Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, veniamin

Коллеги, вопрос по средневековому градостроительству

Ответить
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Коллеги, вопрос по средневековому градостроительству

Мне помниться, что вроде как планировку средневековых городов СПЕЦИАЛЬНО запутывали, чтобы усложнить врагу доступ к цитадели или центру города.

Вопрос — об этом кто-либо из историков писал, или мне это кажется. (вопрос в том, была ли путаница мелких и изогнутых улиц специальной или оно "просто так сложилось")

Виталий

Вал
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Виталий пишет: об э..

Виталий пишет:

об этом кто-либо из историков писал

Кто-то писал, это и я помню (и кажется не один автор, широкое мнение). Впрочем в Италии,

Франции и Германии такие улицы (с домами приспособленными для обороны) вполне себе

существовали, единственно умысел обороны действовал не всегда, кварталы строились

довольно хаотично.

Вал

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

да , я тоже слышал т..

да , я тоже слышал тиакую версию и тоже не помню где . Правда я слышал и версию про один испанский городок , что там вообще пустили коров бегать по полю , а потом по следам их размечали новые улицы

"хороший преподаватель обязан быть титульным негодяем - ибо вежливость попахивает вымогательством" (с)

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

В основном от местно..

В основном от местности зависит, еслихолмисто-гористая, то строют так как получается и позволяют строительные технологии. С затапливыемыми землями во время паводка и болотистыми и песчанными грунтами то же такая беда, чтоб сэкономить на фундаменте строили и строят там где попрочней грунт. А в основном, имеются несколько магистралей, иногда даже одна которые делили город на кварталы, а вот внутреквартальная застройка это уе хаос безплановый.

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Города Германии в Ср..

Города Германии в Средние Века

Это конспект главы из книги немецкого историка Карла Босля (Karl Bosl) Europa im Aufbruch.

Буржуазия зародилась во вновь развившемся виде поселений – городе, внешний вид и внутренняя структура которого менялась в ходе веков. В верхней точке существования Римской Империи урбанизация означала романизацию. В раннеимперскую эпоху в городских центрах провинций нивелировались весьма разнообразные этническо-культурные группы населения гигантской империи по образу Рима, приводились к единому образцу формы общественной жизни. От римского civitas = город образовались не только европейские понятия citta, cite, ciudade, city. Многочисленные римские реликты давали средневековой Европе модель городской жизни. Завершение римского развития принесло в 212 придание статуса граждан города Рима всем свободным жителям Imperium Romanum императором Каракаллой. По нашим современным представлениям город — это поселение определенной величины с несомненными функциями центра. В римскую эпоху это была система личных отношений, включавшая прилегающий экономический район. Лишь в конце античной эпохи civitas принимают форму, соответствующую нашим современным понятиям. В имперскую эпоху civitas были общинами, обладавшими, например в Галлии, статусом равным статусу племени, имевшего управленческо-культурный центр.

Lutetia Parisiorum была пригородом племени паризиев и предшественником Парижа. В первые века н.э. civitates были городскими центрами общины и носили связующий характер для прилегающей сельской местности. Но cives были членами этой общины, а не "горожанами" в том смысле, который мы подразумеваем, говоря о средневековых торговых и ремесленных городах. Античные cives были possessores (собственники) в первую очередь сельскими землевладельцами, часто имевшими обширные латифундии, но жившими в городах. Они отчетливо отличались от купцов, торговцев, ремесленников, деятельность которых не касалась civitas. Сельские землевладельцы были связаны с городом как местом расположения магистрата и совета (curiales), которые включали судебно-административный и религиозно-церковный центр городского поселения и его территории. Город и территория составляли civitas и municipium. Центральными пунктами римского города были curia = административные здания, templum = культовый центр, forum = рынок и экономический центр.

С V в. города были вынуждены взять на себя оборонительные функции, окружены стенами, сузились до укрепленного поселения и приобрели черты крепости. Стена разделила город и сельскую местность, городскую и деревенскую форму жизни и поселения. Но и vici, fora (деревни, рынки), дорожные станции в подвергавшихся опасности регионах теперь окружали стенами, мелкие поселения переносили в более защищенные места. Эти укрепленные мелкие поселения (vici, fora) стали предместьями civitates.

Крупные землевладельцы однако в ходе IV и V вв. покидают город и живут теперь в своих сельских резиденциях, которые стали укрепленными усадьбами. Как curiales они уже обеспечили себе получение налоговых поступлений своего муниципального округа, как сенаторы, которыми они теперь являлись, они получили и иммунитет от обязательных повинностей перед государством. Иммунные владения сенатской аристократии закрепились на территории (pagus) civitas и поглотили ее. Их частные армии = клиенты превратили эту аристократию в настоящих хозяев страны. Вместе с их резиденциями обедневший город покинула и культурная жизнь, переместившись в сельские резиденции = villae urbanae. Городские центры оказались изолированы от территории, здесь продолжали жить мелкие и средние землевладельцы, на которых легли теперь общественные повинности, в первую очередь строительство стен. Но войны и принудительный труд ослабляли этот средний слой и свободную экономику в целом. Никто не хотел больше занимать места в курии, к этому приходилось принуждать. Так как чиновники государства, такие как curator и defensor civitatis теперь собирали налоги, самоуправление и компетенция магистрата сократились до минимума. Позднеантичная городская автономия пала жертвой налоговой системы, а не захватчиков германцев.

В городе, приобретшем черты господского владения, все большую власть и влияние приобретал христианский епископ, благодаря тому, что его диоцез по прежнему включал в себя как город, так и территорию. Он получил судебные права и на переломе V в. даже стал хозяином города. Так возникли церковные города-государства. На этом была достигнута последняя ступень структурных перемен поздней античности.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Город во Франции в С..

Город во Франции в Средние Века

Это конспект главы из книги немецкого историка Карла Босля (Karl Bosl) Europa im Aufbruch.

В Западной и Северной Франции, на Рейне и в Италии основой средневекового города как типа служили римские civitates с их резиденциями епископов и крепкими стенами. Епископ был для горожан defensor civitatis, позднеримский город утвердился как светский административный центр. Вне стен во франкскую эпоху возникло множество церквей и монастырей. В 10 в., после опустошительных нашествий сарацинов с юга и викингов с севера и запада, причинившим серьезный ущерб многим civitates, эти поселения быстро оправились, образовывались пригороды, bourgs, в которых расцветали ремесло и торговля. Burgus очень скоро превратился в место жительства обеспеченных людей, получил укрепления, оставаясь самостоятельным или присоединяясь к civitas = cite. Следует помнить об исключениях, таких как Тулуза, где cite, а не burgus, являлся экономическим центром. В 12 в. на юге как орган самоуправления развилось консульство, по подобию Италии, к северу от Луары уже в 11 в. возникают coniuratio = присяжные союзы или мировые общины как основа городских общин, universitas civium.

Примером общественных отношений в 11-12 вв. может служить Анжер, стоящий на судоходном Майене у его впадения в Луару, старый римский город и укрепленный франкский civitas, один из крупнейших средневековых городов. Эта епископская резиденция и столица графства Анжу, центр территории в низовьях Луары, была местом бурной торговли уже во времена Каролингов. Город подвергся разрушению норманнами в 843. Епископ получил от короля половину всех таможен civitas и судоходства по Луаре, также в других рынков и гаваней. Уже в 886 началось восстановление, дальняя торговля не прекращалась. В 924 вне стен civitas возникает burgum Andecavenusium, в котором находилось аббатство Ст.Обен, основанное в 8 в. Нападения норманнов пережили 6 церквей и 3 монастыря в окрестностях города. Burgum Andecavenusium с 1055 по 1060 и в 1080 упоминается как пригород (suburbium), расположенный на главной дороге в Ле Ман и укрепленный уже к 1000. В 1028 граф Фулько построил здесь каменный мост. Предместья постепенно окружаются стенами.

В 10 в. Ле Пуи называют civitas, urbs, oppidum, а жителей civitas называют также burgenses (вероятно из-за пригорода = suburbium).

Практически повсеместно во Франции у городских стен возникали церкви и монастыри, вокруг которых формировались предместья. В 11 в. возникшие таким образом пригороды часто включались в систему укреплений старых civitates; чаще всего их называли burgum, хотя употреблялось и слово suburbium; их жителей именовали burgenses, а города — cives.

Страсть к основанию поселений продержалась во Франции 12, и даже 13 в. Но рост civitates начался уже в 10 в. Старые римские города назывались civitas или urbs, что означало укрепленное поселение, слово villa могло обозначать как деревню, так и город, но также и новое образование, состоявшее из замка и поселка или монастыря и поселка. Замок с поселком часто обозначается как castrum, что может означать и просто замок. Луитпранд Кремонский для Италии 10 в. понимал под burgum замкнутую группу домов, незащищенную стеной, это справедливо и для Франции еще в 11 в., но в этом же веке как burgum обозначается и укрепленное торговое поселение, а потом и город. Так называют и пригороды рядом с civitates, а также все пригороды в целом. Civis = горожанин – это всегда житель civitas, реже употребляются слова urbanus (urbs), oppidanus. Слово burgensis (ок. 990- 1000) имеет много значений, чаще всего так называют жителей burgum, но все чаще оно употребляется и для обозначения "настоящих горожан".

Владетель де Партенэ (1070-1110) разрешил miles aut serviens aut burgensis aut villanus делать подарки монастырю Кормери, т.е. своим рыцарским вассалам, министериалам, горожанам и крестьянам, зависящим от него в равной степени. Графиня Адела де Блуа идет в 1107 еще дальше и понимает под homines nostri = своими людьми, зависимыми miles, burgensis, servus, rusticus. Rusticus – сельское население, примечательно, что burgensis стоит перед servus.

Посмотрим теперь для сравнения на старые поселения — civitatescivitas с собором и поселения у аббатства Сен-Мартиал, в 10 в. защищенном рвом и валом и входившим во владения аббата, лен виконтов в 11-12 вв. Кафедральное и монастырское поселения были отделены друг от друга, но носили одно и тоже название и находились во враждебных отношениях. Монастырское поселение называлось castellum, castrum, burgus; в 1087 его обитатели названы burgenses de castro, а епископского поселения — cives urbis. Но под burgensis понимаются не все жители Лиможа в целом, а лишь одной его части, в зависимости от контекста. Впоследствии монастырское поселение называют chateau, а епископское – cite. Они были разделены в правовом отношении еще в 1792, экономический центр (производство эмалевых и фаянсовых изделий) находился в chateau. Виконт в 1062 передал аббатство реформистскому монастырю Клуни. В строительстве стены после пожара 1123 принимали активное участие горожане, которые уже тогда имели выборных представителей. Последние однако лишь в 1203 упоминаются как consules. В том же 1203 communitas горожан cite = епископского города получил печать и был представлен consules (коллегиальным городским правительством). Развитие самоуправления и ослабление власти над городом аббата и виконта в chateau и епископа в cite кажется происходило согласовано, не вызывая больших конфликтов, даже если напряженность между обоими поселениями не прекращалась.

Жители и гарнизоны замков (castrum, castellum) назывались castrenses burgi, burga,, civitatenses, castellani, иногда cives, но никогда burgenses. Последние были жителями французских burgi, burga, замкнутых поселений перед стенами civitates и castra, торговых колоний и ремесленных поселков.

Наряду с burgum/burgus, salvitates, portus как форма неаграрного поселения стоит vicus/Wik, возможно смесь романской и германской форм, соединившихся во франкском wik. Vicus означает торговую факторию, рыночную улочку внутри поселения, позднее улицу, переулок в городе. Vicus был галло-римской формой торгового места в виде уличного рынка. Как Wiek на севере Европы обозначали поселение купцов. Их жителей называли vicarius или wichmann по аналогии с burgensis или poorter. Галло-римские vici были прежде всего рыночными или ремесленными поселениями с торговыми местами, северные wike – постоялые дворы, склады, места перегрузки для путников и купцов. Они были немногочисленны, отстояли далеко друг от друга. Но франкские wike благодаря росту дельней торговли становились все многочисленнее, они представляли собой относительно нестабильные и недоразвитые поселения рядом с постоянными civitas, например Тилем в дельте Рейна.

Подробнее тут: http://zamok.h14.ru/bosl/gv.html

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Ответить