Артафар (318-379гг)
362г
в Пуне произошел незначительный эпизод: партия сереброискателей наткнулась на шайку грабителей и разогнала ее. Однако, как выяснилось впоследствии, в глазах беглецов шайкой грабителей были как раз кхшатрийцы. это были граждане великого и древнего города Тайпикала.
Город лежал на берегу огромного озера Титикака и жило в нем больше 30 тысяч человек из народа пукина и вдесятеро больше жило вокруг. Они создали уивительную ирригационную систему, обеспечивавшую продовольствием окрестности озера, подвластные городу, который в нашей реальности получил имя Тиауанако. Он господствовал над северной Пуной и считал южною ее часть тоже своей. Время от времени из города уходили на юг горные мастера за белым металлом из которого делали потом священные украшения для идолов и жрецов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E8%F3%E0%ED%E0%EA%EE
http://incamusic.narod.ru/latinorama/tiahuanaco/tiahuanaco.htm
http://www.geografia.ru/tiwa.html
Вернувшиеся после стычки с грабителями рассказали об ужасных демонах, быстрых как ветер, с 4 ногами и 2 руками. Народ пришел в трепет и волнение. Чтобы успокоить его жрецам пришлось принести в жертву Солнцу 3 девственниц.
Были посланы разведчики, которые обнаружили небольшое поселение кхшатров у Потоси.
Демоны должны быть сокрушены! И армия пукинов, вооруженная копьями, дротиками и дубинками двинулась в священный поход.
Стоял июнь 362г, начало зимы и многие кхшатры со своими стадами спустились с негостеприимного плато на плодородные предгорья. В поселке оставалось не более 300 старателей, когда 5000 войско обрушилось на них на рассвете со всех сторон, вопя и убивая демонов. У старателей были вьючные кони, и некоторые успели спастись, но их было меньшинство. остальные погибли под натиском полчища туземцев. 250 тел осталось у горы, лишь полсотни успели вырваться. Своих убитых, число которых доходило до 1000 пукинцы унесли с собой. Боги были довольны.
И без того горячий шах пришел в ярость и хотел немедля отправиться в поход, но советники напомнили ему о судьбе его предка Кавада, который ринулся в поход не рассчитав сил противника. Было решено собрать припасы в северных городах, перебросить туда закаленных воинов с юга, заменив их северянами, призвать керандийских удальцов, и главное, отправить на плато разведку — тех самых следопытов, кому в первую очередь Кхшатра была обязана столь быстрым ростом своего могущества. В настоящий момент они рыскали по саваннам Гран Чако, приводя к покорности мелкие племена охотников.
363г
Наиболее боеспособные отряды, включая тяжелую конницу собирались в северных предгорьях, пастухи Гран Чако подгоняли стада коз на прокорм
С началом лета войско выступило в горы. В нем было 600 катафрактов и 5000 лучников. Разведка уже сообщила о городе, его величине, стенах и рве, защищающих его центр, а также об отсутствии у местных хорошего оружия из бронзы или железа. У разрушенного поселка рядом с Потоси войско встало лагерем, чтобы отдохнуть от подъема и привыкнуть к высоте, а шах начал совет. Правильный штурм не годился, ибо стены и ров сводили на нет преимущества конных воинов и грозили потерями. Осада грозила потерей времени при удаленной базе, а врагам припасы могли доставляться по озеру. Было решено попробовать взять город наскоком, как когда-то сделал великий Кавад. Быстрыми переходами, опережая слухи о своем появлении, войско ринулось к городу. 300 легких разведчиков галопом заняли проходы в укреплениях, а за ними по пятам двинулось все войско, сокрушая всякие попытки сопротивления. В центре, пока разведчики ждали остальных пукины успели собраться на 15 метровом 7 ступенчатом возвышении огромного храма Акапана. Там и произошла последняя битва. Жрецы яростно бросались на поднимавшихся по лестницам воинов, выкрикивая проклятия и падая на ступени под ударами железных клинков. Вскоре все было кончено. Город пал. Пал и его правитель Пируа Пакари Манко, на котором оборвалась династия, что уже не станет править в первой из Андских империй. Жители, лишенные верхушки потеряли волю и попрятались по домам.
Шах понимал, что не может остаться, его страна нуждалась в нем и большая часть войска должна была уйти с ним. Но и совсем оставлять такой великий город, больший, чем все его города, он тоже не хотел. Он оставил в городе наместника с 300 катафрактов, 1000 лучников и 100 разведчиковв, исследовать окрестные селения и приводить их к покорности. Также они должны были выучить местный язык, чтобы обложить население правильной данью и рассказать, подданными какого великого царя они стали. Лучникам он обещал отправить к ним их семьи со стадами, чтобы они паслись на Пуне летом и у города зимой. Так совершилось завоевание города Тайпикала и всего плато у Титикаки.
Со временем разведчики выучили язык, ввели натуральные налоги (те же, что и раньше, но народ не сильно страдал — ведь больше не нужно было вытесывать и перетаскивать многотонные каменные блоки для мегалитических построек), началось изучение местной культуры, веры, как вдруг открылась удивительная вещь. Местные жители поклонялись богу по имени Кон, или Кон Тики, или полностью Кон Тики Вира Коча
(Владыка неба, земли и моря, впоследствии Кон Тики уплыл на плоту с Туром Хейердалом, а Виракоча остался дома за главного).
По преданию Он вышел из этих мест, прямо из скалы (или из озера) и принес людям законы, земледелие и градостроительство. Знаком его было Солнце.
Истории, рассказываемые о Кон Тики сильно напоминали истории о Митре. Его знаком было солнце, он родился прямо из скалы, он упорядочил хаос среди людей, дав им справедливые законы. Все говорило о том, что кхшатры и пукинняне поклоняются одному и тому же богу. И, судя по тому, кто победил, было ясно, чье поклонение ему более угодно.
Но ведь Митра появился из скалы в далекой земле предков на востоке!
Однако местные мифы говорят, что он с помощью некоего действа разделился на три части для продолжения своей созидательной работы еще и в двух других своих ипостасях. Значит Митра это восточная ипостась Кон Тики а Кон Тики — западная ипостась Митры.
365г Потрясенный шах вновь отправляется на север и на развалинах Акапаны началось возведение храма Кона (Господа) Митры, Законодателя, Непобедимого Солнца. Из Эльпидии были приглашены лучшие архитекторов, благо теперь было, чем им заплатить, казна наполнялась серебряными кхшатриками.
К 374 году храм был закончен. У алтаря был изваян Митра, поражающий ягуара.
У разведчиков же появилась новая мечта: найти место появления третьего воплощения Митры. С удвоенным рвением они отправились исследовать границы.
К концу правления Артафара в 379г территория государства выросла почти вдвое.
К 400 тыс км2 старой Кхшатры прибавилось 100 тыс км2 Альтиплано с засушливой пуной на юге, где паслись только ламы (даже козы не выжили там) и ирригированной халкой на севере, родиной картофеля.
Восточнее кхшарийские скотоводы, подчиняя мелкие племена охотников, осваивали 200 тыс км2 сухих саванн Гран Чако.
Население же выросло еще больше.
Число земледельцев в южных долинах старой Кхшатры достигло 270 тыс.
130 тыс. кхшатров жило по всей стране, составляя ее господствующее сословие.
И наконец 300 тыс человек из народа пукина жили в окрестностях озера Титикака.
Всего население Кхшатры достигло 700 тыс человек.