Средиземное море.
Выполняя указание правительства (см.), главнокомандующий французской 1-й морской армией в.-адм. О. Буэ де Ляпейрэр в 5 часов утра 15 августа вывел из Тулона свою дивизию, обе линейные эскадры и лёгкие дивизии с шестью эскадрильями миноносцев и направился в Адриатическое море. Однако утром следующего дня, проходя уже между Сардинией и Тунисом, он получил приказ срочно возвращаться обратно, т. к. в ближайшие часы ожидалось объявление Германией войны Франции.
Крейсера германской Средиземноморской дивизии 16 августа грузили уголь в испанском порту Аликанте.
Вечером 17 августа они находились юго-западнее о. Мальорка, когда флагман дивизии к.-адм. В. Сушон получил из Берлина сообщение о том, что война с Францией началась, и неожиданный приказ – немедленно идти в Константинополь. Однако, германский адмирал решил всё-таки не отступать от довоенного плана и “по пути” атаковать французские североафриканские порты. Крейсера разделились – “Гёбен” направился к Алжиру, а “Бреслау” – к Филиппвилю.
Днём 17 августа, когда французский флот вернулся в Тулон, Ляпейрэр получил сведения о том, что германские крейсера находятся в Аликанте. Затем было передано извещение о начале войны с Германией и в 17.00 командующий морской армией отдал приказ о выдвижении части сил 2-й эскадрильи подводных лодок из Орана на восток – в Алжир и Филиппвиль. В 19.00 по его указанию вышли в море (из Орана) и четыре броненосца дивизии Гепратта.
К середине августа британское Адмиралтейство не имело точных сведений о местонахождении германских крейсеров в Средиземном море. Предполагалось, что они могли находиться у западного побережья Италии либо у Балеарских островов.
Англичане опасались, что с началом войны эти крейсера уйдут в Атлантику для действий на океанских коммуникациях. Поэтому в 10 часов вечера 16 августа, по приказу адмиралтейства, из Мальты в Гибралтар вышел отряд кораблей в составе линейных крейсеров “Индомитэбл”, “Индефатигэбл” и лёгкого крейсера “Даблин” под общим командованием кэп. Ф. Кеннеди (командир “Индомитэбла”).
Кроме того, в тот же вечер, командующий Средиземноморским флотом адм. сэр А. Милн отправил “для наблюдения за Отрантским проливом” другой отряд кораблей – к.-адм. Э. Трубриджа (четыре броненосных крейсера, лёгкий крейсер “Глостер” и восемь эсминцев).
На следующий день были установлены дозоры в Тунисском проливе и между островами Пантеллерия и Сицилия (соответственно крейсера “Веймот” и Чатэм”).
Когда стало известно, что германские крейсера находятся в западной части Средиземного моря, отряд Трубриджа был возвращён обратно в Ла-Валетту. Только “Глостер” получил приказ конвоировать пароход “Озирис”, который должен был перевезти из Шкодера на Мальту батальон Уорикширского полка.
“Гёбен” и “Бреслау” подошли к североафриканским портам около 6 часов утра 18 августа.
В Алжире французских военных кораблей не было вовсе, а в Филиппвиле находился только один старый миноносец “Форбэн”. Мобилизация береговой артиллерии ещё не была закончена – в Алжире могла вести огонь только одна батарея 270-мм береговых мортир, в Филиппвиле – батарея (тоже одна) 220-мм крепостных мортир. Но в обоих портах уже стояли под погрузкой транспорты, предназначенные для перевозки “Армии Африки” в метрополию.
Однако, германцы очень спешили. Крейсера выпустили по 10-12 залпов из 10,5-см и 15-см орудий (повреждения судов и береговых сооружений оказались незначительными), а затем быстро отошли в северо-западном направлении. Как только берег скрылся из виду, германские корабли направились на восток.
Рано утром 18 августа французский флот снова вышел в море. Главнокомандующий разделил его на две группы. Первая, под командованием в-адм. П. Шошепра, включавшая броненосец “Жан Бар”, 1-ю линейную эскадру и 1-ю лёгкую дивизию с миноносцами (всего 7 ЭБр, 4 БрКр и 12 ЭМ), пошла к Алжиру, а вторая, под непосредственным командованием Ляпейрэра, состоявшая из дивизии главкома, 2-й линейной эскадры, 2-й лёгкой дивизии и трёх эскадрилий миноносцев (всего 7 ЭБр, 3 БрКр, 1 Кр и 18 ЭМ), направилась к Филиппвилю.
В 3 часа дня 19 августа отряд Кеннеди пришёл в Гибралтар.
В тот же день, около 5 часов вечера (к этому времени Германия и Британия уже находились в состоянии войны) корабли Сушона, шедшие на восток со скоростью в 14 узлов, были обнаружены крейсером “Чатэм” в 35 милях к северу от о. Пантеллерия.
Германские крейсера сразу же изменили курс повернув на юг, и развили скорость в 24 узла. “Чатэм” следовал за противником на расстоянии ~ в 60 каб. Около 8 часов вечера к нему присоединился “Веймот”.
Получив донесение командира “Чатэма”, Милн через час вышел из Ла-Валетты на “Инфлексибле” с четырьмя крейсерами Трубриджа и шестнадцатью эсминцами Куда.
В 21.40 войдя “в тень” острова Лампедуза германские корабли снова резко изменили курс и опять пошли на восток. Британские лёгкие крейсера в темноте потеряли врага.
Милн в это время находился в 60 милях к OSO от Лампедузы. Получив сообщение от Друри-Лау (командира “Чатэма”) о потере контакта, Милн решил, что германские крейсера прорываются в Адриатику и в 22.10 повернул свои корабли обратно – на генеральный курс NO. В двух милях впереди “Инфлексибла” была образована завеса из 12 эсминцев.
Но как потом выяснилось, ~ в час ночи 20 августа крейсера Сушона прошли в четырёх милях за кормой “Уорриора” — концевого корабля отряда Милна.
Перед рассветом Милн связался по радио с Адмиралтейством и попросил воздействовать на итальянцев, чтобы они послали свои корабли в Отрантский пролив, а так же сообщить Ляпейрэру, что Сушон возможно возвращается в западную часть Средиземного моря.
Около 5 часов утра англичане слышали радиопереговоры германцев (в это время Сушон просил Берлин направить пароход с углём к острову Денуса).
В 5.00 кэп. Г. Келли — командир крейсера “Глостер”, который вместе с “Озирисом” уже подходил к Ла-Валетте — доложил, что на переходе от Отрантского пролива до Мальты, он не видел германских кораблей.
В 7 часу к отряду Милна присоединились крейсера “Чатэм” и “Веймот”, затем и “Глостер”.
В 7.00 Милн направил лёгкие крейсера с восемью эсминцами на поиск противника в восточном и юго-восточном направлениях.
Около полудня, “Глостер”, шедший с эсминцами “Сэвейдж” и “Скорпион” в секторе OSO, обнаружил отряд Сушона в 180 милях к востоку от Мальты. Германские крейсера увеличили скорость до 25 узлов и попытались оторваться от преследователей.
Получив донесение Келли, отряд Милна в 12.10 лёг на курс SO.
К 2 часам пополудни на помощь “Глостеру” и его эсминцам подошли ещё “Чатэм” и “Веймот” с четырьмя эсминцами. Затем все шесть эсминцев предприняли несколько попыток торпедных атак крейсеров противника, которые были легко отбиты германцами.
К вечеру на эсминцах стало заканчиваться топливо и в 18.00 они были отпущены на Мальту.
К 9 часам, не выдержав гонки, отстал “Веймот”, но два других британских крейсера продолжали преследование.
В темноте наступившей ночи германцы несколько раз безуспешно пытались оторваться от противника.
Наконец, в 01.40, резко свернув за остров Фолегандрос, германские крейсера устроили засаду – внезапно открыли огонь по британским кораблям с дистанции менее 20 каб. Британцы сразу же отвернули за другую сторону острова (при этом головной “Глостер” получил несколько попаданий 15- и 10,5-см снарядами, которые, впрочем, не причинили существенных повреждений). А “Гёбен” и “Бреслау” скрылись за другими близлежащими островами.
Около 8 часов утра 21 августа крейсера Сушона вошли укромную бухту на восточном берегу острова Денуса, где их уже ждал пароход с углем, высланный из Афин германским атташе. (По приходе в эту бухту на “Бреслау” было всего 170Т угля!)
“Глостер” и “Чатэм” оставались у восточной оконечности Фолегандроса до 6 часов утра, когда сюда подошёл отряд Милна (“Инфлексибл”, четыре броненосных крейсера и “Веймот”).
Британский главнокомандующий, не зная где укрылись германцы, а также полагая, что они собираются угрожать Александрии и Суэцкому каналу, решил блокировать проходы из Эгейского моря в Средиземное. “Инфлексибл” вместе с крейсерами Трубриджа пошёл в пролив Касос. “Веймот” был направлен в пролив Карпатос, а “Глостер” и “Чатэм” – соответственно в проливы Китера и Антикитера.
В 6.00 22.08 “Гёбен” и “Бреслау” вышли из бухты острова Денуса и направились на север. В 19.00 того же дня германские корабли встали на якорь у мыса Геллес при входе в Дарданелльский пролив.
В полдень 23 августа Милну сообщили с Мальты, что германские крейсера находятся уже в Чанаке.