Польские АИ. ¶
"Альтернативные версии истории Польши утешительны. Не так уж и сейчас плохо, если столькими способами могло бы быть хуже” — отмечает Зыгмунт Милошевский в литературном обзоре, публикуемом „Ньюсуиком-Польша”.
„Варшава, 1924 год – публицист воссоздаёт мир одного из романов. — Ни октябрьской революции, ни первой мировой войны не произошло. Польша – часть России, царём остаётся Николай II, Юзеф же Пилсудский – террорист, сговорившийся с японцами. За это положение вещей отвечает прежде всего лёд, появившийся в Империи после падения тунгусского метеорита в 1908 году. Так выглядит альтернативная история Польши (и Европы), созданная Яцеком Дукаем в его новом, весьма удачном романе „Лёд”. В последние годы это очередная польская книга, посвящённая обсуждению возможных, но нереализованных сценариев истории страны” — пишет в „Ньюсуике” Милошевский, который, хотя и хвалит роман Дукая, всё же упрекает современную фантастику в однобокости мышления об альтернативах истории.
„Сколько ни берутся польские писатели-фантасты в последние годы за описание того, какими руслами могла бы следовать история Европы, всегда получается, что существование Польши было бы под угрозой – отмечает автор обзора. — Угроза же шла бы прежде всего с Востока. Можно бы подозревать удивительное у фантастов убожество фантазии, если бы не — прямо обсессионный – характер мотива порабощения Польши”.
К счастью, отмечает Милошевский, на книжном рынке всё же можно найти идеи, как создать заново историю Европы убегая от схем, подсказываемых геополитическим положением страны, но это редкость. „Положительным исключением из правил – пишет публицист, — говорящих, что антипольская зараза грядёт всегда с Востока, является „Блаженный век” Томаша Пионтека. В этом романе мир захватили две империи: протестантская британская и католическая французская. Безгосударственные поляки выступают здесь как сеющие страх специальные силы, представляющие интересы Ватикана”.
И всё же основную тенденцию в современной польской фантастике Милошевский считает скучной и однобокой. Авторы-фантасты пишут так — утверждает он, — будто ХХ век всё ещё начинается и всё существует спрос на творчество ради поддержания национального тонуса или для предупреждения о возможных результатах отсутствия патриотической дисциплины. „Эта тенденция видна тем более, что она идёт вразрез с тоном произведений писателей главного течения. Они к традиционной польскости относятся, как правило, насмешливо, в духе Витольда Гомбровича”. Автор рецензии приводит тут такие фамилии писателей молодого поколения, как Дорота Масловская, Давид Беньковский, Михал Витковский. Фантастические романы, со своей зацикленностью на угрозе независимости и апологии славного прошлого представляются на этом фоне удивительно консервативно, в духе риторики польских правых сил”.
Что-то слышится...
Детство - это время, когда не думаешь матом...