Добрый день, коллеги!
Во-первых, хочу поблагодарить уважаемого Den’а за то, что сообщил мне про обсуждение рассказа «Кукушкин». Мне очень приятно, что рассказ заинтересовал Вас.
Во-вторых, хочу пояснить, что основная цель рассказа была показать, что может произойти с рядовым среднестатистическим человеком, который внезапно окажется вырван из привычного окружения и погружён в жизнь наших предков, отстоящих от нас на не такое уж и значительное время – 230-240 лет. Подчеркиваю – именно рядовым человеком, не профессиональным военным / врачом / агрономом / инженером / металлургом и т.д., имеющим высшее образование (а то и не одно) и проводящим свободное время в Интернете. У него нет многочисленных советчиков, у него нет «волшебного» ноутбука, забитого под завязку знаниями по всем направлениям науки и техники, он перед переносом не сидел и не запоминал подробности исторического периода, где ему выпало оказаться.
В рассказе я дал краткую характеристику Кукушкина и из неё вполне можно сделать некоторые обоснованные выводы, что он за человек. Возраст на момент попадания немногим более 40 – то есть, не супермен, но и не развалина. Образование прикладное техническое (ПТУ или техникум). Работает больше руками, по стандартным схемам (ремонт автомобиля в большинстве случаев сводится к чёткому выполнения инструкции: проверить пункт А, если проблема в нём, то делаем действие А1, потом А2, если нет, смотрим проблему Б и т.д. Деталь меняется на новую, а не вытачивается и не создается заново. Есть общие понятия о процессах, происходящих в автомобиле, но подробности (причины разрушения металла, формулу масла или технологический процесс получения бензина) не назовёт).
Основное образование получено в обычной средней школе; за 25-27 лет, прошедшие с окончания 9-го класса, по многим предметам в памяти остались только общие понятия или те моменты, которые используются в повседневной жизни.
Скорее всего, служил в армии в период 1979-1982, но, поскольку в нашей армии есть очень много мест, где обычный солдат не связан со сложными или высокотехнологичными приборами, то большая вероятность того, что в армии он не получил каких-то «прорывных» навыков в работе со сложной техникой. Вполне возможно, что в силу образования служил где-нибудь в авторемонтном батальоне, в транспортных частях, шофёром. То есть, тоже обычная рутина и типовые операции без глубоких знаний технологических и физических процессов.
Для примера: автор срочную не служил, поскольку в начале 90-х получал высшее образование, но по первоначальному приписному свидетельству был распределён в «наземные службы ВВС» — охрана и обеспечение аэродромов (и если бы пошёл служить срочную, то получил бы навыки несения караульной службы и очистки ВВП аэродрома от снега); учился на военной кафедре на оператора ПВО (тоже набор типовых функций, ремонт – выполнение инструкции: если погасла лампочка А – сменить лампочку, если она не горит – сменить блок Х, если не помогло – вызвать специалиста); а военных сборах проходил переподготовку по профилю «артиллерия», благодаря чему знает, как гаубица приводится в положение для стрельбы и что у неё есть колиматорный прицел. Сейчас я, несмотря на два высших образования, с успехом могу выполнять некоторые функции по своему приписному свидетельству – очистка территории от мусора. Большинство остального мной не применялось в повседневной жизни и за 15-20 лет прочно забыто
Попаданец умеет водить автомобиль, умеет работать на огороде (копка земли, посадка овощей, удобрение почвы современными удобрениями, прополка, полив, сбор урожая, мелкий ремонт инвентаря и т.д.), наверняка обладает некоторыми техническими навыками человека второй половины 20-го века (розетку починить, смывной бачок наладить, подключить газовый баллон к плитке в саду и т.д.). Но он не профессиональный историк, он не обладает какими-то глубокими систематизированными знаниями в науке и технике.
По психологическому портрету: умеет постоять за себя (а в ПТУ/техникуме и в армии это действительно важное умение), воспитывался в период, когда самосознание и самоуважение среднего человека было гораздо выше, нежели в 18-м веке. То есть, реакция на то, что ни с того ни с сего какой-то непонятный старик в парике и туфлях с пряжками облаял его и приказал дать плетей будет соответствующая. Тем более, если он решил, что перед ним оборзевший, заигравшийся актёр (по мнению многих рядовых граждан, в актёрской среде «пи**ры через одного»), который «руля не видит» и которого надо поставить на место.
Далее: он не чувствует себя виноватым перед властью 18-го века. Он свободный человек, который защищал себя. Защищал, как мог. А ему дали плетей и «послали по этапу». До него доходит, что всё гораздо серьёзнее, чем сначала показалось, но он не мечтает о прогрессорстве, он не заучивал списки месторождений якутских алмазов, параметры промежуточного патрона и аспекты внутренней политики Священной Римской Империи во времена правления императора Иосифа. Он хочет вернуться домой. Просто вернуться домой, где есть дом, есть привычная работа привычный круг общения, пиво с мужиками, телевизор в кругу семьи т т.д. И он считает, что вернуться домой он может только в том месте, где он оказался в первый момент (на мой взгляд, это логичная реакцию любого неподготовленного человека: если здесь вход, то может быть, здесь же и выход обратно).
Вот он и пытается убежать, что вернуться в своё время.
В-третьих, по-поводу болезни: я пишу именно про туберкулёз, а не про силикоз. Силикоз лёгких – это профессиональное заболевание шахтёров, которое возникает не за один год, а туберкулёз можно подцепить в любом месте, особенно, если сходятся несколько неблагоприятных внешних факторов и отсутствует развитая медицина. В середине 90-х – начале 00-х была вспышка туберкулёза (ЕМНИП, Кара-Мурза и Глазьев в «Белой книге реформ» приводили подробную статистику по 90-м), да и сейчас уровень заболеваемости туберкулёзом выше чем в 80-х. Прививки помогают, но, во-первых, их действие не вечно, а во-вторых, неблагоприятные условия тяжёлого труда + недоедание (разнообразия пищи на каторге нет) не способствуют успешному противостоянию этой болезни.
В-четвёртых, к вопросу «а почему он не стал изобретателем/ прогрессором/ местным «самоделкиным». Многие ли из ваших знакомых смогут из обычного железа с помощью молота, зубила и пары нехитрых приспособлений, вроде клиновых тисков, рассчитать, создать, собрать простейший котёл для паровой машины? А создать полноценный воздушный шар без современных материалов и при очень дорогом шёлке? А усовершенствовать процесс выплавки железа из руды, если они знают только названия «домна» и «мартеновская печь», несколько раз видели в фильмах металлургов и металлургическое производство (особенно запомнился завод в «Терминаторе II» ), а также слышали в школе про гору Магнитная и стройки первых пятилеток?
В заключение, хочу честно сказать, что на мой взгляд большинство навыков и знаний рядового человека в описанных условиях также окажутся бесполезны. Да, рядовой человек может включить компьютер, загрузить MS Word и набрать грамотное письмо, особенно с включённой проверкой орфографии, но гусиным пером, да ещё с учётом алфавита и оборотов языка 18-го века – вряд ли. Да, каждый из нас может взрыхлить землю на огороде культиватором, особенно, если всё сделает по инструкции: где надо – краник откроет, где надо, масло нальёт, но вспахать поле деревянной сохой – сомнительно. Да, рядовой человек может управлять современным автомобилем, но отремонтировать его могут немногие, а уж применить знания по управлению в том же 18-м веке...
И таких моментов очень много. Рядовой попаданец, у которого нет форы в виде «вселения в тело» кого-то из сильных мира сего, у которого нет специальных информационных запасов, у которого нет подготовки к восприятию самого факта «попадалова» — такой попаданец вряд ли имеет большие шансы построить очередную Галактическую империю.