Спасибо, интересная работа!
После прочтения взялся за книгу Ясенского (тем более, что его "Человек меняет кожу" мне понравилась).
Но, ПМСМ, к "Трест Д.Е." Эренбурга вы отнеслись слишком снисходительно:
Казалось бы, написано всего за 4 года до «Гиперболоида инженера Гарина» и сюжет в чем-то схожий (американский миллиардер в корыстных интересах уничтожает Европу), но насколько это разные книги!! «Трест…» по сравнению с «Гиперболоидом…» — это даже не плотник супротив столяра, а питомец приюта для даунов против столяра шестого разряда.
Почему? Потому что книга написана как будто клоуном из «Комеди Клаба»:
В Козлове (7 ч. 42 м.) в комиссариате Ваня Глобов допрашивал воришку, стащившего у заезжего директора «Лесного треста» черепаховую лорнетку. Глобову было скучно. Воришка каялся, а милицейский, ругаясь, время от времени прикладывался к его заду казенным сапогом. За стеной дочь комиссара разучивала революционные мелодии. Глобов вынул из кармана фотографии Сони Зайкиной и Карла Маркса. Соня ему изменила. Маркс давно умер. Ваня зевнул и лег на диван.
И в таком стиле написана вся книга. По мере прочтения начинают терзать смутные сомнения: а что это у нас Эренбурга считают выдающимся писателем?
Впрочем, справедливости ради надо отметить: как «на всякого мудреца достаточно простоты», так и в клоунаде Эренбурга вскользь упомянута тенденция в развитии Запада, на которую не обратил внимания Толстой:
Строго контролируя зачатья, мы можем в течение ста лет создать несколько удачных пород ломовых людей: человек-грузчик, человек-возчик, человек-лакей и другие, по желанию. У грузчиков развитие грузоподъемности — десять лошадиных сил, крохотная голова, кретинизм, полное послушание, растительная пища. У лакеев особо развитые руки-крючки, атрофия языка, отсутствие половой возбудимости и т. д. Все это гораздо гуманнее роботов, о которых сообщала недавно «Чикагская трибуна», и достигает той же цели. Главное — приучить наших рабочих к христианскому смирению. Импорт ста тысяч ломовых людей окончательно уничтожит социализм.
*…
Владелец большой фабрики химических изделий «Д. Е.» выпустил в продажу золоченые пилюли «Афродитин». Это лекарство представляло из себя остроумную смесь эфирных веществ и семенных вытяжек. Оно одновременно служило для трех целей: преодолевало застенчивость, препятствовало увеличению населения, то есть отягощению бюджета, и, как всякий наркотик, веселило человека... После трех-четырех коробок «Афро» превращал молодого крепкого мужчину в самого исправного евнуха.*
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели