Han Solo пишет:
the Safavid king Shah Sultan Hussain ordered the massacre of Zoroastrians, in which 1.3 million Zoroastrians lost their lives
Все-таки не верится мне ни в такую масштабную бойню, ни в такую численность зороастрийцев.
Смотрите.
Население Ирана (в современных границах) в 1700 году составляло 6000 тысяч (в границах Сефевидского Ирана — не более 7500 тысяч (поскольку половина Афганистана входила в состав Великих Моголов). Значит, зороастрийцы действительно могут составлять не менее 17% населения. Но (!) тогда мы должны предположить существование многочисленного (20-30 и даже 40% населения Ирана) зороастрийского меньшинства (которое при определенных условиях могло оказаться большинством; учитывая шиитско-суннитские и внутрисуннитские распри, особенно в XI-XIII вв; причем современники, подробно описывая борьбу суннитов и шиитов, ничего не упоминают о роли гебров в этих баталиях), которое пережило все катаклизмы и нашествия (от арабского до монгольско-тимурского) на протяжении 1000 лет. Это-то и странно. Ладно, монголы — они вполне могли опираться на зороастрийцев в мусульманской стране (как опирались на армян на Кавказе), но поверить, что Тимур, который перебил большую часть христиан-ассирийцев, мог оставить в покое гебров-гяуров — вообще немусульман. Тезис о том, что зороастрийцы жили суперзамкнуто, неубедителен, поскольку замкнуто общин может существовать при ее удельном весе во всем населении не более нескольких процентов. Тут все было бы иначе — такая большая масса неверных обязательно попала бы на страницы хроник еще залодго до XVIII века. Например. нам хорошо известна (из тех же мусульманских хроник) религиозная ситуация в Египте и мы себе неплохо представляем этапы превращения коптской общины из доминирующей по численности (до Фатимидов) в небольшую 10-% группу населения, действительно ведущую замкнутый образ жизни (даже в ХХ веке не было ведь специфических коптских политических партий христианского толка в Египте).
Кстати, в "Тысяче и одной ночи" есть сюжет с заколдованным городом. Царевна рассказывает главному герою одной из новелл, что в ее городе были люди четырех вер — мусульмане, христиане, евреи и гебры (зороастрийцы). Из заколдовали в рыб четырех разных цветов. Обратите внимание, что четыре религиозные группы (а город явно иранский, но не левантийский!) перечисляются вне зависимости от их удельного веса в населении.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин