России вредна низкая инфляция? ¶
В 2011 году цены не должны вырасти больше чем на 6-7%.
Ориентир на следующие пять лет — 3-5%. Ниже не надо: будет хуже для экономики. Такую позицию занял Центробанк в дискуссии по внесению изменений в Стратегию социально-экономического развития до 2020 года.
Ведущие эксперты продолжают «ретушировать» «Стратегию-2020». Во вторник в подмосковной резиденции премьера Владимира Путина разгорелась дискуссия об оптимальных для России уровнях налогов, инфляции и бюджетного дефицита.
Все усилия правительства в последние годы были направлены на борьбу с ростом цен. Но у Центробанка оказалась своя точка зрения на этот счет.
— Мы планируем в этом году инфляцию снизить до 6-7%. Это вполне реальная цель, при условии что будет нормальный рост производства, — заявил глава Центробанка Сергей Игнатьев. — Цель на будущий год — 5-6%. А там она пойдет вниз к 3-5%. Это нормальный темп для России, меньше, я считаю, пока преждевременно.
В ЦБ считают, что есть определенные перекосы в относительных ценах. Иными словами, некоторые товары и услуги, которые имеют явно низкую стоимость, должны дорожать. По словам Игнатьева, это — газ. Но если не давать столбику инфляции подниматься выше 2% и при этом поднимать цену на газ, можно нанести ущерб экономическому росту страны.
— Только после того, как будут решены проблемы с относительными ценами, можно будет ставить более амбициозные цели — добиваться инфляции как в развитых странах, от 1 до 3%, — убежден глава Банка России.
В Академии народного хозяйства есть свой рецепт решения этой проблемы — повышение налогов. Эксперты ЦБ и Минэкономразвития такой вариант тоже не исключают. Но это только ради борьбы с бюджетным дефицитом.
— Недопустимо долгосрочное планирование бюджета, основанное на дефиците. Это некая иллюзия, самообман. В перспективе на десять лет надо планировать нулевой дефицит бюджета, — заявил Игнатьев. — Предположим, запланировали дефицит на 2%, мы его будем покрывать за счет заимствований у российских банков, у российского населения в конечном счете. Значит, процентные ставки будут относительно более высокие, чем без таких заимствований, значит, частный сектор не сможет позаимствовать деньги, которые позаимствует государство.
— То есть наличие даже небольшого дефицита на десять лет не приведет к увеличению ресурсов, а создаст иллюзию такого увеличения, а на деле приведет к их сокращению, — уточнил Путин.
— Именно так, — подтвердил Игнатьев.
— В вопросе повышения налогов нужно действовать очень аккуратно, — распорядился премьер и добавил, что министры уже думают над тем, как уменьшить налоговое бремя для малого бизнеса, который особенно остро почувствовал последствия правительственного решения о социальных взносах. — Но при любом варианте мы должны исходить из необходимости безусловного выполнения наших социальных обязательств перед гражданами страны.
«Мозговой штурм» в кабинете Владимира Путина длился больше двух часов. Но представители экспертного сообщества и чиновники так и не сошлись во мнениях.
— Это огромная работа — провести эти дискуссии, вычленить рациональное, придать этому прикладной характер и инкорпорировать в «Стратегию-2020», — прокомментировал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.