Уходят титаны ¶
Под впечатлением кончины Тихонова, решил открыть эту тему и поаолемизировать с уважаемым коллегой Смельдингом, по поводу его статьи "Уходят титаны"[HTML_REMOVED]
Как-то стало принято в последнее время комментировать смерть очередного советского киноактера словами вроде "Да, уходит эпоха, уходят титаны". Тут же налетает туча совностальгантов и начинает с голодными воплями кружиться над покойником. "А вот при СССР!".
Спору нету, да. С кинематографом в России обстоят дела более чем печально. Мало режиссеров хотя бы среднего по меркам сорока-пятидесятилетней давности уровня. Мало актеров. Сценаристов вообще практически нет.
Но...
Извините, а это правда началось вот щас? Или, может, после 91 года? Да ни разу!
О советском кино 70-80-х трудно замолвить доброе слово. И не только из-за его бедности. Хотя я органически не понимаю, как почти полувеком позже "Александра Невского" могло появиться недоразумение под названием "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". И дело не только в убогости реквизита, когда "на ристаааалищеее" выезжает раз за разом одна и та же тройка рыцарей, обмениваясь между собою шлемами и щитами (некоторые из этих щитов просто не употреблялись в Англии). Но сценаристу-то кто запретил пользоваться мозгом головы по назначению? А актеры? Набор говорящих голов с лубяными комсомольскими глазами, из ряда выбиваются разве что Тук с Шутом-Филлипенко — роли отнюдь не первого ряда.
Сейчас на это убожество невозможно смотреть.
А тогда на него шли. Валом перли. Восхищались. Детишки потом с воплями про это самое "ристааалищеее" по дворам бегали, размахивая деревянными мечами.
Осознайте, что представляло из себя остальное.
А культ, возникший вокруг зауми Горина-Захарова, вокруг бесконечно игравшего самого себя Янковского, с "Господи, какие вы все козлы и как вы мне надоели" в устало прищуренных глазах? А амебы Рязанова-Шустермана — неужели они бы имели шансы в стране со сколь-нибудь живым кинематографом? А киносказки? "Золотые рога" (1972) Роу тянут разве что на самопародию, а уж "Финист Ясный Сокол"(1975), посвященный его памяти, просто бездарный капустник. Местами — отвратительный, ибо ну не тема для капустника защита родной земли!
Комедия умирает последней. Последние действительно смешные комедии были сняты советскими режиссерами в начале 70-х — "Иван Васильевич", "Здравствуйте, я ваша тетя".
Так что у нас кино загнулось раньше СССР лет на пятнадцать-двадцать.
С другой стороны, посмотрим на другие страны, где столь масштабных изменений не происходило.
Там что, кино по прежнему такое же, как было?
Угу, щаз. Вы когда последний раз видели то, что сегодня называется во Франции комедией? От такого "юмора" Фернандель с Де Фюнесом вертятся в гробах, а Ришар, наверное, рвет седые космы с лысеющей головы... Немецкие фильмы... когда вы про них последний раз слышали(я не про порнуху)? А итальянские?
И везде, и в старом свете, и в новом — сюжет и игра актеров отодвинуты на задний план. Его Величеством Стилем в Европе, Его Превосходительством Спецэффектом в Америке.
Случаются приятные исключения, да — чаще в Америке, просто потому, что фильмов там выпускают не много даже, а много . Так и в России встречаются приятные исключения, как без них.
Да, процесс деградации киноискусства налицо. Но он никак не связан с падением соввласти. Кино начало деградировать до этого падения — и оно столь же успешно деградировало и там, где соввласти сроду не бывало.
Нет, с частью его критики в адрес советского кинематографа конца 70-х и 80-х гг. согласен целиком и полностью. Тоже не понимаю, что хорошего в фильмах Захарова. Из всех его, извините, творений я лично до конца смог досмотреть лишь "Обыкновенное чудо", и что в этом фильме "шедеврального" не пойму до сих пор. Хотя нет, до конца досмотрел ещё "Убить дракона", но пропуская целые куски этого фильма. И честное слово не пойму, что в этом режиссере нашли двое, пожалуй не самых худших артистов советского кинематографа как Татьяна Пельтцер и Олег Янковский.
Но вот "наезды" на Рязанова не пойму. Согласен, под конец своей карьеры он изрядно сдал. И если его ранние фильмы, такие как "Карнавальная ночь", "Девушка без адреса", "Гусарская баллада" и "Берегись автомобиля" это действительно шедевры (хотя Смоктуновский в роли Деточкина на мой взгляд сильно портит "БА"), то начиная с 70-х гг. его фильмы резко теряют в качестве (например если "Ирония судьбы" и "Служебный роман" еще кое как смотрибельны, то начиная с "Гаража" его фильмы, мягко говоря, уже не те что раньше).
А вот критики Роу со стороны Смельдинга не принимаю. Отличнейший режиссер снимавший прекрасные фильмы. И хотя его фильм "По щучьему веленью" с натяжкой можно назвать русофобским (хотя Смельдинг первый и пока единственный на моей памяти кто этот фильм так охарактеризовал), то остальные его фильмы на это утверждение никак не тянут. Иначе тогда придется назвать русофобом и Андрея Белянина (в творчестве которого влияние Роу, ПМСМ, явно чувствуется).
Кроме того, ув. Смельдинг упустил из виду целую плеяду хороших советских фильмов 80-х гг. Только "по памяти":
"Берегите женщин", "Приключения Тома Сойера", "Приключения Петрова и Васечкина" и "Каникулы Петрова и Васечкина", "В поисках капитана Гранта", "Не бойся, я с тобой", "В поисках капитана Гранта", "Остров сокровищ", Через тернии к звездам", "Гостья из будущего", "Сын полка" (ЕМНИП, так назывался), "Проданный смех", "Одиночное плавание", "Моозунд", "Гардемарины вперед", "Спортлото 82", "Давыдов и Голиаф".
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.