Город во Франции в Средние Века
Это конспект главы из книги немецкого историка Карла Босля (Karl Bosl) Europa im Aufbruch.
В Западной и Северной Франции, на Рейне и в Италии основой средневекового города как типа служили римские civitates с их резиденциями епископов и крепкими стенами. Епископ был для горожан defensor civitatis, позднеримский город утвердился как светский административный центр. Вне стен во франкскую эпоху возникло множество церквей и монастырей. В 10 в., после опустошительных нашествий сарацинов с юга и викингов с севера и запада, причинившим серьезный ущерб многим civitates, эти поселения быстро оправились, образовывались пригороды, bourgs, в которых расцветали ремесло и торговля. Burgus очень скоро превратился в место жительства обеспеченных людей, получил укрепления, оставаясь самостоятельным или присоединяясь к civitas = cite. Следует помнить об исключениях, таких как Тулуза, где cite, а не burgus, являлся экономическим центром. В 12 в. на юге как орган самоуправления развилось консульство, по подобию Италии, к северу от Луары уже в 11 в. возникают coniuratio = присяжные союзы или мировые общины как основа городских общин, universitas civium.
Примером общественных отношений в 11-12 вв. может служить Анжер, стоящий на судоходном Майене у его впадения в Луару, старый римский город и укрепленный франкский civitas, один из крупнейших средневековых городов. Эта епископская резиденция и столица графства Анжу, центр территории в низовьях Луары, была местом бурной торговли уже во времена Каролингов. Город подвергся разрушению норманнами в 843. Епископ получил от короля половину всех таможен civitas и судоходства по Луаре, также в других рынков и гаваней. Уже в 886 началось восстановление, дальняя торговля не прекращалась. В 924 вне стен civitas возникает burgum Andecavenusium, в котором находилось аббатство Ст.Обен, основанное в 8 в. Нападения норманнов пережили 6 церквей и 3 монастыря в окрестностях города. Burgum Andecavenusium с 1055 по 1060 и в 1080 упоминается как пригород (suburbium), расположенный на главной дороге в Ле Ман и укрепленный уже к 1000. В 1028 граф Фулько построил здесь каменный мост. Предместья постепенно окружаются стенами.
В 10 в. Ле Пуи называют civitas, urbs, oppidum, а жителей civitas называют также burgenses (вероятно из-за пригорода = suburbium).
Практически повсеместно во Франции у городских стен возникали церкви и монастыри, вокруг которых формировались предместья. В 11 в. возникшие таким образом пригороды часто включались в систему укреплений старых civitates; чаще всего их называли burgum, хотя употреблялось и слово suburbium; их жителей именовали burgenses, а города — cives.
Страсть к основанию поселений продержалась во Франции 12, и даже 13 в. Но рост civitates начался уже в 10 в. Старые римские города назывались civitas или urbs, что означало укрепленное поселение, слово villa могло обозначать как деревню, так и город, но также и новое образование, состоявшее из замка и поселка или монастыря и поселка. Замок с поселком часто обозначается как castrum, что может означать и просто замок. Луитпранд Кремонский для Италии 10 в. понимал под burgum замкнутую группу домов, незащищенную стеной, это справедливо и для Франции еще в 11 в., но в этом же веке как burgum обозначается и укрепленное торговое поселение, а потом и город. Так называют и пригороды рядом с civitates, а также все пригороды в целом. Civis = горожанин – это всегда житель civitas, реже употребляются слова urbanus (urbs), oppidanus. Слово burgensis (ок. 990- 1000) имеет много значений, чаще всего так называют жителей burgum, но все чаще оно употребляется и для обозначения "настоящих горожан".
Владетель де Партенэ (1070-1110) разрешил miles aut serviens aut burgensis aut villanus делать подарки монастырю Кормери, т.е. своим рыцарским вассалам, министериалам, горожанам и крестьянам, зависящим от него в равной степени. Графиня Адела де Блуа идет в 1107 еще дальше и понимает под homines nostri = своими людьми, зависимыми miles, burgensis, servus, rusticus. Rusticus – сельское население, примечательно, что burgensis стоит перед servus.
Посмотрим теперь для сравнения на старые поселения — civitatescivitas с собором и поселения у аббатства Сен-Мартиал, в 10 в. защищенном рвом и валом и входившим во владения аббата, лен виконтов в 11-12 вв. Кафедральное и монастырское поселения были отделены друг от друга, но носили одно и тоже название и находились во враждебных отношениях. Монастырское поселение называлось castellum, castrum, burgus; в 1087 его обитатели названы burgenses de castro, а епископского поселения — cives urbis. Но под burgensis понимаются не все жители Лиможа в целом, а лишь одной его части, в зависимости от контекста. Впоследствии монастырское поселение называют chateau, а епископское – cite. Они были разделены в правовом отношении еще в 1792, экономический центр (производство эмалевых и фаянсовых изделий) находился в chateau. Виконт в 1062 передал аббатство реформистскому монастырю Клуни. В строительстве стены после пожара 1123 принимали активное участие горожане, которые уже тогда имели выборных представителей. Последние однако лишь в 1203 упоминаются как consules. В том же 1203 communitas горожан cite = епископского города получил печать и был представлен consules (коллегиальным городским правительством). Развитие самоуправления и ослабление власти над городом аббата и виконта в chateau и епископа в cite кажется происходило согласовано, не вызывая больших конфликтов, даже если напряженность между обоими поселениями не прекращалась.
Жители и гарнизоны замков (castrum, castellum) назывались castrenses burgi, burga,, civitatenses, castellani, иногда cives, но никогда burgenses. Последние были жителями французских burgi, burga, замкнутых поселений перед стенами civitates и castra, торговых колоний и ремесленных поселков.
Наряду с burgum/burgus, salvitates, portus как форма неаграрного поселения стоит vicus/Wik, возможно смесь романской и германской форм, соединившихся во франкском wik. Vicus означает торговую факторию, рыночную улочку внутри поселения, позднее улицу, переулок в городе. Vicus был галло-римской формой торгового места в виде уличного рынка. Как Wiek на севере Европы обозначали поселение купцов. Их жителей называли vicarius или wichmann по аналогии с burgensis или poorter. Галло-римские vici были прежде всего рыночными или ремесленными поселениями с торговыми местами, северные wike – постоялые дворы, склады, места перегрузки для путников и купцов. Они были немногочисленны, отстояли далеко друг от друга. Но франкские wike благодаря росту дельней торговли становились все многочисленнее, они представляли собой относительно нестабильные и недоразвитые поселения рядом с постоянными civitas, например Тилем в дельте Рейна.
Подробнее тут: http://zamok.h14.ru/bosl/gv.html
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".