http://navycollection.narod.ru/library/TKRtipaAdmiral_Hipper/Lutzov.htm
Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя 2 года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количества продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним — "Лютцовым". Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.
11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке "Лютцова". За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера "Лютцов" и начинается история советского боевого судна, сначала получившего обозначение "проект 53", а с 25 сентября и название "Петропавловск". История эта заслуживает отдельной книги. Коротко отметим лишь наиболее важные моменты. 15 апреля "покупка" при помощи буксиров покинула верфь "Дешимаг" и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контр-адмирала Фейге. Дале началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести "Петропавловск" в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились — по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в "отпуск по болезни", из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 70%-ной готовности, причем отсутствовало большинство оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлено 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А.Г.Ванифатером прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. 15 августа на "Петропавловске" был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мостиков, труба и временная нижняя часть задней мачты.
Любезный Виталий вы уже не помните что написали вот это :
Коллега, о чем вы? Какие станки? Собственную инструментальную сталь в конце 1930х лить начали..
..
Коллега, вы в этой теме столько наляпали....
Кстати я не слова не говорил о быстрорежущей стали
"Фрезер" заработал только в 1932. А нормально работать начал к середине 30х.
Строительство завода началось в 1930 году, два года спустя он был запущен, а в 1936 году вышел на проектную мощность.
Вполне нормальный срок для организации столь сложного производства с нуля и без иностранных лицензий .
Угу. А СССР в 1935, по вашим же данным, почти на порядок меньше. Что называется — почуствуйте разницу.
30 тысяч тонн быстрореза в военное время и примерно в два раза меньше в мирное время .
Я нашел данные сколько вольфрама выделяли в 1935 году для выплавки инструментальной стали .
Исходя из этого количества вольфрама которое выделяли для инструментальной промышленности в год в СССР можно подсчитать сколько было выплавлено быстрорежущей стали в год например в 1935 году .
Выходит не менее 13-15 тысяч тонн в год и это без молибденового быстрореза .
С одной только старой печи постройки 1917 года на заводе "Электросталь" можно было выплавить больше 5000 тонн быстрореза в год , а их там было новых несколько штук специально построено для выплавки быстрорежущей стали .
3000 тонн в год быстрорежущей стали выплавляли на одной печи в Электростали в 1927 году .
Кроме того как это было и до революции выплавляли быстрорежущую сталь на всех крупных машиностроительных и металлургических заводах .
Реально производство быстрорежущей стали к 1930 году можно оценить в 5000 тонн .
Я именно в этой теме приводил примеры, насколько США были готовы сотрудничать ДО Финской войны
Закупки станков и оборудования продолжались в США именно до начала финской войны и без всяких
препятствий .
У нас на заводе по сей есть американские станки 1938-1939 года ,которые были получены до начала финской войны .
Тот маленький факт, что в первые годы своего существования Финляндия ДВАЖДЫ устраивала агрессию против СССР от вас ускользает? И что требования Советского Правительтсва в 1939 были всего-навсего урегулировать вопрос с незаконно оккупированными территориями СССР — тоже ускользает?
В Зимнею Войну была именно агрессия со стороны СССР .
Что значит незаконно оккупированными территориями ?
Территориями Великого княжества Финляндского ?
Аха. ТОлько вот к концу 30х отношения с той же Италией сильно испортились — вы не в курсе?
Что вовсе не мешало с ней торговать .
А до 1939-1940 года итальянцы нам очень много чего поставили , я уже привёл пример с Первым ГПЗ .
Так вот — заказы промышленности были первоочередными. ЧТо было можно — наши выкупали. А "бесполезный" крейсер весьма не слабо поработал при защите Питера. Кстати, откуда вы взяли цену в 104 млн? Вики пишет:
Про 104 миллиона марок см.выше
Реально было у немцев и больше покупать оборудования и они его предлагали .
Вот только о том какой вред он смог нанести немцам нигде не сообщается .
Одно только несомненно , что средства на этот крейсер не принесли эффект сообразный затратам .
Такую же пользу при обороне города могли принести ещё 4-6 орудий 8" на железнодорожных установках , а на
те средства , что пошли на приобретение крейсера можно было приобрести или изготовить не один десяток железнодорожных орудий 8" .
Как бы вам это помягче объяснить... Они настолько недешевые, что промышленность СССР их просто не может производить. Потому как основная проблема в тральщиках и охотниках — это спецтралы и сонары. Которые в СССР делать толком не умели.
Цена сторожевика примерно вдвое меньше чем у ЭМ.
Источник сведений о стоимости ?
Сонары или асдик как его тогда называли толком не применяли , использовали больше шумопенгацию подводных лодок .
Эффективность сонаров была до войны сомнительна .
Об этом например пишет К.Дениц .
Спецтралы -- это какие именно тралы ?
Не было такого постановления. Постройку крупных НК только приостановили, причем в пользу ЭМ пр. 30 и КрЛ пр. 68
См. книгу Дмитриева "Советское подводное кораблестроение" стр.172 .
ЦВМА ф.13 оп. 001476 л. 176,177 .
Вообще-то под 60 штук. В смысле было и было заложено. Ударник — 3, Вирсайтис -2, Виестурис -2, Фугас — 40 (начали строить в 1933 не все достроили), пр. 59 (Владимир Полухин) -20 (вроде почти все не достроили)
Кстати у англичан до войны было 47 тральщиков.
У гансов — порядка сотни.
Всего было заложено 63 штуки , а вошло в строй к 22 июня 1941 только 38 на всех флотах .
В итальянском флоте например тральщиков вообще не было .
Киров — это очень малотоннажный пароход... Я верю
Речь идет о транспортах из которых уцелело только только два крупных судна из 46 , а именно "Казахстан" и "Эверанна" , а дошла в Кронштадт всякая мелочь .
Крейсер Киров уцелел только потому ,что 29 августа крупные боевые корабли фактически бросили транспорты немцам на съедение и ушли в Кронштадт и то погибло 16 боевых кораблей .
цитата:
Например сторожевики типа Ураган имели только в качестве зенитных четыре 45-мм орудия, два 7,62 мм пулемета .
Никаких зенитных автоматов на них к началу войны не было .
Источник сего утверждения?
http://newasp.omskreg.ru/war/flot/urogan.html
У джапов было под 200 эскортников. Чисто охотников за ПЛ (Ch) они помимо первой партии в 12 штук Перестроенных из чего попало .
[quote]Потому как промышленность их не могла освоить. Как и многое другое. И НКСП предпочитал гнать освоенные и относительно дешевые сорокопятки
Так в этом кто виноват ?
Найдите Васильева и почитайте что было последней каплей побудившей начать строительство линкоров.
Вот эта статья Васильева и где там причины побудившие к постройке линкоров ?
http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Battleships/LKSovetskiySouz/history2.html
Да, они всего навсего посылали их к побережью Советской Прибалтики. А в Финском жили Ваня-Маня с Ильмариенненом (вечно забываю как правильно)
Посылали тогда только ,когда Балтийский флот был загнан в Маркизову лужу .
Вот что могло стать с крупными германскими кораблями и вот что стало с одним из финских броненосцев :
Летом 1941 года корабли находились на юго-западе шхерного района, где обеспечивали переброску морем войск с материка на Аланды. 4 июля, 12 августа и 2 сентября они обстреливали главным калибром сооружения ВМБ Ханко Затем, в середине сентября, была предпринята роковая попытка набега, ставшего последним походом для "Ильмаринена".
"Ильмаринен" (капитан 2 ранга Герансоона) и "Вяйнемяйнен" (капитан 3 ранга Койвиста), охраняемые четырьмя катерами VMV, 13 сентября 1941 года под руководством командующего флотом капитана 1 ранга Рахолы, приняли участие в немецкой операции "Нордвинд" против Даго. Вечером при повороте на обратный курс "Ильмаринен" задел кормовой частью левого борта (ниже броневого пояса) 1-2 советские мины, опрокинулся килем вверх и быстро затонул в 24 милях к юго-юго-западу от острова Уте (59° 27' СШ, 21° 05' ВД). Вместе с флагманом смертью моряков погибли 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса. Спаслось лишь 132 человека, среди них командующий флотом и командир корабля. Для небольшого финского ВМФ это была большая потеря .
Советский Балтийский флот был заперт в восточной части Финского залива, а использовать "Вяйнемяйнен" для поддержки приморского фланга финское командование более не хотело — имелись реальные шансы его потерять как и "Ильмаринен".
Коллега, а может вы с вопросом ознакомитесь прежде лет "ляпать"? Например то что Германия предоставила СССР КРЕДИТ, то что советские товары в мире мало кто стремился покупать, то что немцы достаточно жестко пытались контролировать список поставляемых товаров и жестоко задирали цены?
Ещё в 1935 году Германия предоставила СССР кредит на 200 млн. германских марок сроком на пять лет. По этому кредиту СССР получил из Германии заводского оборудования и некоторых других товаров на 151,2 млн. германских марок .
Германия столь остро нуждалась в ресурсах , что могла принять любые условия СССР .
Советские товары -- это прежде всего сырьевой экспорт .
Другое дело ,что возможностью для расширения торговли с Германией с 1935 года так и не воспользовались .
Импорт СССР в 1937 г.
Виды импорта ------------------------ Все страны-------------США--------------Германия ---------Англия
Поступление: тонн/тыс. руб.---------1304341/101585------294600/185600----99786/151322---32482/47593
В том числе машины и
оборудование: тонн/тыс. руб. -------113336/278464-------23186/86028-------38251/120284---7113/21389
Станки металлообр.
тонн (штук)/тыс. руб. -------------- 33830(3916)/82114----5112/17295 --------18933/58728-----897/3839
Импорт СССР в 1938 г.
Виды импорта ---------------------Все страны ------------США---------------Германия-------Англия
Поступление: тонн/тыс. руб. ---1155051/1090024 ----299043/308376----27367/50736----75847/131667
В том числе машины и оборудование:
тонн/тыс. руб.------------------120366/376420----------53023/206107-----6173/31466-------23438/82130
Станки металлообр.:
тонн (штук) / тыс. руб. --------33830 (6078) / 152542--30536/119454----3115/12078-------9035/34898
Импорт СССР в 1939 г.
Виды импорта ----------------------Все страны-------------США ----------------Германия ---------Англия
Поступление: тонн/тыс. руб. -----799730 / 744505------279228 / 228980---22612 / 42325------42375 /85141
В том числе машины и оборудование:
тонн/тыс. руб. ---------------------111527 / 288321--------39134 / 132596----9422 / 34507-----36877 /72660
Станки металлообр.:
тонн (штук) / тыс. руб.-----------40197 (3458) / 136598 --23830 / 78745 ----7104 / 22227 -----11006 /32033
http://www.soldat.ru/doc/stepanov.html
http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/07.html
http://www.soviet-history.com/articles/2ww/shevyakovsovietgermaneconomicrelations.php