Как несколько движений кошачей лапы изменили историю США ¶
К вопросу о влиянии кошек на Историю.
http://prom.net.ru/print.php?id=3743
Главным потребителем американского хлопка была Англия. Если в XVII в. поставщиком сырья для английского хлопчатобумажного производства была, в первую очередь, Индия, то в XVIII в. эту роль берут на себя североамериканские колонии Британской империи. Так, в 1701 г. из Америки в метрополию был ввезен 1 млн. фунтов хлопка, а за следующие 50 лет эта цифра возросла втрое. Промышленная революция в английском прядении и ткачестве, разумеется, привела к резкому росту потребностей в сырье, и американские плантаторы откликнулись на это значительным увеличением посевных площадей: к 1781 г. экспорт хлопка из США возрос до 5 млн. фунтов, в 1784 г. составил 11 млн. фунтов, а в 1789 г. достиг уровня в 32 млн. фунтов!
На первый взгляд может показаться, что приведенная динамика роста продаж свидетельствует о процветании хлопкового бизнеса в Северной Америке в конце XVIII в. Отнюдь. Дело в том, что к концу 1780-х гг. возможности дальнейшего роста производства хлопка были фактически исчерпаны. Более того, на ряде плантаций выращивание хлопка было нерентабельным занятием, и многие землевладельцы сомневались в целесообразности продолжения культивации хлопка. Парадоксальность ситуации объяснялась тем, что труд рабов-негров и так был малопроизводительным, а необходимость очистки волокон от семян еще более тормозила процесс: один работник мог очистить не более 1 фунта хлопка в день. На некоторых плантациях часть урожая оставалась гнить на полях, ибо не было возможности очистить всю массу выросшего хлопка.
Экстенсивный путь развития американского хлопководства в XVIII в. путем простого увеличения числа рабов, завозимых из Африки, привел к тому, что в конце века негры составляли более половины населения южных штатов, а в Северной и Южной Каролине — почти две трети. Это обстоятельство вызывало опасения белого меньшинства, понимавшего возможные последствия такого соотношения сил в случае весьма вероятного социального конфликта. А рано или поздно он был практически неизбежен, учитывая то, в какой ужасающей нищете жили рабы. С другой стороны, улучшение положения работников при существовавшей низкой производительности труда неизбежно привело бы к росту себестоимости хлопка, что тотчас сделало бы его выращивание убыточным занятием…
В сложившейся ситуации некоторые плантаторы приходили к выводу о целесообразности продажи большей части своих рабов и переходу к разведению табака. Всерьез встал вопрос о бессмысленности рабства и его отмене по чисто экономическим соображениям. Однако, как это часто бывает в истории, в дело вмешался случай, отложивший отмену рабства в южных штатах на целые 70 лет. Этот «случай» заключался в том, что в 1792 г. выпускник Йельского колледжа Эли Уитни (Eli Whitney) в поисках места школьного учителя отправился в штат Джорджия.
...
Прибыв к месту работы, Уитни был приглашен на ужин в дом местной знаменитости — ветерана войны за независимость штатов генерала Грина (Greene). Гости и хозяева живо обсуждали насущные проблемы, главной из которых была ручная очистка хлопка от семян. Эли поинтересовался у собравшихся, не было ли попыток сконструировать для этой цели машину. Оказалось, что были, но неудачные: машины лишь дробили семена, либо заталкивали их еще глубже внутрь волокнистой массы.Но однажды Уитни наблюдал за кошкой, которая просовывала лапу сквозь щели в заборе, пытаясь схватить одного из цыплят, гулявших за оградой. Несколько раз когти захватывали птенца и тащили к штакетнику. Тем на менее раз за разом испуганный и оцарапанный цыпленок оставался по одну сторону забора, а кошка с перьями в когтях — по другую: цыпленок был слишком велик для того, чтобы кошка могла протащить его сквозь просвет между рейками забора, но перья, конечно, в этот просвет проходили свободно. И гениальная догадка осенила Эли Уитни. Он представил себе, что цыпленок — это хлопковое семечко, а перья — выросшие на нем волокна хлопка. Оставалось придумать механическую «кошачью лапу»!
В зависимости от варианта исполнения даже при ручном приводе новая машина заменяла от 10 до 100 человек! А ведь изготовить «джин» мог любой механик в самой простой мастерской.
Таким образом, всего несколько движений кошачей лапы имели следующие последствия:
— Рабство задержалось на 70 лет
— Не началась национально-освободительная война внутри южных штатов (В некоторых штатов негров было под 50%, а где-то даже 2\3 населения, и условия содержания улучшать не получалось, т.к. накрывалась рентабельность. Т.е. или "мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус"(С), т.е. завозят ещё негров, а когда тех становится %70 — 80, они режут белых, либо массовый отказ от хлопка, негров освобождают и выкидывают на улицу, жрать им нечего, см. выше.)
— Гражданская война в США (без этой кошки разногласия может и остались бы, а вот ресурсы и поддержка Англии были бы несравнимы)
— Темпы промышленной революции в Англии (без этой кошки хлопок был бы в разы дороже с вытекающими последствиями в виде уменьшения спроса на подорожавшие ткани).
В общем, слава кошачим!!!