Речные коммуникации в России в XVI-XVIII вв. ¶
Пара вопросов по Субж. Не очень понимаю.
Балтийское море
Задался вопросом, как стоило строить выход к балтийскому морю. Получается, что в реале, все как-то совсем плохо. Логичный подход:
Порт и "окно в Европу" в Усть-Луге
Водный путь Новгород — оз. Ильмень — Шелонь — Мшага [HTML_REMOVED] Луга (канал 7км /р.Куба-Луга,д.Малый Волочек/-30 км./от Луги до Шелони/)
Водный путь Волга — оз. Селегер канал оз. Щебериха — река Щебериха — река Пола — оз. Ильмень (канал ок.3 км)
и там и там были старые волоки. Т.е. путь известен издревна.
Кроме того, это исконно наши территории, как минимум с начала XVI в (основание Иван-Города). Вместо того, что бы Грозному воевать Нарву, можно было просто построить свой порт в Усть-Луге.
Т.е. вместо вопроса о "Нарвском плавание", был бы вопрос о "Лугском плавание" ))) О чем, "немецкие купцы" (Ливонский орден, Шведы, Датчане, Ганза) сами бы между собой переругались.
IMHO Санкт-Петербург просто на порядке более плохой выбор места для порта. Это так или я ошибаюсь, не замечаю каких-то принципиальных проблем?
Белое море
Все книги говорят, что путь от Архангельска (Холмогор) проходил по от Архангельска по рекам до Вологды (летом) и далее сухим путем (зимой) на санях до Ярославля и Москвы
Почему от Вологды до Ярославля и далее до Москвы добирались сухим путем?
При том, что Интернет говорит о массе волоков. Начиная с маршрута того же самого канала "герцога Александра Вюртембергского" и заканчивая Соль-Галич и т.д. Почему-же грузы везли сухим путем?
В свети 2-ого вопроса: Насколько вообще были важны мелкие речные пути и волоки к XVI веку? Насколько значительную роль они играли в экономике, как много грузов по ним доставлялось (есть ли какие либо источники/работы).