Новый сборник альтернативной истории. Англо-саксонской... ¶
Составители Йен Уоттсон и Йен Уэйтс. Альтернативная история
СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2012
[img]http://krupaspb.ru/images/pb_rec/Alternativnaya%20Istoriya.jpg[/img]
Расхожая фраза о том, что история-де не имеет сослагательного наклонения, давно стала банальностью, штампом. В рядах профессиональных историков согласья нет, прямо как в басне Крылова. Одни говорят: да, не имеет. Другие возражают: а почему, собственно? Неужели не интересно представить, что было бы, если б святой благоверный князь Александр Невский решительнее поддержал политику татаро-монголов, разорителей земли русской, Наполеон после взятия Москвы повернул на Санкт-Петербург, а Николая Степановича Гумилева выкупили у расстрельной команды?.. Еще в шестидесятых годах двадцатого века Арнольд Тойнби, один из величайших историков минувшего столетия, легитимизировал альтернативно-исторический жанр как исследовательский прием, опубликовав знаменитые эссе «Если бы Филипп и Артаксеркс не погибли» и «Если бы Александр не умер во цвете лет», ставшие классикой. Так что ничего антинаучного в таких экспериментах нет — все зависит от того, насколько уверенно автор владеет материалом и как умело его использует.
Перед участниками этого сборника, подготовленного британцами Йеном Уоттсоном и Йеном Уэйтсом, вопрос о сослагательном наклонении никогда не стоял. За исключением Пьера Гевара (рассказ «Пистолет Эйнштейна»), чаще пишущего на французском, никто из них не сомневается в существовании ключевых точек, моментов неустойчивого равновесия, начиная с которых история человечества могла бы пойти иным путем. Одна из главных историософских проблем решена фантастами раз и навсегда: нажми на кнопку — получишь результат.
Но вот что странно: большинство точек бифуркации, отмеченных на этих страницах, имеют отношение в первую очередь к истории Великобритании и Соединенных Штатов. Иногда речь идет о событиях действительно значимых для всего человечества в целом: Америку колонизировали китайцы (Альфред Анджелло Аттанасио, «Чернила новой луны») или римляне (Грегори Бенфорд, «И снова Манассас»), англичане первыми добрались до разработок по «Фау» и стимулировали развитие пилотируемой космонавтики (Пол Макоули, «Очень британская история»), Германия была на голову разбита в Первой мировой войне и вместо того, чтобы лелеять реваншистские планы, стала флагманом научно-технического прогресса (Фриц Лейбер, «Успеть на цепеллин»)... Иногда фантасты обращаются к куда более локальным темам: пилот, которому предстояло провести ядерную бомбардировку Японии, отказывается выполнять приказ (Ким Стенли Робинсон, «Лаки Страйк»), гениальный математик Алан Тьюринг не кончает с собой, а бежит в Грецию (Руди Рюкер, «Игра в имитацию»), гражданские волнения 1960-х в США проходят чуть более кровопролитно, чем в нашей реальности (Пат Кадиган, «Донесения с фронтов революции»)... Фишку просечет только человек, глубоко погруженный в тему. Есть, правда, один рассказ, имеющий непосредственное отношение к российской истории, «Ленин в Одессе» некого Джорджа Зебровски — феерический треш, где товарищ Сталин дерется ногами, как Ван Дамм, и гоняет на мотоцикле, как Спиди-гонщик, а в ЧК служат лейтенанты. Уж лучше бы из российского издания его выкинули, ей-богу: меньше сраму.
Все это свидетельствует не столько о самовлюбленности англосаксов (с такими обобщениями, пожалуйста, к Михаилу Задорнову: «Американцы ту-у-упые!»), сколько о том, что люди везде одинаковы — в каком бы уголке мира ни жили и на каком бы языке ни говорили. Всем интересно читать (и писать) прежде всего о себе — о своем прошлом, своей истории. Пусть даже история эта насчитывает каких-то триста лет. Точно так же любая российская альтернативно-историческая антология, переведи ее на английский, будет скучна и малопонятна американцам или англичанам. «Мультикультурность», «общечеловеческие ценности» — эти слова хорошо звучат на заседании Европарламента, но на деле-то своя рубашка всегда ближе к телу. Среди авторов антологии есть, разумеется, те, кому интересны ключевые точки, не относящиеся к англо-американской истории напрямую (Юджин Брин и Ким Ньюман с «Блудным христианином», Гарри Тертлдав с «Островами в океане», Роберт Сильверберг со «Сказками Венского леса»), но узок их круг и страшно далеки они от народа...
(С) Василий Владимирский
История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец
Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович
Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин