает 90-е годы, пока здесь неразбериха. Но главное, что власти хотя бы идут нам на встречу, хотят, чтобы мы работали», — рассказывает бизнесмен. Даже после подписания 12 февраля минских соглашений в ЛНР бывают обстрелы, подрывы объектов транспортной инфраструктуры — железной дороги, мостов и т.д., но Мельникова это не пугает: «И во время великой отечественной — в СССР работало производство. Бизнес работает там, где есть власть».
«Там мы умрем, совершенствуясь»
Мельников утверждает, что производить вещи на Украине выгоднее, чем в России или в Китае. По его данным, стоимость минуты работы российской швеи составляет $0,095, китайской — $0,11, украинской — всего $0,06. С девальвацией гривны стало еще дешевле, говорит он: зарплаты у сотрудников фабрики остались довоенными.
«Глория Джинс» специализируется на производстве и торговле одеждой, обувью и аксессуарами под марками Gloria Jeans и Gee Jay. По данным Fashion Consulting Group, входит в топ-5 российских продавцов женской одежды и является лидером в сегменте детской и подростковой одежды. Конкуренты в ее ценовом сегменте — «Модис», O’Stin, «Фамилия», «Твое». Компания основана в 1988 году ростовским предпринимателем Владимиром Мельниковым. Центральный офис находится в Ростове-на-Дону, владеет 48 фабриками и 628 магазинами (данные на начало 2014 года). Помимо России и Украины работает в Китае, Вьетнаме, Бразилии, Турции, США, Японии. Мельников заявлял, что 80% производства «Глории Джинс» перебрасывается в азиатские страны, еще 20% остается в России.
Во время обострения конфликта между Россией и Украиной бизнесмен довольно резко отзывался о состоянии российской экономики и внутренней политике страны, планировал перевести головной офис в Гонконг в 2015 году. В интервью «Снобу» бизнесмен говорил, что в России строится государственный капитализм: «Меня там нету, рыночникам и предпринимателям там делать нечего. [...] Страна решила пойти путем мобилизационного государственного развития, это не мой путь». Перевод головной компании в Азию Мельников объяснял тем, что там есть возможность для развития, хотя и предполагал, что не сможет построить столь же масштабную компанию как в России: «Я вижу свою «Глорию Джинс», вижу людей, которые ею живут. Я понимаю, что никогда ее снова не построю. […] Мы умрем в России, и мы умрем, поехав в Гонконг, но здесь мы умрем, ничего не делая, а там мы умрем, совершенствуясь. Здесь мы умрем, как рабы, а там – как победители».
Сейчас, по его словам, офис в Гонконге уже открыт, он будет специализироваться на международных продажах. «Здесь у нас 140 млн покупателей, а в мире их 8 млрд», — объясняет Мельников, добавляя, что выход на глобальный рынок произойдет не раньше, чем через два года. Основные рынки, которые он сейчас рассматривает — Северная Африка и страны Азии.
Лебсак-Клейманс, считает, что основным рынком для «Глории Джинс» еще долго будет оставаться российский: «Чем прочнее будут позиции компании на родине, тем больше шансов у нее будет на международную экспансию. Компания присутствует на территории дружественных государств вокруг России,таких как Казахстан, Узбекистан, Белорусия, Киргизия, где сохраняются перспективы развития».
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/business/18/03/2015/550813e09a794765c088f066