В реальности англичане были готовы пойти на очень выгодное для России соглашение об разделе сфер влияния в Китае и Османской империи .
Они очень даже желали подобного соглашения .
Однако Россия отклонила английские предложения .
Дипломатическое положение Англии в эти годы было не из лёгких.
После телеграммы Вильгельма Крюгеру отношения с Германией испортились.
Надвигалась схватка с Францией из-за верховьев Нила.
А теперь назревал конфликт с Россией. Англия была изолирована, поссорившись сразу и с Германией, и с Францией, и с Россией.
И эту изоляцию уже никак нельзя было назвать «блестящей».
Английская внешняя политика должна была искать новых путей: надо было договориться либо с Германией, либо с франко-русской группой.
Из этих трёх держав Франции Солсбери не особенно боялся ввиду наличия франко-германского антагонизма.
В возможность сговора Англии с Германией он не очень верил.
Поэтому британский премьер предпочёл добиваться соглашения с Россией, чтобы таким образом оградить дальневосточные интересы английского капитала и уменьшить число врагов Англии в Европе.
Уже в дни ближневосточного кризиса в 1896 г. Солсбери намекал в Петербурге на желательность соглашения с Россией.
В январе 1898 г., вскоре после приобретения Россией Порт-Артура, Солсбери предложил царскому правительству грандиозный раздел Китая и Оттоманской империи.
Застенный Китай и северную часть Собственно Китая до долины Хуанхэ он готов был предоставить России в качестве сферы её влияния.
Бассейн Ян-Цзы должен был стать сферой влияния Англии. В Турции для России в качестве сферы влияния предназначались северная часть Малой Азии, северная Месопотамия и проливы, а для Англии — южная Месопотамия, Египет и Аравия.
Россия отклонила это предложение Солсбери.
Тогда Англия захватила бухту Вэй-Хай-Вэй на северном побережье Шаньдуна, дабы иметь свою базу на подступах к Пекину в качестве некоторого противовеса Порт-Артуру.
Затем она повела с Китаем переговоры о продолжении Шанхайгуаньской железной дороги до Ньючуана и далее, в глубь Манчжурии.
Маневр этот до известной степени удался.
Оценивая сооружение английской железной дороги как явную угрозу своим интересам, царское правительство дало Англии согласие на сделку более ограниченного масштаба, нежели та, которую предлагал британский премьер.
В апреле 1899 г. было достигнуто соглашение о размежевании сфер железнодорожного строительства в Китае. Великобритания обязывалась не домогаться железнодорожных концессий к северу от Великой китайской стены и обещала не препятствовать России приобретать концессии в этой зоне.
Россия принимала аналогичные обязательства в отношении бассейна реки Ян-Цзы.
Таким образом, к концу 90-х годов завершился раздел значительной части Китая на сферы влияния. Англия сохранила под своим влиянием богатейшую часть Китая — долину Ян-Цзы.
Россия приобрела Манчжурию и до некоторой степени другие области застенного Китая, Германия — Шаньдун, Франция — Юянань.
Япония в 1898 г. вернула себе преобладающее влияние в Корее, потерянное было ею после пересмотра Симоносекского мира.
Опасаясь, как бы занятие Порт-Артура не привело к англо-японскому сближению, русское правительство в угоду Японии отозвало из Кореи своих военных инструкторов и финансового советника.
Получается ,что по причине собственной недальновидности английское предложение было отклонено и Россия в результате была вынуждена в последствие всё равно заключить соглашение с Англией , но на весьма невыгодных для России условиях .