— сопутствующие мероприятия это:
— Создание ЧК (чрезвычайной комиссии по расследованию железнодорожной катастрофы в Борках, позже чрезвычайной комиссии по ликвидации казнокрадства и взяточничества, ЧК вскоре было преобразовано во всеобщую чрезвычайную комиссию (ВЧК) с штатом в 100 тыс.чел., и включило в себе МВД и все спецслужбы государства Российского, ядро ВЧК – ЦРУ (центральное ревизионное управление) [она совсем не помешала, так как на императора Георгия «Мракобеса» только за первые 15 лет правления, было совершено больше покушений и попыток свергнуть, чем на «Федю Кастрова» за 40 лет…]),
— дипломатия {например — визита в Берлин в декабре 1888 года, в результате которого была прекращена таможенная война, а договор перестраховки продлен до 1895 года},
— финансы {например — повторение Вёргльского эксперимента в общероссийских масштабах с 1890 года},
— тяжелая промышленность и ВПК в целом,
— образование {например введение с 1895 года всеобщего 8-ми летнего обязательного образования /реальных училищ/}
— работа с сельским хозяйством {например — внедрения общин-артелей Менделеева с 1895 года по всей стране [Закон от 01.V.1895 года о добровольном преобразовании общин в артели, отмене выкупных платежей и возврате «отрезков» /«отмена» и «возврат» только для преобразованных общин/]},
— экономико-демографический анализ и коррекции внутриполитического курса,
— «заклепкометрия» и т.д…
===============================================
На Балтике постройка броненосца «Гангут» отменена 25 октября 1888 года (до января 1900 года – даты по старому стилю) на начальной стадии. Вместо него, на том же стапеле в декабре, заложили корабль по проекту, близкому к проекту Франко-Русского завода. Новый «Гангут» стал аналогом «Наварина» реала, с некоторыми изменениями (количество орудий 305-мм на 2 больше {башня в середине корабля}, более мощная КМУ для достижения кораблем скорости 18,5 узлов; соответственно возросло водоизмещение и стоимость, 152-мм орудий осталось лишь 6 ед.). Что же касается корабля Франко-Русского завода, то его (аналогичного «Гангуту») начали постройкой 1 июля 1889 года.
Аналог немецкого проекта – сочли маринисты всего мира…
«Гангут» — 12.XII.1888 – 06.XII.1890 – 01.II.1895 (фактическая закладка – спуск на воду – ввод в строй, далее везде).
«Наварин» — 01.VII.1889 – 08.IX.1891 – 19.VI.1895
В 1891/93 годах введены в строй броненосцы «Император Николай I» и «Император Александр II».
Кроме броненосцев, на Балтике в те годы строили несколько крейсеров
— «Память Азова» (Балтийский завод, 04.III.1886 – 20.V.1888 – 23.VIII.1890),
— «Рюрик» (развитие проекта «Адмирал Нахимов», размещение орудий главного калибра — как на ЛКР «Индефатигейбл» реала, Балтийский завод 01.V.1889 – 15.V.1892 – 19.V.1895) и
— «Полярная звезда» (до 1889 – яхта, Балтийский завод 20.V.1888 – 19.V.1890 – 01.VI.1892).
Постройка канонерских лодок «Гремящий», «Грозящий» и «Отважный» отменена в начале 1889 года из-за модернизации верфей (и экономии средств).
Тем временем, на Черном море, в начале 1889 года отменили постройку 4-го систершипа броненосца «Екатерина II». Вместо него в июле заложили броненосец типа «Гангут», а в октябре в Севастополе заложили ещё 1 такой же броненосец.
«Георгий Победоносец» — 01.VII.1889 – 09.III.1892 – 08. III.1895
«Сисой Великий» — 09.X.1889 – 17.V.1892 – 01.IV.1895
Тем временем в Николаеве достроили броненосец типа «Двенадцать Апостолов» (01.II.1888 – 13.IX.1890 – 28.IV.1892), и в 1889 году, наконец, были введены в строй броненосцы «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп».
В мае 1890 года, параллельно введению нового реестра кораблей, (и определения срока службы линкоров и крейсеров в 20 лет) была произведена инвентаризация корабельного состава. Выявлено (только крупные корабли, канонерские лодки, корабли береговой обороны и миноносцы разного размера не в счет):
Балтийский флот
Линейные корабли: штат – 18 ед., в наличии – 1 ед., в постройке – 4 ед.
Тяжелые крейсера: штат – 10 ед., в наличии – 7 ед., в постройке – 2 ед.
Легкие крейсера: штат – 20 ед., в наличии – 14 ед., в постройке – 1 ед.
Черноморский флот
Линейные корабли: штат – 8 ед., в наличии – 3 ед., в постройке – 3 ед.
Легкие крейсера: штат – 3 ед., в наличии – 1 ед., в постройке – 0 ед.
В результате анализа, было принято решение форсировать кораблестроительные программы с 1892 года. В период же 1890-92 годов все высвобождаемые стапели (и создаваемые новые) стали модернизировать. Но этим не ограничились. Специально созданная комиссия по кораблестроению внимательно проверила возможности верфей и всех поставщиков, в результате чего были вложены огромные деньги во все структуры кораблестроительного ВПК (особенно много ресурсов вбухали в развитие ОСЗ, Ижорского завода и в предприятия по производству паровых котлов и машин). Всего к маю 1892 года решено иметь 7 крупных стапелей на Балтике (Новое Адмиралтейство – 3 ед., Галерный островок – 2 ед., Балтийский завод – 2 ед.) и 3 больших стапеля на Черном море (Севастополь – 2 ед., Николаев – 1 ед.). Продолжительность строительства кораблей была определена в 4 года для линкоров и тяжелых крейсеров (из них 2 года на стапеле) и 3 года для легких крейсеров (из них 2 года на стапеле). За срыв сроков штрафовали не по-божески начальство верфей и контрагентов.
17 мая 1892 года на Балтике и Черном море заложили 9 линкоров и 1 тяжелый крейсер (последний на Черном море, аналог «Рюрика», его планируют спустить на воду, и под видом торгового корабля отправить на Балтику на достройку). За основу проекта линкоров взят крейсер «Рюрик» с заменой 203-мм орудий на 305-мм и с усилением поясной брони до 368-мм (зато скорость упала с 20,5 до 18,5 узлов). Что самое интересное, прессе сообщили, что линкоры получат дорабатываемые на данный момент 254-мм орудия.
Попутно закладке новых кораблей, были внесены изменения и в строящиеся корабли. Так в 1893 году все 4 корабля типа «Гангут» получили современную броню Ижорского завода (в реале Крупп такую броню создал лишь к 1895 году), при этом толщина поясной брони броненосцев уменьшилась с 406/305-мм до 305/254-мм, попутно с увеличением площади броневого пояса. Кроме того, линкоры получили современные 305/45-мм орудия ОСЗ на бездымном порохе и с тяжелыми снарядами, начиненными ТНТ и Гексогеном. Современные 203/50-мм орудия ОСЗ (боевая скорострельность – 4 выстрела в минуту, тяжелый снаряд) получил и «Рюрик». Что же касается среднего калибра, то в 1892 году на вооружение поставили немного доработанные 152/50-мм, 120/50-мм и 75/50-мм орудия Канэ (орудия других калибров на корабли ставить запретили). Прессе же сообщили об успешном создании легкой 254-мм пушки, которую поставят на все броненосцы. Зарубежная разведка не узнала о калибре новых орудий главного калибра до 1897 года…
В конце мая 1894 года на Балтике заложили ещё 7 линкоров (из них 1 для замены «Петра Великого»; все по проекту 1892 года + 1 башня г.к., сами 5 башен разместили по системе ЛК «Орион» реала), а на Черном море – 3 легких крейсера («Память Меркурия» решено перевести на Балтику, взамен погибшего «Витязя»). Легкие крейсера аналогичны «Новикам» реала (с незначительными отличиями). И опять прессе сообщили о 254-мм орудиях на линкорах.
В мае 1896 года на Балтике заложили 4 тяжелых крейсера (для замены «Князя Пожарского», «Минина», «Генерал-Адмирала» и «Герцога Эдинбургского») и 3 легких крейсера, а на Черном море – 3 легких крейсера (все для Балтики, 1 из них для замены «Крейсера», проект аналогичен проекту 1894 года). За основу проекта тяжелого крейсера взяли «Рюрик», увеличив калибр главной артиллерии до 305-мм (в прессе – 234-мм).
Шли годы, и изредка так активно создаваемый флот России, использовался по назначению. В результате, в августе 1897 года, по Мраморному морю курсировали 20 броненосцев Русского императорского флота. Впрочем, к концу августа их количество уменьшилось до 17 единиц, так как устаревший «Петр Великий» был списан (переделан в учебный корабль ЧФ), а линкоры «Император Николай I» и «Император Александр II», поврежденные во время Босфорского кризиса 1897 года, после ремонта за бесценок были проданы Греции и Болгарии.
День 9 сентября 1897 года, запомнился миру как день начала Большой морской паники. В этот день в Лондоне был напечатан доклад о том, что по данным разведки и опроса турок русские корабли имеют 305-мм орудия, снаряды начинены мощной взрывчаткой, а боевая скорострельность орудий равна 1 выстрелу в минуту (что в 2 раза меньше реальной скорострельности, артиллерийские офицеры принудительно её ограничивали в бою!). Путем несложных расчетов в статье было показано, что огневая мощь английского флота не так велика, как кажется, и русский флот не намного сильнее английского (если уже не сильнее). А если учесть меткую стрельбу русских кораблей на дистанциях 40-80 кабельтовых (то, что дальность стрельбы 305-мм орудий – 120 кабельтовых, также осталось секретным), показанную при штурме фортов Дарданелл, то тут уж вообще, английский флот сильно отстает…
Может показаться интересным, вопрос эволюции английского флота в 1889-1898 г.г. Так, в 1893 году (как и в реале) произошла «Морская паника» и 8 декабря была принята программа Спенсера, предусматривающая постройку целого ряда кораблей: 7 линейных кораблей класса «Маджестик», 2 крейсера класса «Пауэрфул», 6 крейсеров 1 -го класса («Диадем»), 12 крейсеров 2-го класса («Талбот»), 4 крейсера 3-го класса («Пелорус»), 6 крейсеров-таранов, 7 торпедных канонерских лодок, 2 шлюпа, 82 истребителя, 30 миноносцев, 1 плавбаза миноносцев. Общей стоимостью 31 млн. фунтов стерлингов, распределённых на пять лет.
Позднее количество крейсеров было уменьшено, «диадемы» отнесены на более поздний срок, а количество «талботов» сокращено до девяти. К постройке крейсеров-таранов («Аррогант») приступили в 1895 г. Самих же «Маджестиков» в 1893-95 заложено 9 ед. За ними последовали 6 «Канопусов», заложенных в 1896-97 годах. Единственным серьезным отличием (от реала) в строительстве английского флота, было усовершенствование проекта крейсера «Пауэрфул» (поясная броня 100 мм, количество 234-мм орудий возросло до 8 ед. в 4-х башнях, зато водоизмещение увеличилось до 16400 тонн, скорость не изменилась), и увеличение их количества до 6 единиц (построены в 1894-99 г.г. для противостояния 6 «Рюрикам»).
В сентябре 1897 года, в обстановке новой «Морской паники», в Великобритании были резко пересмотрены кораблестроительные программы и проекты перспективных кораблей. Проект «Формидейбла» был переработан до неузнаваемости (в корабль влепили 12-305-мм орудий, 2-х орудийные башни разместили по системе ЛК «Арканзас» реала), а в 1898 году незадолго до закладки в него ещё и дизели впендюрили (помогла деза из России, где и вправду дизельные двигатели планировались поставить на ЛК-1898, но позже опомнились, и поставили турбины конструкции Карла Парсонса {последнего ещё в 1889 году переманили в Россию}). ЛК нового типа в Англии в 1898 году заложили 6 штук, ещё 6 в 1899 году и 4 в 1900-м. Впрочем, до сентября 1900 года не один из них не был построен (да и председатель российской императорской комиссии по кораблестроению Генри Форд {в России с 1890 года} строил корабли быстрее и главное дешевле)…
В мае 1898 года на Балтике заказали 2 линкора (взамен «Императора Николая I» и «Императора Александра II»; новые корабли по проекту 1896 года + 2 узла, за счет нефтяного отопления котлов и турбин). Кроме того на Балтике и Черном море заложили 10 легких крейсеров (как замена клиперов, за основу взят проект 1896 года, но вооружение усилили и скорость больше). В результате к 1902 году штатная численность флота (БФ – 18 ЛК, 10 КРТ, 20 КРЛ; ЧФ – 8 ЛК, 3 КРЛ) будет полностью укомплектована…
Корабли русского императорского флота никогда не стояли в резерве. Они постоянно (кроме незначительных периодов ремонтов и заходов в порты для пополнения припасов) были в море. И постоянно проводили боевую учебу. Наиболее частыми учениями были артиллерийские стрельбы. Артиллеристы постоянно стреляли (при этом орудия, снаряды и особенно приборы управления стрельбой постоянно совершенствовались). Стволиковые стрельбы производились каждый день, почти без исключений. И как минимум раз в неделю производились стрельбы боевыми снарядами. Стреляли из орудий всех типов и в упор, и на максимально-возможную дальность, и в штиль, и в шторм, и днем и безлунной ночью, и в праздники и в будни. Стреляли так часто (и всегда боевыми снарядами, учебные снаряды на вооружении не состояли), что стволы и ремкомплекты 305-мм и 203-мм орудий в 1895-97 годах заказывали каждый год на все корабли, а с 1898 года – 2 раза в год…
И конечно, флот часто проводил самый важный экзамен – испытание войной. Он участвовал и в Русско-китайско-японской войне 1894-95 года, и в уже упомянутой Босфорской экспедиции 1897 года, и в Испано-русско-американской войне 1898 года, и в борьбе с пиратами и работорговцами в тропических водах…
Армия, если честно, от флота не отставала. Хотя в войнах 90-х годов принимали участие лишь ограниченные контингенты сухопутных войск (не более 100-тыс. штыков и сабель за раз), но сама армия постоянно была на боевой учебе. По вспоминанию графа Игнатьева, за лето в казармах войска бывали не больше недели, а так всё время в полевых учениях. И всё время артиллерийские стрельбы. Что ни день, то стреляют: то 50-мм взводные мортиры, то 25-мм ротные пушки, то 45-мм батальонные пушки и 81-мм батальонные мортиры, то полковые 75-мм пушки и 120-мм мортиры, то дивизионные 85-мушки, 122-мм гаубицы и 152-мм гаубицы-пушки, то корпусные 122-мм пушки и 152-мм гаубицы, то артиллерия центрального подчинения (триплекс 152-мм пушек, 203-мм гаубиц и 280-мм мортир), то осадные 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 406-мм мортиры… Часто проводились и ракетные стрельбы, и соревнования по бросанию ручных гранат и максимально быстрому надеванию противогазов, то стрельба из ручных пулеметов и гранатометов в отделениях, то копание окопов и брустверов… да и станковые ротные пулеметы не молчали…
Об авиации и ракетно-ядерном проекте императора Георгия, публике ничего не сообщали…
В мае 1900 года новые корабли на верфях не закладывали, произошла конверсия (вместо кораблей стали строить транспортные корабли (тип Либерти реала), а часть цехов перешла на крупномасштабное производство тракторов и комбайнов). Хотя прессе сообщили о закладке 6 линкоров с 12-356-мм орудиями и 4 тяжелых крейсеров с 12-305-мм пушками…
В сентябре 1900 года 20 линкоров (4 с 6-305-мм орудиями, 9 с 8-305-мм и 7 с 10-305-мм) и 10 легких крейсеров вышли по маршруту Константинополь – Лондон. Ещё 26 крейсеров были уже развернуты на основных океанских коммуникациях. В день Д час X все корабли получили радиограмму, и…