Русский приорат Мальтийского Ордена в мире императора Павла ¶
«Орден Мальтийских рыцарей или как он именовал сам себя "Державный орден
св. Иоанна Иерусалимского" существовал сначала на острове Родос, а позже на
острове Мальта. Несколько столетий орден пользовался правами независимого
государства: ведет дипломатические сношения с разными государствами, содержит
флот для борьбы с пиратами, ведет войны с врагами христианства. "Рыцарство везде уже отжило свое время, и только мальтийские рыцари, озаренные блеском военной доблести и героических подвигов, совершенных их предками, остались
могущественным средством в борьбе консервативных и религиозных сил против тех,
кто получил свою власть от революции.
В течение ряда лет русский император лелеял мысль сгруппировать вокруг
Мальтийского ордена все духовные и военные силы Европы, без различия
национальности и вероисповедания, чтобы подавить движение, которое угрожало не только "престолам и алтарям", но также всему существующему порядку в мире. Кто знает, размышлял российский монарх, не суждено ли и сейчас этому Ордену, так
долго и успешно боровшемуся против врагов христианской Европы, объединить все
лучшие элементы и послужить могучим оплотом против революционного движения?
Помимо того Имп. Павла прельщали в Мальтийском ордене его традиции, рыцарский
уклад и его мистически религиозное направление, так отвечающее его собственному религиозному мировоззрению.
Перед воображением императора рисовался образ идеального рыцарского
союза, в котором, в противовес новым идеям, исходившим из революционной Франции, процветали принципы, положенные в основу Ордена: строгое христианское благочестие и безусловное послушание младших старшим".
"Ненормальный Павел" понял то, чего до сих пор не понимают, например, все
политические деятели современного западного мира. Павел понял, что с вредными
идеями надо бороться тоже идеями, что одна физическая борьба против носителей
растлевающих идей победы не принесет.
Россия и Европа того времени не знали, как защитить себя от растлевающих
идей французской революции. В момент восшествия Павла I на престол Робеспьер был уже убит, революция как будто бы шла на убыль. Павел, не раздумывая, посылает в Европу для борьбы с ним Суворова. Но действия Суворова и предательское поведение союзников убедили Павла, что оружием их победить нельзя. Что даже несколько Суворовых не смогут в данном случае ничего сделать.
Павел понял, что революционным идеям надо противопоставить
распространение религиозных и политических идей, а революционным партиям — силу религиозно-светских орденов.
"...Когда постановление конвента лишило Орден его владений во Франции,
мальтийские кавалеры в числе французских дворян стали прибывать в Россию.
В 1797 году Имп. Павел I принял на себя обязанности протектора
Мальтийского ордена. Это звание налагало на него известные обязанности по
отношению Ордена, особенно когда в июне следующего года молодой французский
генерал Бонапарт захватил Мальту. В это тяжелое для державного Ордена время
только Имп. Павел оказал действенную помощь ему. Русский император не только дал ему убежище в своей столице и обеспечил пребывание Ордена в России материально, но и распространил деятельность его на русской территории восстановлением польского католического и учреждением русского православного Великого Приорства.
Захватив Мальту, французы выслали русского посланника и объявили жителям
острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно
потоплен. Имп. Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не
прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская
эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.
Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее ими. Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в С.-Петербурге, торжественным актом от 15 августа 1798 года признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. 29 ноября того же года, в торжественной обстановке, император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу поведено было прибавишь слова: -"Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского", а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет".
Павел I издал манифест об "Установлении в пользу российского дворянства
ордена св. Иоанна Иерусалимского". Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического.
"Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые
командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства
сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских, князей
Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых, Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты, так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации общества, но его аристократизации.
Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло в
историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с разрушительными
идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое развитие и
завершение в большевизме".
"Павел I, — пишет Н. Былов, — берет на себя возглавление католическим
орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей
совестью или безразличие к той и другой религии. В Гатчинском дворце долгое
время показывали коврик, протертый посередине от коленопреклоненных ночных
молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто читал записки Порошина,
воспитателя наследника или отзывы митрополита Платона Левшина, его
законоучителя, для того приверженность государя к православию не подлежит
сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам пример такой широты и
смелости в понимании христианства, которые стоят совсем особняком в истории
России и Европы. Припомним, что и в староверах он умел, прежде всего, видеть
христиан, достойных всякого уважения.
Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был
исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для
просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, —
рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и с
оружием в руках защищали христианский, мир от неверных. И в этом глубочайший
смысл такого светского религиозного ордена: он может выступать как действенная
вооруженная сила, тогда как Церкви, по сути своей, лишены этой возможности.
Имп. Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также непонятен
Европе, как не поняли и русские смысла введения в России орденства. И
католические и лютеранские государи мечтали только о том, чтобы спрятаться в
свои норки и там отсидеться".
"Мальтийское орденство, введенное Имп. Павлом, надо рассматривать под
двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым — универсальным.
Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее всего назвать
перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с его обостренными
понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог согласиться, что голый
факт принадлежности к высшему сословию ставит человека, действительно, выше
всех, Екатерининскому дворянству, шляхетного, польского типа, в особенности
нужна была орденская, духовная прививка. Да и в дальнейшем Собакевич и
Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин — были по паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?..
Прием в Мальтийские рыцари был открыт и для духовенства; в орден вступили даже некоторые православные епископы.
Что современники абсолютно не поняли идей своего императора и свели все к
карьеризму и переодеваниям в мальтийские мантии, — это безусловный факт. Но это
не обязывает нас тоже ничего не понимать. Скажем, например, так: если бы рядом с
Государственной Думой, выкликавшей революцию, существовал твердый духовный
орден, на который государь мог бы всецело положиться, то битым было бы не
Государство Российское, а эта пресловутая Дума".»