"Если ты можешь точно скопировать Мастера, то ты и сам - Мастер". ¶
01 октября в пекинском параде примут участие 56 полков китайской армии, которые должны символизировать 56 этнических групп, "марширующих по дороге социализма с китайскими особенностями и солидарностью". 14 из них пройдут пешком по проспекту Чанъань, 30 — проедут на колесной технике, и еще 12 авиационных частей пролетят в небе над городом. В отличие от парада, проводившегося на 50-летие КНР, в этот раз будет меньше людей и техники, но больше высокотехнологичного вооружения и спецподразделений.
На инновационном характере предстоящего парада настаивает и китайское военное руководство. Так, по словам ответственного за подготовку мероприятия генерал-лейтенанта Фан Фэнхуэя армия продемонстрирует 52 новых образца вооружения и военной техники, разработанных на основе китайских технологий. Это будут самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, современные радиолокационные системы, беспилотные летательные аппараты, спутниковая коммуникационная аппаратура и другие образцы военной продукции. Все они, по словам генерала, помечены клеймом "Сделано в Китае".
Однако методы, к которым прибегает Пекин для наращивания своего военно-промышленного потенциала, далеко не всегда встречабт понимание у китайских зарубежных партнеров. Россию смело можно назвать страной, которая в наибольшей мере пострадала от воровства военных технологий, к которому не гнушаются прибегать китайские инженеры. По этой причине, в последнее время сорвалось ряд сделок.
К их числу можно отнести контракт на поставку Китаю палубных истребителей Су-33, которые, как утверждают в близких к оборонной промышленности кругах, Россия пока не спешит продавать, опасаясь, что технологии будут в очередной раз украдены. Пекин приобрел на Украине самолет Т10К, который является прототипом палубного истребителя Су-33. Для полетов Т10К уже непригоден, однако цель этой сделки — изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после чего спроектировать собственный аналогичный истребитель на базе J-11.
Копирование китайцами конструкции Су-27 уже было причиной конфликта между Москвой и Пекином. В 1995 году российская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 самолетов Су-27СК на заводе в Шэньяне. В 1998-2004 годах Пекин получил около ста комплектов для сборки, но от оставшихся отказался — китайские производители научились собирать J-11 на основе своих компонентов. В местных СМИ даже появилась информация о создании самолета J-11B с китайским двигателем и радаром собственной разработки. Сегодня, по оценкам специалистов, речь идет о серийной сборке китайского аналога Су-27.
Этот случай далеко не единичный. На оружейных выставках китайские производители уже демонстрировали крылатую ракету С-602, которая, похожа на российскую X-55. Двигатель Tai Hang WS-10 является аналогом АЛ-31Ф для истребителей "Су". Кроме этого, в Китае сейчас организуется лицензионная сборка Ми-171 — самого продаваемого в мире российского вертолета. Не исключено, что скоро у него появится китайский "образец".
Еще более интересна массовая скупка авианесущих крейсеров советского производства, которой Пекин занимается фактически с момента развала СССР. Так что если Китай в итоге построит "национальный авианосец", то по многим показателям он явно будет напоминать уже известные советские образцы.
Очевидно, Пекин не откажется от наработанной практики "заимствования" чужих технологий — начиная с мобильных телефонов и заканчивая самыми современными боевыми самолетами и кораблями. "Стыдно" за такое поведение китайцам точно не будет. Скорее, наоборот, в Китае существует поговорка, весьма метко объясняющая такую практику: "Если ты можешь точно скопировать Мастера, то ты и сам — Мастер".
Интересная ссылка click here[HTML_REMOVED]
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".