В дзене нашёл любопытный материал.

1870-е, глухое село на Смоленщине. О чем в народе говорят? О дипломатии и войнах, о чем же еще? Услышав эти разговоры, мы бы, наверное, подумали одновременно:

Ого… откуда они это узнали?»

и

Что курят русские крестьяне?!»

Пишу на материале «Писем из деревни» Александра Энгельгардта.

Откуда знали?

Из газет… сюрприз? Среди крестьян бывали и такие, кто выписывал газеты и тут же делился новостями в сельском кабачке.

...при некотором навыке легко различить, откуда почерпнуто известие: из "Голоса", "Московских Ведомостей" или "Биржевых Ведомостей". Еще я ничего не знал о низвержении султана, а в кабаке уже это было известно, и первое слово, когда я заехал туда, было: "Слыхали, А. Н., что министры султана зарезали?".

Все эти новости накладывались на довольно архаический… как бы сказали современные французские историки, outillage mental – мыслительный инструментарий. Скажем, услышав в церкви про Царьград, крестьянин осмыслял это примерно так:

«Молимся царю-граду, чтобы не побил наш урожай».

Вот так и вычитанное из газет – преображалось! Картина мировой политики в мужицких головах была весьма наивна. И в то же время… иногда мне кажется, что на задворках этого села работала какая-то машина времени.

Англичанка

О том, что скоро быть войне, в деревне знали уже в 1875 году.

Потом стали говорить, что будет набор из девок, что этих девок царь отдает в приданое за дочкой, которая идет к англичанке в дом. Девок, толковали, выдадут замуж за англичан, чтобы девки их в нашу веру повернули. Поднесение принцу Эдинбургскому Смоленской иконы Божьей Матери дало обильную пищу толкам и слухам, которые все можно свести к одной мысли – мы стремимся перевести англичанку в нашу веру.

Крестьяне имели в виду королеву Викторию.

Как ни нелепы были эти слухи и рассказы, но общий смысл их был такой: вся загвоздка в англичанке. Чтобы вышло что-нибудь, нужно соединиться с англичанкой, а чтобы соединиться, нужно ее в свою веру перевести. Не удастся же перевести англичанку в свою веру – война.

Кто против кого бунтует?

Болгары восстали против Турции, и слухи о скорой войне стали более настойчивыми. Виновниками называли турок и бунты. Однако «бунт» считался чем-то нехорошим, вот почему крестьяне думали, что это турки – взбунтовались и поэтому спровоцировали русско-турецкую войну.

Пришла весна 1876 года. Пошли слухи о том, что турок против грека бунтует.
– Не против грека, – заметил дьякон на угощении после молебствия у одного крестьянина, – а против... как бишь его зовут, еще ему деньги собирали, да – против серба. Так, кажется, А. Н.?
Автор "Писем из деревни", Александр Николаевич Энгельгардт

Русско-турецкая война

Турок надоел до смерти, все из-за его бунтов выходит. Но отношение к турку какое-то незлобливое, как к ребенку: несостоятельный, значит, человек, все бунтует. Нужно его усмирить… «нужно до Костиполя дойти».

Истинным виновником столкновение считалась королева Англии, которая поддерживает бунтарей и скоро может выступить открыто на их стороне.

Никакой ненависти к турку, вся злоба на нее, на англичанку. Турка просто игнорируют, а пленных турок жалеют, калачики им подают.

Метро под Плевной

Почему осада Плевны продолжалась так долго? Под Плевной англичанка выстроила… тадам! Метрополитен.

Она от себя железную дорогу подземную в Плевну сделала и по ней турку войско и харч доставляла.

В конце концов, русские саперы нашли эту «подземную железную дорогу» и засыпали. После чего и крепость взяли.

И Катай как сверхдержава

Да, англичанка гадит, зато у России есть мощный союзник…

Общий смысл такой: враг – англичанка, союзник – Китай, бунтует против грека (понимай славяне) –турок, грек какой-то беспомощный.

Такое впечатление, что мужики видели на 140 лет вперед. В их представлении Китай (после двух опиумных войн…) – могучая держава, способная помочь правительству Александра II!

"Письма из деревни", издание "Литературных памятников"
Китай уже оказывает нам экономическую помощь:

Теперь и мужик видит, что в самом деле денег нет, что, должно быть, нельзя так скоро наделать бумажек. Мужик, однако, утешает себя тем, что дядя «Китай» предлагает нашему царю денег, сколько хочешь...

Настанет время, против англичанки Китай за нас подымется.

И все же есть загвоздка: русский царь «не верит Китаю»:

…боится, как бы не обманул, на нас потом не повернул.

При этом у крестьянина есть свое мнение о том, где же Китай находится:

Царь Китаю не верит, боится, чтоб не обманул, говорит ему: ты, Китай, свой берег Черного моря, стереги, а я, говорит, буду свой стеречь.

Откуда дровишки?
Где, где они узнали это? Будете смеяться, тоже из газет. В русских газетах 1870-х писали о трениях англичан с китайцами и о деньгах, которые Китай должен заплатить России… в тот момент Россия заняла Илийский край и требовала (и позднее – получила) от Китая контрибуцию.

Однако мужик слышал, что Китай большой и что оттуда чай везут. Думали, это великая держава (как и будет), не в ладах с англичанкой (как и было), а контрибуцию осмыслили как экономическую помощь.