Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Балканская война в МГД

Ответить
Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Балканская война в МГД

Первыми, 8 октября 1912 года, боевые действия начали неугомонные черногорцы.

13 октября болгарское правительство от имени четырёх союзных стран направило турецким властям ультиматум с требованием в 6-месячный срок предоставить автономию этническим меньшинствам Османской империи.

В ответ, 17 октября Турция объявила войну “христианским союзникам”. На следующий день сербские войска, а затем болгарские и греческие вступили на турецкую территорию.

К удивлению многих, всего за один месяц турецкая армия была разгромлена. Она потерпела сокрушительные поражения от болгар в сражениях при Кирк-Килисе и Люлебургазе, от сербов в Кумановской битве и Битольском сражении, от греков – в битве при Яннице.

К середине ноября болгарские войска захватили восточную Македонию и почти всю Фракию, блокировав турецкую крепость Адрианополь, и вышли к Чалталджинской укреплённой позиции турок, расположенную всего лишь в 40 км от Константинополя.

Сербы заняли Косово и Метрохию, всю северо-западную Македонию и вошли в Албанию.

Черногорцы в конце октября окружили Шкодер.

Греки оккупировали юго-западную Македонию, захватив 9 ноября Салоники, а в Эпире осадили турецкую крепость Янина. Кроме того они, заняли ряд турецких островов в Эгейском море. Турецкий флот блокирован в Дарданеллах.

Ещё в начале сентября французский и русский послы в Риме заявили итальянском министру иностранных дел маркизу Сан-Джулиано (этот демарш был осуществлён по инициативе русских), что их правительства не будут возражать, если Италия, осуществит свои давние чаяния и “получит” территорию на “другой стороне Отрантского пролива” (т. е. в Албании), тем более, что после ожидаемого в ближайшее время выступления против Турции союза балканских стран, внешнеполитическая ситуация на Балканах становится весьма благоприятной для таких действий.

Приняв во внимание это заявление и после консультаций с англичанами, которые не высказали особых возражений, итальянцы, ранее стремившиеся к скорейшему завершению войны с Турцией, теперь уже сами стали затягивать, продолжающиеся уже несколько месяцев в Лозанне, переговоры с турками о заключении мирного договора.

А когда 17 ноября сербские войска заняли город Алессио (Лежа) на побережье Албании, то итальянцы поняли, что пришло время действовать.

19 ноября итальянские крейсера “Веттор Пизани” и “Франческо Ферруччо” вошли в Валонский залив и высадили в городе корабельный десант. Через день в Валону прибыли итальянские армейские части.

Утром 20 ноября к острову Сасено, находившемуся у входа в Валонский залив, подошли греческие корабли с десантом. Но над островом уже развевался итальянский флаг.

Реакция австро-венгров была вполне предсказуемой.

Они категорически потребовали от Сербии и Италии вывести войска из Албании.

В ответ итальянцы демонстративно отказались продлить на очередной 5-летний срок договор 1882 года.

27 ноября перед входом в Валонский залив появилась сильная австро-венгерская эскадра, которая блокировала находящиеся там итальянские корабли и суда.

В Австро-Венгрии начался призыв резервистов для укомплектования до штата военного времени трёх корпусов на сербской границе и двух на итальянской.

Италия предприняла аналогичные меры — три корпуса и укрепления на австрийской границе были приведены в состояние боевой готовности. В стране объявлено о “повышенной угрозе военной опасности”.

Итальянский флот вышел из Таранто и направился в Отрантский пролив.

2 декабря французский посол в Вене заявил графу Берхтольду, что в “случае австро-итальянского конфликта Франция не оставит Италию в одиночестве”.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Ещё 3 ноября турецко..

Ещё 3 ноября турецкое правительство обратилось к великим державам, прося их принять на себя мирное посредничество. Однако, союзники продолжали ещё почти месяц вести активные боевые действия.

И только, когда болгарские войска не смогли преодолеть прочную оборону турок на Чаталджинской позиции, то уже обе воюющие стороны пришли к решению приступить к переговорам о мире.

2 декабря Сербия, Болгария и Турция подписали соглашение о временном прекращении огня.

Русские и англичане выступили с предложением разрешить спорные вопросы путём совместного обсуждения их всеми великими державами. Франция и Италия поддержали эту инициативу. Заартачились только австро-венгры (и солидарные с ними германцы), которые заявили, что не будут ничего обсуждать, пока Сербия и Италия не выведут свои войска с албанской территории.

Но когда британцы весьма недвусмысленно пригрозили германцам и австро-венграм (Грей заявил, что Англия, “возможно, не останется нейтральной, если дело дойдёт до европейской войны с участием Германии и Франции”), то “центральные государства” сразу же изменили свою позицию и поспешно согласились принять участие в совещании представителей великих держав по балканскому конфликту.

Лондонская конференция послов пяти держав под председательством представителя шестой державы – министра иностранных дел Великобритании лорда Грея – начала работу 26 декабря 1912 года.

Помимо выработки условий мирного договора между воюющими странами конференция должна была решить ещё два весьма важных вопроса.

  1. Судьба Константинополя.

  2. Создание албанского государства.

    И если первый вопрос вскоре отпал сам собою, т. к. болгарам так и не удалось прорвать Чаталджинскую позицию и войти в Константинополь, то решение второго, оказалось куда более трудным делом.

    Послы решили создать автономную Албанию под верховной властью султана и под контролем шести великих держав, и потребовали немедленно вывести с албанской территории все сербские, черногорские и итальянские войска. Но если Сербию, в конце концов, удалось убедить выполнить это требование (после окончания войны и заключения мирного договора), то король Никола просто проигнорировал решение конференции, а Италия категорически заявила, что хочет получить “сектор Валона” с островом Сасено и городами Валона и Берат.

    При этом итальянцы ссылались на давнее соглашение с австро-венграми, по которому обе стороны договорились “приобретать” новые территории на континенте на взаимной основе. — т. е., после того как Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, наступила очередь Италии.

    На это австрийцы возражали следующим образом — Босния и Герцеговина фактически принадлежала им ещё до подписания соглашения с итальянцами, а в 1908 году они закрепили за собой данные территории “де-юре”.

    В результате, хотя австро-венгры и отменили призыв резервистов в корпуса на сербской границе (блокаду Валонского залива они сняли ещё в середине декабря), но войска по обе стороны итало-австрийской границы продолжали оставаться в состоянии боевой готовности.

    23 января 1913 года в Турции произошёл государственный переворот и власти пришло младотурецкое правительство Энвера-паши. Мирные переговоры были прерваны и 3 февраля война возобновилась.

    Но она продолжалась недолго – в марте пали Адрианополь и Янина и турки снова вынуждены были запросить мира. В первой половине апреля боевые действия повсеместно прекратились, только настырные черногорцы продолжали осаждать Шкодер.

    Чтобы воздействовать на короля Николу, конференция послов, по инициативе Великобритании, постановила направить к берегам Черногории и Северной Албании международную эскадру.

    С 10 апреля эта эскадра, в составе британских ЛК “Кинг Эдвард VII”и Кр “Дартмут”, французского Кр “Эдгар Кине”, германского Кр “Бреслау”, австро-венгерских ЛК “Эрцгерцог Франц Фердинанд”, “Радецки”, “Зриньи”, Кр “Асперн” и 3 ЭМ под общим командованием вице-адм. Берни, заблокировала, находящиеся под контролем черногорцев, порты Антивари, Дульчиньо и Сан-Джованни-ди-Медуа.

    Реакция Черногории на эти действия была нулевой.

    Наконец 23 апреля крепость Шкодер сдалась черногорской армии.

    По условиям капитуляции её гарнизон (24 тыс. чел.) во главе с комендантом Эсад-пашой, со всем оружием и снаряжением, был отправлен на судах в метрополию.

    А черногорский король, после долгих проволочек, уступая сильному давлению России (т. е. угрозе полного прекращения выплаты субсидий), приказал своим войскам покинуть город только13 мая.

    На следующий день Шкодер был занят десантом, высадившимся с кораблей международной эскадры.

    1 мая года Лондонская конференция продолжила работу. Теперь, кроме послов великих держав в ней участвовали и представители воевавших сторон. Обсуждение мирного соглашения вызвало множество конфликтов между участниками, но наконец, после долгих споров и скандалов, текст договора был согласован и подписан 30 мая 1913 года.

    Согласно этому договору, вся территория Оттоманской империи в Европе “на запад от линии, соединяющей Энос на Эгейском море и Мидия на Чёрном море, за исключением Албании” переходила в полное распоряжение “Их Величеств Союзнических Суверенов”. Кроме того, турки уступали этим “Союзническим Суверенам” и все права на остров Крит.

    Решение судьбы всех турецких островов в Эгейском море (за исключением Крита и полуострова Афон), а также “заботу об урегулировании определения албанских границ, как всех других вопросов связанных с Албанией”, союзники и “Султан Оттоманов” перепоручали руководителям шести великих держав.

    А 1 июня в Лозанне был подписан ещё один мирный договор, который завершил и итало-турецкую войну.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

18 июня 1913 года, С..

18 июня 1913 года, Совет Старейшин Албании, собравшийся в городе Эльбасан, объявил об образовании на территории сербской зоны оккупации государства Албанский Исламский Эмират. Его главою был выбран упоминавшийся выше Эсад-паша, который происходил из древнего аристократического рода Топтани и был одним из крупнейших албанских землевладельцев.

27 июня сербы начали вывод войск из захваченной во время войны части территории Македонии, которая по договору 1912 года передавалась Болгарии.

Уже через день болгарские войска вошли в Велес, а 1 июля полки Македонского ополчения вступили в Прилеп.

2 июля сербское правительство заключило с эмиром Эсат Салехом соглашение о передаче сербам в долгосрочную аренду участка территории нового государства, на котором должна была быть построена Адриатическая ж. д., соединяющая города Призрен в сербском Косово и Дураццо на албанском побережье Адриатики.

Арендуемая “зона отчуждения” включала территорию между границами Косово и Македонии на востоке и западными окраинами долин рек Белый и Чёрный Дрин на западе, а также полосу шириной 20-25 км, проходящую через города Пешкопья, Рамели и Кроя к Дураццо.

9-16 июля сербские войска были выведены и из Албании (только в арендованной зоне, для её охраны, осталось около 3 тыс. солдат).

23 июля албанский эмир обратился к итальянскому королю с просьбой взять его страну “под покровительство Его Величества”. Заручившись согласием России, Франции и воспользовавшись отсутствием возражений у англичан, Виктор Эммануил III милостиво принял это предложение.

К этому времени послы великих держав на Лондонской конференции решили создать независимое албанское государство, но неожиданные действия Эсад-паши и Италии сорвали этот план.

Впрочем, против итальянского протектората над центральной Албанией (т. е. над большей частью албанской территории) категорически протестовала только Австро-Венгрия. Но т. к. даже Германия согласилась с требованиями Италии (германцы не хотели окончательно ссориться с итальянцами, надеясь, что эта “заблудшая овца всё-таки вернётся в стадо”), то, в конечном итоге, и австро-венгры вынуждены были смириться.

Зато в вопросе о принадлежности Северного Эпира, захваченного во время войны греческими войсками, победила позиция Германии и Австро-Венгрии, которые рассчитывали т. о. привлечь на свою сторону ещё одного союзника – это территория была передана в состав Греции.

В северной Албании, где преобладало католическое население, было образовано албанское княжество со столицей в Скутари (Шкодер) под патронатом четырёх великих держав – Великобритании, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Ещё в июне в Шкодер был введен воинский контингент стран-протекторов – по батальону англичан и австро-венгров, французская рота колониальных войск и германский отряд морской пехоты — всего ~ 1 тыс. чел.

Окончательно, границы княжества Албания были определены Флорентийским протоколом, подписанном великими державами в конце 1913 года. Помимо территории, “освобождённой” Черногорией, в состав княжество вошли ещё и земли, уступленные Италией и лежащие севернее сербской “зоны отчуждения”.

В августе 1913 года состоялся и предусмотренный сербско-болгарским союзным договором арбитраж русского императора по разделу т. н. спорной зоны в Македонии. В итоге, большую часть этой зоны, исходя из этнической принадлежности проживающего в ней населения, получила Болгария.

В сентябре того же года в “Албанском Исламском Эмирате” вспыхнуло восстание “качаков” (так называли албанских повстанцев, борющихся за независимость, ещё во времена турецкого владычества). В большинстве своём это были беженцы из Косово и северной Македонии, “вытесненные” оттуда сербами и болгарами и подстрекаемые австро-германскими агентами.

Положение итальянских властей и эмира сразу стало весьма сложным, т. к. в стране было всего 4 тыс. албанских войск (т. н. арнаутов) и около 3 тыс. итальянских берсальеров, а силы качаков насчитывали до 20 тыс. Но повстанцы вторглись также и в зону строящейся Адриатической ж.д.

Сербы действовали быстро и решительно. Они ввели в эту зону и, по просьбе итальянцев, в центральную Албанию более 20 тыс. солдат и вскоре восстание было разгромлено. Остатки качаков ушли в Македонию, где были окончательно рассеяны и уничтожены болгарскими войсками.

Сербские части вернулись в свою зону и их значительный контингент (т. н. Сводная дивизия под командованием генерала Живковича – всего более 18 тыс. чел.) оставался там вплоть до начала Великой войны.

Ответить