Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Rlesson, Reymet_2

Торговля рабами на Руси

Ответить
Mockingbird19
Владыка Континентов
Цитата

Торговля рабами на Руси

Намедни прочел серию постов на ТГ-канале "Высокая Порта" (ссылка тут) небезызвестного историка, выпускника ВШЭ и татарского националиста Камиля Галеева.

Уважаемые форумчане-историки и любители истории, какую контраргументацию можно противопоставить вот таким вот опусам?

Началось с этого тезиса:

С момента как в Адлере по требованию черкесской общественности снесли памятник завоевателям Кавказа, в отечественных соцсетях не утихает вой: “Но ведь черкесы же занимались работорговлей! Продавали собственных соплеменников в Турцию! Русская армия выступала как освободительная, аболиционистская сила” Ну и далее по тексту.

Учитывая, что Россия не только была рабовладельческим обществом, но и занималась экспортом в Турцию собственных соплеменников аж до середины XIX в. (главным центром экспортной работорговли служила урюпинская ярмарка) кукареканье о работорговле черкесской звучит особенно комично.

Ну и далее пошла целая серия:

Об индустрии экспорта рабов из России у нас если и говорят, то как-то стыдливо. Между тем, трудно найти более характерную черту экономического строя киевского периода русской истории, чем продажа собственных соплеменников в азиатские и средиземноморские страны. Процитируем Ключевского:

«Экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на рабовладении… Уже в Х—XI вв. челядь составляла главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки. Русский купец того времени всюду неизменно являлся с главным своим товаром, с челядью. Восточные писатели Х в. в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге; выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Болгаре или Итиле, свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар — рабынь. С тем же товаром являлся он и в Константинополь. Когда греку, обывателю Царьграда, нужно было купить раба, он ехал на рынок, где “русские купцы приходяще челядь продают” — так читаем в одном посмертном чуде Николая-чудотворца, относящемся к половине XI в. Рабовладение было одним из главнейших предметов, на который обращено внимание древнейшего русского законодательства, сколько можно судить о том по Русской Правде: статьи о рабовладении составляют один из самых крупных и обработанных отделов в её составе».

Крещение, вопреки заявлениям ряда православных авторов, нисколько не повлияло на сокращение экспорта рабов. В «Слове блаженного Серапиона о маловерии» (первая половина 1270-х гг.) среди грехов, обычных на Руси, упоминаются и такие: «братью свою ограбляемъ, убиваемъ, въ погань продаемъ».

В позднее средневековье масштабы экспортной работорговли действительно сократились. Повлиял на это перенос демографического, политического и экономического центра страны на север - в результате колонизации современной Центральной России. Из за этого Русь оказалась отрезанной от азиатских и средиземноморских рынков, на которые поступала большая часть рабов. И хотя немецкие купцы все так же приезжали в Новгород и Витебск “девкы купити”, совокупный спрос на рабов в Европе был относительно невелик, так что в Северо-Восточной Руси никогда не возникло работорговой экономики, сопоставимой по масштабам с киевской.

Не следует, впрочем думать, что сократились масштабы рабовладения как такового или что оно стало сколько-нибудь мягче. Раб как был так и оставался собственностью хозяина, над которым он обладал правом жизни и смерти. Скажем, в Двинской грамоте 1397 года, выданной после присоединения края к Москве, ясно сказано: «А кто осподарь огрешится, ударит своего холопа или рабу и случится смерть, в том наместници не судят, ни вины не емлют». Короче говоря, убийство собственного раба или рабыни представляет собой грех с религиозной точки зрения, но не преступление, а потому никак не наказывается. В этом плане трудно усмотреть какой либо прогресс по сравнению с формулировками “Русской Правды”.

А вот еще:

Спросили - если масштабы экспорта рабов из Руси были так велики, не должа ли была она сказаться на генетике жителей ближнего востока? Стоп, а почему только ближнего востока? Я же специально уточнил, что Русь снабжала рабами весь средиземноморский регион, включая его северную, христианскую часть. Ключевую роль в этой торговле играли итальянцы, ну или если конкретнее два города - Венеция и Генуя, в период до 1453 контролировавшие свыше 95% черноморского рынка работорговли.

Тут надо пояснить вот что: с т.з. тогдашних католиков православные были схизматиками, а следовательно война с ними - по определению справедливой. Так что захватывать их в рабство было не только можно, но и нужно. Единственное исключение - православные подданные католических государей, венгерского короля, например. Православных же не состоящих в католическом подданстве итальянцы порабощали за милую душу: и итальянцы, и каталонцы проводили регулярные рейды за рабами по греческим островам Эгейского моря. Но рабов славянских было куда больше.

Куда они все отправлялись? Ну, во-первых, на итальянские плантации в Средиземном море. До открытия Америки разнообразные “колониальные” товары, в первую очередь, сахар производились в венецианских колониях, а работали на них по преимуществу славянские рабы. Во-вторых - собственно в Италию. Петрарка, если помните, возмущался нескончаемому притоку “скифских” рабов в его любимую Флоренцию.

Третьим наиболее важным рынком для рабов был Иберийский полусторов. На эту тему есть хорошая статья “Русские пленники и рабы в Арагонской Короне XIV–XV вв” - полистайте, она в открытом доступе. В конце XIV в. арагонский король Жоан I разрешил православным пленникам подавать королю прошения об освобождении, но в 1401 г. его наследник Мартин Гуманист отменил это постановление.

Короче говоря, до второй половины XV в. именно восточные славяне обеспечивали христианскую Европу рабами. А дальше произошло две вещи. Во-первых, падение Константинополя. После 1453 г. турки выкинули итальянцев из черноморского бассейна и работорговля в регионе была целиком сконцентрирована в руках мусульман. Так что теперь славянские рабы поступали в Стамбул, Анатолию, Египет и т.д., но не в Италию и не в Испанию. Во-вторых - эпоха великих географических открытий. С открытием морского пути в Черную Африку, а вскоре и в Америку, рабство было быстро racialized. Уже к XVI в. в умах европейцев сложилась четкая связка - раб = негр, негр = раб. Ну а эпоха белого славянского рабства в Европе была вскоре забыта - и забыта прочно.

И, наконец, вот:

Рабовладельческая революция: как Романовы установили крепостничество в России

Игумен Сийского монастыря Иона был предусмотрительным человеком. Когда при Годунове в отдаленный монастырь на Северной Двине привезли опального Федора Романова, в монашестве Филарета, Иона плюнул на все инструкции и принялся во всем потакать заключенному: закрывал глаза на нарушения режима, разрешал ему общаться с мирянами, поселил к нему в келью не стукача, как велел царь, а некоего "малого", с которым Филарет крепко “сдружился” и т.д.

После избрания Михаила Федоровича, сына Филарета, царем, игумен понял, что пришло его время. На протяжении всех 1600-х гг. монастырь судился с несколькими соседнями деревнями Емецкого стана: монастырь утверждал, что деревни принадлежат ему, крестьяне настаивали на своем статусе свободных людей. В 1610 г. царь Василий Шуйский поставил точку в разбирательстве, отписав деревни в черные сохи, т.е. признав крестьян лично свободными. Но в 1613 г., с приходом к власти династии Романовых, настало время пересмотреть итоги процесса.

Иона выслал вооруженную экспедицию во главе с Иваном Сибирцем и Бахтеяром Исаевым, которая разорила дворы крестьян, сломала печи и насильно свезла крестьян в монастырские села. Одного крестьянина в процессе пришлось убить.

Это один из ярких эпизодов грандиозной социальной революции, проведенной ранними Романовыми, в 1610-1620-х гг. Еще в XVI в. крепостничество было относительно слабо распространено в России. Его основными анклавами были Новгород и Тверь - что и логично: после покорения когда-то независимых государств их население по быстрому обратили в рабство. Большинство же жителей Центральной России были свободными черносошными крестьянами, жившими как правило не деревнями, а хуторами.

Романовы в течение буквально пары десятилетий переломили ситуацию. Придя к власти, они немедленно раздали большую часть населения в крепостные помещикам - в итоге сплошная зона крепостничества расширилась к 1620-м годам аж до Белоозера. Так что доромановская Россия - это свободная страна, живущая хуторами, а романовская - страна рабовладения и крупных плантационных хозяйств, называемых по недоразумению деревнями. Оно в общем и понятно: обратив крестьян в рабство, помещики свезли своих белых негров из хуторов в деревни - чтобы их было проще контролировать.

Забавно, что все вышеописанное вовсе не является секретом для историков. Этот процесс отчасти описан Ключевским, пусть и довольно sketchy, и очень подробно - Веселовским, в его фундаментальной работе по истории посошного обложения. Тем не менее, в общественном сознании эта колоссальная рабовладельческая революция по сути не представлена. Что вполне предсказуемо: ведь история, преподаваемая в школах и транслируемая по ТВ - это не история народа, а история империи и госаппарата. Подданных сызмальства приучают идентифицировать себя с правящим классом, и смотреть на дело с точки зрения угнетателей, а не угнетенных. Так что и история российская представляет из себя историю дворцов, балов и войн, а не историю угнетенных и эксплуатируемых классов.

Какие будут идеи, господа-присяжные заседатели?

Annubis
альтистории статс-советникъ
Цитата

Re: Торговля рабами на Руси

Просто оставлю это здесь:

Цены на крепостных, продаваемых в составе имения, были: при Елизавете и в начале царствования Екатерины II — около 30 руб. за душу, в 80-х годах — от 70 до 100 рублей, в 90-х — от 100 до 200 и даже до 300. Казенная такса по указу 1813 г. была 200 р., по закону 1833 г.-300 р. за душу м. п. и половина этой цены за душу ж. п. Цены на К., продававшихся в рекрута, стояли значительно выше. Казенной ценой на рекрут было в 60-х годах прошлого столетия около 100 руб., в 80-х 360 руб., в 90-х 400 руб., но действительные цены доходили в 60-х годах до 150—180 руб., в 90-х — до 700 руб.
// Брокгауз и Ефрон

Ex ungue leonem

yyz
альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Mockingbird19 пишет: главным центром экспортной раб...

Mockingbird19 пишет:
главным центром экспортной работорговли служила урюпинская ярмарка

Ну зарабатывает человек громкими пуками. которые просит оплатить на патреоне.
обычный либераст. только татарский.
еще и гей и педофил наверное.
"Мой любимый лорд Ахмед, например, обвинялся в расхищении средств благотворительных фондов, потом отсидел за то, что насмерть сбил человека на машине, а сейчас находится под судом за совращение малолетних."

Последний раз отредактировано: yyz на 05 Авг '20, всего отредактировано 1 раз
Ответить