Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, Грець, Mockingbird19

Статистика верующих (продолжение)

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Статистика верующих (продолжение)

Сделал расчет численности конфессий в 2000 году в мировом масштабе. Основные источники:

Народы и религии мира. М.,1999.

Народы России. М.,1994.

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. М.,1997.

Океания. М.,1982.

Страны мира. М.,1999.

Шпажников Г.А. «Религии стран Африки». М.,1981.

Statistical abstract of Latin America for 1980. L.-A.,1981.

The Europa world year book. L.,2000.

The statesman’s year-book. L. and C.,1995.

www.adherents.com

adventistatlas.org

en.wikipedia.org

Учитывались реальные верования, а не "историческая предрасположенность".

Вообще численность атеистов в мире преуменьшена. Я проверил по Гэллапу (2008) и получил удивительные цифры. Вот окончательная сводка по отдельным странам: http://slil.ru/27029232

Христиан в итоге — 29,4%, мусульман — 21,2%, индуистов — 13,4%, а атеистов — 18,7%.

В ряде стран вычислить реальное количество атеистов проблематично по причине: во-первых, придания религии официально-государственного характера (к примеру в Российской Империи нельзя было быть атеистом в принципе — по документам), во-вторых, в странах, четко разделенных на этнические или религиозные общины (Босния, Ливан, Малайзия и т.д.) атеисты все равно ментально примыкают к одной из них.

Это все я писал на параллельном форуме. А также вот это:

В своих расчетах численности конфессий по отдельным странам мира и в целом по континентам я был вынужден использовать различные методики, в результате чего данные нередко не совпадают. Причем, это несовпадение проистекает из того, что данные по континентам ориентируются на статистику посещения населением религиозных мероприятий, а по отдельным странам – на статистику отдельных религиозных организаций в национальном масштабе. Обе методики присутствуют в главном источнике, которым я пользовался — Народы и религии мира. М.,1999. Однако, и на сайте www.adherents.com картина аналогична, ибо используются несколько прямо исключающих друг друга источников. Я, естественно, стараюсь согласовать данные, но отдаю себе отчет в невозможности достичь полного совпадения результатов статистических методик.
Это приводит к закономерному вопросу: кого считать, а кого не считать членами определенной конфессии? Существует, по меньшей мере, четыре ответа:
Во-первых, членами определенной конфессии (в просторечье верующими) называют активных мирян и духовенство (так определяют свою численность многие протестантские конфессии), причем совершеннолетних и, как правило, лишенных иных интересов в жизни.
Во-вторых, таковыми можно назвать всех формальных членов церкви (т.е. прошедших систему инициаций: крещение, религиозное бракосочетание и т.д.). Эта группа гораздо шире первой и включает большую часть населения страны (за исключением социалистических стран, хотя, если рассматривать современные социалистические страны Азии – Китай, Вьетнам и др., здесь ситуация с религиозной принадлежностью населения достаточно сложная и требует особой методики учета). Причем, среди традиционных конфессий доля этой второй категории в несколько раз больше, чем среди новых, недавно образовавшихся или недавно проникших в страну религиозных организаций, которые, действительно, по большей части состоят из неистовых адептов первой категории.
В-третьих, не стоит забывать о различии между организованной религией и конфессией в целом, которая включает также людей, непосредственно неорганизованных в официальную систему, но приверженных соответствующим верованиям. Подобный индивидуализм характерен, надо сказать, не только для современного Запада, но и для иных цивилизаций. Сюда следует также прибавить тайные культы, процветающие в последние два тысячелетия (проблема учета приверженцев тайных культов вносит настоящий хаос в религиозную статистику: с одной стороны, например, среди медиевистов до сих пор нет единства по поводу соотношения ересей и официального католицизма в Средние Века, и есть исследователи, которые считают их равновеликими и даже отдают предпочтение ересям, а с другой «громкость» существования той или иной мелкой конфессии или секты часто принимают за ее масштаб, а это далеко не всегда неверно).
Наконец, в четвертых, есть еще фактор религиозно-культурного единства. Т.е. любой представитель конкретного общества может быть отнесен к господствующей и исторически существующей в этом обществе конфессии. Это правило срабатывает как при переходе к более крупным культурологическим таксономическим единицам: например, американец, живущий в преимущественно протестантском штате чувствует свою принадлежность к конкретной конфессии: баптистской, методистской или иной, но окажись он в католической стране, он ощущает свое единство с иными протестантами в единой надденоминации протестантов, а в Индии или мусульманских странах на него с католиком смотрят в целом как на христиан; так и при национально-культурной идентификации: например, армянин, живущий за пределами Армении в подавляющем большинстве случаев григорианин, хотя в самой Армении среди армян есть приверженцы иных христианских конфессий и даже армяне-мусульмане (для него религиозная принадлежность служит индикатором этнического самоопределения и способом сохранения своей национальной принадлежности в инонациональной среде). Пример с армянами (и, кстати, с евреями) – особый, ибо здесь мы имеем дело с национальной религией (а ведь христианство в целом могло стать НАЦИОНАЛЬНОЙ религией армян – АИ), совпадающей в целом с этническими рамками, но ведь есть примеры превращения в этнические индикаторы и самых распространенных конфессий: поляк, живущий в России и теряющий связь с католицизмом, неизбежно русеет за 10-20 лет.
В реальности все гораздо сложнее. Причем не только в странах Дальнего Востока (где один человек может исповедовать две и даже три религии одновременно: неразрешимая проблема для статистики!) В Швеции до сих пор формально каждый подданный королевства – лютеранин, поскольку и по сей день обязан платить церковную десятину (точнее 1%). С 1951 года желающие могут отказаться от членства и уплаты десятины. Делается это явочным порядком, при подаче соответствующего заявления в налоговые органы. 12% населения так и сделало, но это в большинстве своем приверженцы других христианских конфессий и иных религий. Остальные 88% населения можно отнести к лютеранам в основном по третьему типу классификации, поскольку формально относит себя к лютеранской церкви лишь 53%, а остальные 35% никак не проявляют себя в религиозном отношении. Выплата ими «церковной десятины» может быть оценена просто как стремление предоставить в распоряжение правительства средства для реставрации и содержания памятников старины (зданий соборов и т.д.) и скорее говорит о заботе по поводу привлечения в страну туристов, чем о религиозности жертвователей. А шведы, живущие в США и Канаде, наоборот, довольно ревностно сохраняют лютеранство, ибо – в противном случае – быстро ассимилируются окружающим населением.
Можно ли назвать всех евреев иудаистами (опять-таки не в смысле соблюдения или несоблюдения обрядовых тонкостей и участия в религиозной жизни, а смысле приятия определенной национальной идеи, связанной с религией)? Есть ли атеисты в мусульманских странах (даже светских), ибо, например, в Турции – борьба с мусульманским клерикализмом – лаицизм обернулся творением национальных пантюркистских мифов (большей частью кабинетных)? Индусом стать нельзя, а можно только в следующем рождении родиться в определенной касте, а стало быть, никакого атеизма в Индии тоже не может быть? Аналогичная ситуация – в Японии, где все японцы (кроме осатанелых христиан-сектантов) синтоисты. Современный Китай как будто являет пример массового атеизма в начале XXI века, но коммунистическая идеология на народном уровне давно переросла в обычный для Китая культ знаменитых и достославных людей.

Это вызвало дискуссию с ув-ыми. Виктором Лютым, Визардом и Пойташом, однако тамошняя администрация как-то аллергически на нее отреагировала (хотя никто друг друга не оскорблял, спор носил чисто академический характер, а ув. Пойташ обещал поделиться результатами своей научной работы.

Поэтому дискуссия переносится сюда.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: Ви на во..

Den пишет:

Ви на вопрос отвэтьтэ, а там ми посмотрим. Нэ отвлекайтесь

Увы, во мне (аналогично с воспитателем Александра II) течет и турецкая кровь. так что это существенно осложняет вопрос.

А вдруг Великая Османская Империя лучше Российской сможет противостоять всемирному атлантико-масонскому мондиалистскому заговору?

Den пишет:

Он устроит Днепровский поход и благополучно его про... гм проиграет. Наши окружат его — он впадет в панику и откажется от претензий на все Северное Причерноморье и согласится не иметь флот в ЧМ

Вы полагаете, что вся историческая деятельность Петра Первого ограничивается неудачей Прутского похода?

Мы много занимались переносами (большей частью бессмысленными — зачем Николаю Второму или даже Павлу Первому Ваше сознание? — и кстати, здесь мы ничуть не оригинальны: еще античные авторы наивно-непосредственно влагали свои мысли и соображения в уста и головы исторических деятелей, так что теперь приходится доискиваться, что в действительности говорили и думали Дарий или Фемистокл), а тут действительно что-то оригинальное.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ ВЛАДИМИРУ

ВЛАДИМИР не знаю есть ли у тебя такая информация, но выдаю что у меня есть по статистике верующих:

Самая религиозная страна Европы – Италия, на последнем месте – Россия:

Стоит отметить, что данные по России не были включены в общеевропейскую статистику.

Большинство европейцев продолжают считать себя религиозными людьми, пишет сайт Ekklesia со ссылкой на опрос, проведенный фондом Bertelsmann Stiftung.

В среднем 74 % опрошенных в Германии, Франции, Австрии, Польше, Швейцарии и Великобритании назвали себя религиозными или "очень религиозными". Лидируют Италия и Польша, где религиозными людьми считают себя 89 и 87 % респондентов соответственно. Замыкают список Великобритания (63 %) и Франция (54 %). В России, где религиозных людей оказался 51 %, опрос также проводился, однако в общеевропейскую статистику эти данные включены не были.

Из всех опрошенных 57 % заявили, что посещают богослужения "более или менее регулярно", а 61 % сказали, что молятся.

В странах, где традиционно преобладает католицизм, больше верующих людей, чем в протестантских странах. В Польше 40 % населения считают себя "очень религиозными", тогда как в Соединенном королевстве – только 19 %. Среди поляков также больше всего людей, регулярно ходящих в церковь – – 64 % (в Германии – всего 17 %).

В Эстонии живет меньше всего верующих в мире:

Данные по России в опросе не приведены.

Эстония возглавила список самых нерелигиозных стран мира, только 14% эстонцев ответили положительно на вопрос, важное ли место занимает религия в их жизни, сообщили 11 февраля эстонские СМИ со ссылкой на данные транснациональной исследовательской компании Gallup.

Следом за Эстонией идет Швеция (17%), Дания (18%), Норвегия (20%), Чехия и Азербайджан (21%), Гонконг (22%), Япония и Франция (25%), 10-е и 11-е место делят Монголия и Белоруссия (27%).

Среди стран Евросоюза, наиболее религиозны Италия, Португалия, Польша, Румыния и Греция.

Самыми религиозными странами мира являются Египет (100%), Бангладеш и Шри Ланка (99%). В Индонезии, Конго, Сьерра-Леоне, Сенегале, Марокко и ОАЭ верующие составляют 98% населения. США оказались в середине списка (65%). Исследование проводилось в 143 странах мира.

Четверть православных в какой-то степени соблюдают Великий пост:

Среди постящихся велико число столичных жителей, женщин и лиц пожилого возраста.

Большинство россиян уверены, что соблюдать Великий пост при желании можно в любых условиях, однако исследования социологов показывают, что на практике граждане не стремятся себя ограничивать.

С прошлого года снизилось число россиян, придерживающихся обычного режима питания во время Великого поста (с 83% до 70%), и почти вдвое выросла доля тех, кто соблюдает пост полностью или частично (с 12% до 21%), сообщили "Интерфаксу" в четверг социологи ВЦИОМ по результатам всероссийского опроса.

По их данным, среди последователей православия так или иначе соблюдает пост каждый четвертый (24%). Доля таких респондентов наиболее высока среди столичных жителей (29%), а также женщин (25%) и респондентов в возрасте от 60 лет и старше (28%).

Среди тех граждан, кто планирует поститься в последнюю неделю (5%), чаще всего жители крупных и средних городов (76-77%), а также мужчины (77%) и 18-24-летние (78%).

Между тем, как показал опрос, почти две трети (60%) россиян уверены: соблюдать пост можно в любых условиях – было бы желание. Это мнение ближе женщинам (62%), россиянам старше 45 лет (62-64%) и россиянам с высокой самооценкой материального положения (66%). Солидарность с ними чаще выражают последователи различных религий (67%).

Каждый третий респондент считает, что современный образ жизни поститься не позволяет – наиболее склонны думать таким образом мужчины (32%), россияне моложе 45 лет (30-34%), а также респонденты со средней и низкой самооценкой материального положения (по 31%). Это мнение также разделяют россияне, колеблющиеся между верой и неверием (36%), и те, кто не постится, либо собирается делать это лишь в последнюю неделю (по 34%).

Только 6% россиян затруднились в ходе исследования ВЦИОМ определить духовный смысл Великого поста.

Чаще всего пост приобретает для россиян смысл самоограничения человека в рамках религиозных убеждений (30%). Наиболее склонны давать такую трактовку последователи отличных от православия и ислама религий, например, католичества, буддизма, иудаизма и т.д. (42%), а также те, кто полностью соблюдает пост (53%).

Почти каждый четвертый (24%) рассматривает пост как культурно-историческую традицию, причем чаще такие респонденты встречаются как среди последователей православия, так и среди последователей других религий за исключением ислама (26% и 25% соответственно), а также среди тех, кто частично соблюдает пост (28%).

Каждый пятый (19%) считают пост способом очищения организма – наиболее склонны к такому мнению верующие вне конфессий (32%), а также те, кто частично соблюдает пост или же планирует делать это в его последнюю неделю (32% и 33% соответственно).

При этом почти для каждого пятого (22%) пост не имеет никакого значения – чаще это неверующие (50%) и те, кто не придерживается его (29%), показал опрос, проведенный в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

В США сократилось чи..

В США сократилось число христиан:

За 20 лет процент христиан в стране уменьшился на 10 процентов.

Число американцев, исповедующих христианство, сократилось до 76%, тогда как еще 18 лет назад к последователям христианской веры себя причисляли 86% жителей Соединенных Штатов. Об этом свидетельствуют обнародованные сегодня результаты одного из крупнейших в США опросов общественного мнения по вопросам религии, проведенного специалистами из "Trinity College" (штат Коннектикут), сообщает ИТАР-ТАСС.

Согласно полученным ими данным, уменьшение числа верующих был отмечено во всех основных ветвях христианства: доля католиков в США по сравнению с 1990 годом сократилось с 26,2 до 25,1% (около 57 млн человек), баптистов с 19,3 до 15,8% и протестантов с 18,7 до 12,9%. Примечательно, что за 18 лет число приверженцев католицизма в США все же выросло на 11 млн человек, но в процентном отношении, учитывая рост населения страны, исследователи зарегистрировали снижение данного показателя на 1,1%.

Вместе с тем, количество американцев, не относящих себя к какой-либо религиозной группе увеличилось с 1990 года с 8,2 до 15%. По мнению руководителя исследования Марка Силка, именно рост численности "нерелигиозных" жителей Америки сказался на сокращении количества христиан. "Вызов христианству (в США) исходит не от других религий, а от отрицания всех форм организованного вероисповедания", – заключается в подготовленном докладе по результатам опроса. Исследователи отметили также, что религиозные убеждения продолжают играть все меньшую роль в жизни американского общества. Так, по их данным, 30% церемоний бракосочетания и 27% похорон не сопровождаются религиозным обрядом.

Только 12 процентов британцев считают себя членами Церкви:

В данном опросе не проводилось исследование о религиозности в России.

Согласно проведенному Евросоюзом исследованию, которое готовится к публикации в следующем месяце, Британия является одной из наименее религиозных стран Западной Европы.

Как показал опрос, лишь 12% британцев считают себя членами Церкви. Для сравнения: во Франции таковых 52%, пишет британская газета "Дейли телеграф".

Исследование также выявило, что на сегодня большинство британцев верят в абстрактного Бога или, хотя и считают себя христианами, почти не придерживаются христианских традиций.

В ходе исследования были опрошены 30 тыс. человек из 22 европейских стран, и лишь в пяти из них: Словении, Швеции, Норвегии, Нидерландах и Бельгии – показатель принадлежности опрошенных к Церкви оказался ниже, чем в Британии.

Доктор Дэвид Воас из Манчестерского университета Великобритании, возглавлявший исследование, заметил: "Великобритания втянута в долгий процесс отделения церкви от государства, и христианские основы постепенно вытесняются из законов и политики".

По мнению доктора, "туманная, абстрактная вера является подготовительной ступенью к безбожию".

90 процентов украинцев назвали себя верующими:

При этом, верующими назвали себя 95 процентов женщин.

Почти 90% украинцев являются верующими, свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии в рамках сотрудничества с программой Международного социального исследования (ISSP).

В ходе опроса 89,5% респондентов заявили о своей религиозности. 53% согласились с утверждением "Я верю в Бога сейчас и всегда верил", при этом каждый пятый (21%) заявил о том, что ранее не верил в Бога, однако стал верующим сейчас.

Как выяснилось, более религиозными на Украине являются женщины. К категории той или иной религиозной общины отнесли себя 95% опрошенных женщин, в то время как среди мужчин – лишь 83%. Неверующими назвали себя 16% опрошенных мужчин, в то время как среди женщин таких оказалось лишь 5%.

Данные исследования также свидетельствуют о том, что среди жителей западного региона страны к категории верующих относятся 97% респондентов, наименьшая часть верующих – на востоке страны (84%).

62% опрошенных украинцев заявили о своих православных религиозных взглядах, 6% – о греко-католических и 27% – о других.

71% респондентов полностью или скорее полностью соглашаются с утверждением, что различные религиозные группы должны иметь равные права на Украине, 75% – с тем, что необходимо уважать все религии.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Пойташ пишет: Самая..

Пойташ пишет:

Самая религиозная страна Европы – Италия, на последнем месте – Россия:

Странно, 20 лет назад самыми религиозными были Польша и Ирландия (по 90%)

Пойташ пишет:

90 процентов украинцев назвали себя верующими:

Насчет веры украинцев... Я не могу себе представить (при всей напряженной тревожности как этнический психотип) чтобы среди украинцев были самосжигатели а-ля Аввакум.

Пойташ пишет:

62% опрошенных украинцев заявили о своих православных религиозных взглядах, 6% – о греко-католических и 27% – о других.

Однако! Кто же эти 27%. Я знаю, что протестантизм всегда на Украине был сильнее, чем в России, но не до такой же степени. Уж точно их меньше, чем католиков. А католиков что-то мало (или это без греко-католиков, которых несколько миллионов на Западе).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ ВЛАДИМИРУ

ВЛАДИМИР данные дает Киевский международный институт социологии в рамках сотрудничества с программой Международного социального исследования (ISSP). Дает % соотношение без региональных факторов. Данные самые новые за прошлый год.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ ВЛАДИМИРУ

Странно, 20 лет назад самыми религиозными были Польша и Ирландия (по 90%)

ВЛАДИМИР я думаю это связанно с социальными проблемами.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ ВЛАДИМИРУ

Статистика российской религиозности:

После перестройки религиозные организации начинают играть существенную политическую и общественную роль, и численность различных религиозных объединений становится политически важным фактором. Корректность оценок в данном случае определяет корректность взаимоотношений между религией и обществом, религией и властью.

В общественном мнении существует некий фетиш цифры при определении значимости каждой религии. Часто приводятся конкретные цифры – сколько в стране православных, мусульман или католиков. И люди редко задумываются о том, что значат эти данные и что собственно они отражают. Многие религиозные лидеры и ангажированные политики стремятся создать впечатление, что многомиллионные цифры, кочующие из одного издания в другое, представляют число верующих, которые, исповедуют определенные вероучительные, идеологические и нравственные ценности, поддерживают позицию своих религиозных лидеров.

Однако оценка численности представителей какой-либо религии или же отдельной конфессии в отличие от оценки числа сторонников политических партий, профсоюзов или общественных движений не может быть столь же однозначной. Положительные ответы на вопросы – "сторонник ли Вы Путина?" или "сторонник ли Вы православия?" чаще всего говорят о совершенно разном характере поддержки избранного предмета. Сторонник Путина, очевидно, будет голосовать за Путина, а что будет делать сторонник православия – без дополнительных вопросов совершенно не ясно.

Теоретически можно сконструировать много различных критериев принадлежности к определенной религиозной группе. Я не буду плодить все возможное многообразие подобных спекулятивных сущностей и сконцентрирую своё внимание на тех представлениях о том, кого считать принадлежащим к определенной религиозной группе, которые осознанно или неосознанно чаще всего присутствуют в высказываниях религиозных деятелей, ученых, политиков, журналистов.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Из всех существующих..

Из всех существующих подходов наибольшие цифры численности религиозных общин даёт распространённый особенно среди религиозных деятелей "этнический" принцип. Православие объявляется этнической религией русских, украинцев, белорусов, чувашей, мордвы, карел, коми, осетин, части удмуртов и марийцев и т. д.) На основе такого метода подсчета согласно данным последней Всероссийской переписи 2002 года получается около 120 млн. православных (русских – почти 116 млн., украинцев – 3 млн., чувашей более полутора млн., мордвы – около 900 тысяч, белорусов – 800 тысяч чел и т.д.).

Этнический принцип исчисления религиозной принадлежности среди христиан используют не только православные. По оценкам митрополита Тадеуша Кондрусевича, общее число католиков в России – примерно 500 тыс. человек, другой раз он говорил о 600 тыс. человек (Национальная служба новостей, Интервью недели, 25 дек. 2002 г.). Эти цифры могли появиться только на основании этнического принципа подсчета. "Этнических католиков", численность которых в России, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, можно определить следующим образом: испанцев – 1547, итальянцев – 862, кубинцы – 707, литовцев – 45569, поляков – 73001, словаков – 568, французов – 819. Считается, что 25-30% российских немцев, которых 597212 человек, – католики. В России проживает значительное число белорусов и украинцев- католиков по семейной традиции. Кроме того, следует учесть, что многие люди, имеющие среди своих предков католиков, хотя и называют себя во время переписи русскими, в религиозной сфере идентифицируют себя со своим семейным католическим, а не православным наследием (сами мы часто были свидетелями такого поведения). Итого, действительно получается цифра где-то около 500 –600 тыс. человек.

Похожая ситуация складывается и в отношении лютеран, некоторые лидеры которых используют этнический принцип исчисления своей паствы. Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, представляет в России финскую лютеранскую традицию и опирается на финское и эстонское население. Титульных лютеран финской традиции в России – 63 тыс. человек, из которых финнов – 34 тыс., эстонцев – 28 тыс. Немецкая Лютеранская Церковь, исходя из этнического принципа объединяет, около 400 тыс. человек, т. е. 70-75% немцев России, которых в стране 597 тыс. человек.

Армян в России по результатам последней переписи 1, 130 тыс. Если исходить из этнического принципа исчисления религиозности, всех их следует отнести к членам Армянской апостольской церкви.

Мусульманские лидеры идут в методах подсчёта своих последователей ещё дальше. Самая распространенная упоминаемая ими численность мусульман в России – 20 млн. человек. Рассмотрим данные последней переписи. Представителей народов, у которых господствующей религией до присоединения к России был ислам: аварцы – 814473, адыгейцы – 128528, азербайджанцы – 621840, балкарцы – 108426, башкиры – 1673389, даргинцы – 510156, ингуши – 413016, кабардинцы – 519958, казахи – 653962, карачаевцы – 192182, кумыки – 422409, лакцы – 156545, лезгины – 411535, табасараны – 131785, таджики – 120136, татары – 5554601, турки – 92415, туркмены – 33053, узбеки – 122916, черкесы – 60517, чеченцы – 1360253. Таким образом, даже на основании этнического принципа (который позволяет вывести максимально возможную численность), судя по приведенным данным, мусульман около 14 млн. человек.

Этническим принципам, естественно, следуют лидеры иудаизма. По последним данным переписи населения, официальная численность евреев в России – 233439 чел.

Численность "этнических буддистов" в России в соответствии с данными прошедшей переписи составила – буряты – 445 тыс. чел, калмыки – 174 тысячи и тувинцы – 243 тыс. чел; итого – не более 900 тысяч чел.

Итак, исходя из этнического принципа исчисления религиозной принадлежности, сейчас в России: 120 млн. православных, 600 тысяч католиков, более миллиона верующих Армянской Апостольской Церкви, 14 миллионов мусульман, 230 тысяч иудаистов и 900 тысяч буддистов.

Этнический принцип исчисления приводит к громадным цифрам численности православных и мусульман. Да и численность буддистов, иудаистов, лютеран, католиков, последователей Армянской апостольской церкви выглядит весьма внушительно.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

В том-то и дело (вид..

В том-то и дело (видно хотя бы на примере сравнения численности российских мусульман и "традиционно мусульманских" народов) — не все "традиционные" обязательно верующие (да и понятие "традиционные" нуждается в уточнении: кабардинцы и адыгейцы — "традиционно языческие", а не "традиционно мусульманские").

Вот, между прочим, интересный сайт на эту тему... Нет, чего-то не нахожу. В общем, лет 5-6 назад был сайт "поддержи свою веру". Сейчас он уже прекратил, видимо, существование. По результатам голосования первое место заняли славянские язычники.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ ВЛАДИМИРУ

По результатам голосования первое место заняли славянские язычники.

ВЛАДИМИР в недавней командировке в С.Петербург (август 2007г.) я получил подарок, от местных коллег, книгу про язычество в С.Петербурге. В ней очень много интересного. По пробую её сканировать и выложить на днях.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Анну Маркову (чиновн..

Анну Маркову (чиновницу горадминистрации) прокатили в свое время на выборах (2003) из-за ее антиязыческой позиции в вопросе о храме во Фрунзенском районе.

Так же интересна роль псковских "язычников" в приходе к власти губернатора Михайлова (в 1996 или 1997).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Продолжу тему по рос..

Продолжу тему по российской религиозности

Что стоит за этнической принадлежностью к какой-либо религии? Среди зачисленных в эти религии оказываются и принципиальные атеисты, и люди безразличные к религии и никак не идентифицирующие себя с конкретными религиозными течениями, и люди исповедующие совсем другую веру, а не ту, которую им приписали идеологи этнической религиозности. Атеизм и религиозные организации не вписывающиеся в распределение религий по племенному признаку, вообще, автоматически исключаются из расчетов.

В православные, например, исходя из этнического принципа, зачисляют сотни тысяч староверов, протестантов, атеистов, сторонников разных восточных религиозных учений и просто людей идентифицирующих себя с секулярной культурой и индифферентных к религии.

Этнический принцип исчисления католиков и лютеран выглядит особенно абсурдно, т. к., благодаря эмиграции, численность этнических католиков и лютеран постоянно уменьшается, а число русских и представителей других народов, традиционно никак не связанных с этими конфессиями, постоянно растёт. Уже сейчас, согласно данным самой Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, среди её прихожан больше русских, чем финнов и эстонцев вместе взятых. Какой смысл в подобной ситуации имеет этнический принцип исчисления?

О чем собственно говорят данные численности, полученные на основе этого принципа? Они даже не говорят о числе людей, принадлежащих к культурной традиции, выросшей в лоне какой-либо религии. Ведь потомственный атеист или баптист русской национальности может быть отнесен к "православной культуре" очень условно. Этими данными можно пользоваться разве – что для рафинированных и виртуозных изысканий не в области конкретных явлений культуры, а в области культурных архетипов, коллективного бессознательного и т. д.

Но всё же есть нечто, о чем эти данные говорят вполне конкретно. Они говорят о величине претензий к власти и обществу со стороны религиозных деятелей, политиков, и национальных лидеров, исповедующих принцип "один народ – одна вера" и стремящихся сделать заявленную ими племенную веру одним из оснований построения государства.

Более содержателен критерий религиозной самоидентификации (назовем его "культурной" религиозностью). Если человек объявил себя принадлежащим к определенной религиозной традиции, он вовсе необязательно разделяет её вероучение, участвует в её таинствах и обрядах, является членом религиозной общины. Тем не менее, сам факт утверждения своей принадлежности к определенному религиозному течению, независимо от религиозных убеждений, является важным (или по крайней мере может быть важным) для мировоззрения, нравственной, культурной и политической ориентации гражданина. Человек называющий себя православным, мусульманином или лютеранином, в каких-бы отношениях он ни был (или не был ни в каких) с соответствующей религиозной общиной и как бы мало он не разделял соответствующее вероучение, вкладывает какой-то смысл в свою самоидентификацию. Соответствующая религия имеет для его сознания особую, по сравнению с другими религиями, ценность.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Исследования Мчедлов..

Исследования Мчедлова, например, говорят о том, что люди, объявляющие себя православными являются большими государственниками, острее ощущают свою российскую национальную принадлежность, больше ностальгируют по великой державе. Его же исследования говорят о том, что те, кто называет себя "мусульманами" более склонны к патриархальным отношениям в семье.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Православными послед..

Православными последние несколько лет объявляют себя по результатам различных опросов 553-59%4 граждан России или до 82% русских людей, т. е. 70-85 млн. человек.

Разница в данных различных опросов естественна – и характер вопроса (часто спрашивают, например: "Вы православный верующий?" и для православного неверующего или очень смутно, во что – то верующего данный вопрос представляет некое противоречие в терминах; существует категория людей, которые точно знают, что они православные, но верующие – ли – для них самих большой вопрос), и сам контекст всего вопросника может подвигнуть неверующего (или "сомневающегося", или собственно к вере безразличного) человека назвать или не назвать себя православным (равно как и мусульманином, католиком, лютеранином, буддистом, иудаистом).

Среди христианских вероисповеданий наибольшая отрицательная разница между этнической и культурной религиозностью наблюдается у Армянской апостольской церкви – ни в одном из известных нам опросов статистически значимого числа людей причисляющих себя к этой церкви выявлено не было. Социологи оперируют весьма относительными цифрами. К примеру, Ольга Казьмина полагает, что общая численность приверженцев Армянской апостольской Церкви составляет 450 тыс. чел. Но аргументов в подтверждение этой цифры она не приводит.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Протестанты в целом,..

Протестанты в целом, а также католики в различных опросах получают около 1% . Протестанты обычно побольше, католики –меньше. 0,5- 1% населения называющих себя католиками – это около 1 млн., т. е. "культурных" католиков оказывается больше, чем католиков "этнических". Очевидно, что существуют люди при переписи населения называющие себя "русскими", но считающих себя католиками (а это могут и люди имеющие, скажем, одного деда или бабку католиков, так и вовсе не имеющие католических корней). Несмотря на все попытки РПЦ и ряда видных политиков вбить клин между Россией и католицизмом, в российском обществе существует, хотя и небольшой, но статистически заметный слой людей, связывающий себя с западной христианской и именно католической традицией и эти люди – не только поляки, немцы и литовцы.

Около 1,5 млн. протестантов включают в себя только одну "этническую" конфессию- лютеранство, причём лютеранство –не самая многочисленная протестантская деноминация. Численность же лютеран слишком мала и всероссийские опросы вполне естественно не обнаруживают их. По основанному на многочисленных интервью с российскими лютеранскими священнослужителями, в число культурных лютеран входит до 40-60% этнических немцев- лютеран (т. е. до 200 тыс.), значительное большинство финнов и заметное –от 50 до 100 тыс. принявших лютеранство русских и представителей других национальностей, не имеющих исторических связей с лютеранством. Итого около 300 тыс. человек. Все остальные российские протестантские конфессии не имеют жесткой связи с какой-либо этнической группой, не являются "культурообразующими". С точки зрения этнического критерия религиозной принадлежности они не существуют вовсе. Число протестантов, помимо лютеран, исчисленных на основе их самоидентификации (т. наз. "культурных протестантов") не может сильно отличаться от числа протестантов –практикующих верующих, т. к. идентифицировать себя с определенной религией, не являясь верующим ее представителем, могут представители тех религиозных течений, которые лежат в основе формирования культурно-исторической традиции страны или народа. Российские баптисты, адвентисты, пятидесятники или методисты с их не более, чем 120-летней истории в России не принадлежат к "культурообразующим" конфессиям России, соответственно и число людей, считающих себя приверженцами этих деноминаций, но не являющихся верующими членами соответствующих церквей, не может быть значительным.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Необходимо упомянуть..

Необходимо упомянуть также ещё одну христианскую конфессию, драматический упадок которой за последние 85 лет представляет собой в своём роде удивительный феномен: старообрядчество. По предреволюционным данным в России старообрядцы составляли 10% населения. Опросы последних лет говорят о менее, чем одном проценте населения России, людей идентифицирующих себя со старообрядчеством (староверием). Таким образом, староверие, представлявшее перед Революцией мощную, не только религиозную, но и культурную, политическую и экономическую силу, сократилась до маргинального мало заметного слоя населения страны. Мало не только практикующих свою веру староверов, мало потомков староверов, ощущающих свою культурную и духовную связь с верой предков.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Потомки тех старообр..

Потомки тех старообрядцев — богатых купцов, которые шикарно тр...сь с самыми дорогими проститутками в зеркальных спальнях самых дорогих борделей Москвы златоглавой, как-то "отошли от религии", а добродетельные и, как правило, убогие потомства не давали.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Потомки тех старообр..

Потомки тех старообрядцев — богатых купцов, которые шикарно тр...сь с самыми дорогими проститутками в зеркальных спальнях самых дорогих борделей Москвы златоглавой, как-то "отошли от религии", а добродетельные и, как правило, убогие потомства не давали.

Победил "Золотой телец" и "Райское наслаждение".

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Увы..

ВЛАДИМИР пишет:

Увы, во мне (аналогично с воспитателем Александра II) течет и турецкая кровь. так что это существенно осложняет вопрос

Если осложняет это уже само по сэбе отвэт. Правда Лаврэнтий?

ВЛАДИМИР пишет:

А вдруг Великая Османская Империя лучше Российской сможет противостоять всемирному атлантико-масонскому мондиалистскому заговору?

И что? Мне как-то пофиг на атлантов, масонов и прочие глупости. Но в отличии от разного рода безродных космополитов не пофиг на Россию

ВЛАДИМИР пишет:

Вы полагаете, что вся историческая деятельность Петра Первого ограничивается неудачей Прутского похода?

Мы говорили о Турции. Петр единственный русский царь умудрившийся слить Турции.

ВЛАДИМИР пишет:

зачем Николаю Второму или даже Павлу Первому Ваше сознание?

Павлу особенно не к чему. Достаточно информации. А вот Николаю только "матрица" поможет. Ибо бездарен.

ВЛАДИМИР пишет:

Потомки тех старообрядцев — богатых купцов, которые шикарно тр...сь с самыми дорогими проститутками в зеркальных спальнях самых дорогих борделей Москвы златоглавой, как-то "отошли от религии", а добродетельные и, как правило, убогие потомства не давали.

Владимир а какое отношение потомство имеет к проституткам? И откуда данные что большинство старообрядцев "потомства не давали"? Вот после таких выступлений невольно отнесешься с сомнением и к иным выкладкам по демографии

Пойташ пишет:

Опросы последних лет говорят о менее, чем одном проценте населения России, людей идентифицирующих себя со старообрядчеством (староверием).

Э-э а откуда данные? И как считали? Похоже вы не учли беспоповцев.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Пойташ пишет: По пр..

Пойташ пишет:

По предреволюционным данным в России старообрядцы составляли 10% населения

Коллега вы чего-то странное пишете?

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Вы надеюсь не считаете, что тогда в России проживало 17-22 млн. жителей??? Так что на данный момент число старообрядцев в России выросло и количественно и в процентах к населению. А если учесть, соотношение с православными которыми числят себя ныне отнюдь не все русские (по вашим же данным) то говорить о "драматическом упадке" как-то странно...

Тем паче, что с рождаемостью у них дело лучше чем у православных обстоит.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ответ Deny

Ув. Den куда отправить инфу по статистике (2005 год), радикал оказывается таблицы переносить.

Общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения) выглядят следующим образом:

Православных- 75-85 млн.

Католиков- до 1 млн.

Протестантов- 1,5-1,8 млн.

Староверов- менее 1,5 млн.

Христиан всего: 85-95 млн.

Мусульман – 6-9 млн.

Иудаистов – до 50 тыс.

Буддистов – около. 550 тысяч

Жестко организованных НРД (т. наз. "тоталитарных сект")- не более 300 тыс.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Den пишет: Владимир..

Den пишет:

Владимир а какое отношение потомство имеет к проституткам?

ВЛАДИМИР придерживается весьма странной точки зрения, согласно которой чем распущеннее сексуальные нравы, тем лучше дело обстоит с рождаемостью. Это практически всегда не так, а в общем случае дело обстоит с точностью до наоборот.

К примеру, древние германцы очень высоко ценили сексуальное воздержание, а гомосексуализм вообще карался смертной казнью. Что не помешало им заселить и захватить огромные территории.

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: Петр еди..

Den пишет:

Петр единственный русский царь умудрившийся слить Турции.

Мне остается лишь задать сакраментально-альтисторический вопрос...

Впрочем, не буду с Вами спорить, Вы опять обидитесь...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: Вот посл..

Den пишет:

Вот после таких выступлений невольно отнесешься с сомнением и к иным выкладкам по демографии

Мне надо просто значок ставить: здесь я даю точные цифровые данные, а здесь — так, эссе... Если это не понятно.

Han Solo пишет:

ВЛАДИМИР придерживается весьма странной точки зрения, согласно которой чем распущеннее сексуальные нравы, тем лучше дело обстоит с рождаемостью

ВЛАДИМИР (уж я то его знаю) придерживается той точки зрения, что при всем негативном влиянии распущенных нравов на рождаемость, монастырско-целомудренные нравы исключают ее в принципе.

Проверено на практике: монастыри не воспроизводятся демографически и требуют постоянного притока новых членов.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: По переп..

Den пишет:

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Вы надеюсь не считаете, что тогда в России проживало 17-22 млн. жителей???

Большинство публицистов рубежа 19-20 вв. (в т.ч. православных — В.Соловьев, к примеру) считали эти цифры дутыми. Современникам-то видней.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Второй по численност..

Второй по численности и влиянию религией в России после христианства является ислам.

В соответствии с данными различных опросов число людей называющих себя мусульманами колеблется от 4%8 до 6%9 , т. е. от 6 до 9 млн. человек. Американский журнал "Тайм" в 1997 году утверждал, что мусульмане составляют 5,5%10 всего населения России, то есть 8,14 млн. человек. Хотя полноценные данные по всем регионам и этносам России отсутствуют, некоторые выборочные данные позволяют утверждать, что мусульманская самоидентификация у традиционно мусульманских народов очень различна. Нам не удалось обнаружить социологических данных обо всех традиционно мусульманских народах и мы будем пользоваться некоторыми отдельными исследованиями, которые, однако, вполне вписываются в данные общероссийских социологических опросов, говорящих, что "культурных" мусульман в России 6-9 млн. человек. Согласно одному из общероссийских опросов городского населения 1991 г. мусульманами себя считают 67% татар и 48% башкир- горожан. По данным социологического исследования проведенного К. Каариайненом и Д. Фурманом в Татарии мусульманами считают себя 89% татар в Татарии.

Среди кабардинцев, черкесов и адыгов сильно влияние местных верований и традиций, а мусульманские обряды тесно переплетаются с народными. Важнейшую роль до настоящего времени в жизни этих народов играют народные традиции и обычаи – "адаты", выполняющие роль своего рода "парарелигии". В первую очередь это адыгский кодекс морали и чести "адыгэ-хабзэ", имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших ("власть старшего равна власти Бога"), культ предков, воинская доблесть ("из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы – воина"), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей ("пища важнее Корана"). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большой степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями).

Доисламские верования оказывали и продолжают оказывать влияние на образ жизни кабардинцев, черкесов и адыгов. Для них характерно одновременное почитание языческих, христианских и мусульманских божеств (джинов), при этом последние две категории, как правило, мифологизируются и приобретают определенные черты языческих культов.

По данным социологического опроса 1999-2000 гг. только 35% адыгов "считают себя приверженцами ислама".

Только народы Дагестана, чеченцы и ингуши демонстрируют почти поголовную приверженность исламу, по крайней мере на уровне "культурной" религиозности. В частности, показательны данные социологического опроса, проведенного в 1998 году среди студентов нескольких дагестанских вузов Махачкалы. 83,3 % из них отнесли себя к верующим, исповедующим ислам.

О высоком уровне осознания своей культурно-исторической связи с исламом говорят и выводы одного из ведущих российских исламоведов А. Малашенко. По его словам, "влияние ислама на формирование идентичности кавказцев в 90-е годы возросло. В наибольшей степени это характерно для чеченцев, ингушей, этносов Дагестана, а также карачаевцев и балкарцев. В Дагестане число тех, кто считает себя верующим, в постсоветский период колебалось в пределах от 81% до 95%. По оценкам 1995 г. показатель религиозности среди чеченцев составил 97%, среди ингушей — 95%". На основании данных опросов особый акцент Малашенко делает на исключительной религиозности представителей чеченского народа: "чеченец — это в первую очередь чеченец-мусульманин, ибо чеченская идентичность сегодня немыслима вне контекста исламской традиции."

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вопрос - атеизм в ис..

Вопрос — атеизм в исламе — интереснейший вопрос. Гораздо даже интереснее, чем атеизм и христианство.

И "культурная религиозность" только запутывает его.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: ВЛА..

ВЛАДИМИР пишет:

ВЛАДИМИР (уж я то его знаю) придерживается той точки зрения, что при всем негативном влиянии распущенных нравов на рождаемость, монастырско-целомудренные нравы исключают ее в принципе.

А не бросаться в крайности Владимир не пробовал? Т.е. убрать слово монастырь и не добавлять вместо него бордель?

ВЛАДИМИР пишет:

Большинство публицистов рубежа 19-20 вв. (в т.ч. православных — В.Соловьев, к примеру) считали эти цифры дутыми. Современникам-то видней.

Т.е. публицисты более надежный источник чем статистика? Э-э вопросов больше не имею...

ВЛАДИМИР пишет:

Впрочем, не буду с Вами спорить

Правильно. Ибо по данной теме проиграете.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: Т.е. пуб..

Den пишет:

Т.е. публицисты более надежный источник чем статистика?

Публицисты опирались также на определенные расчеты.

Den пишет:

А не бросаться в крайности Владимир не пробовал? Т.е. убрать слово монастырь и не добавлять вместо него бордель?

И не только я. Никто.

Den пишет:

Правильно. Ибо по данной теме проиграете

Ибо Вы обидитесь. Я же объяснил.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить