Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: 123hjkl, Фрерин, тухачевский, Мышонок

Великая война в МГД

Ответить
Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Великая война в МГД

Мир Государственной Думы (МГД)

Средиземное море.

4 августа австро-венгры объявили о блокаде контролируемого сербами порта Дураццо и в тот же день крейсер “Кайзер Франц Йозеф I” впервые обстрелял его причалы и сооружения.

11 августа германские крейсера “Гёбен” и “Бреслау”, стоявшие до того в Поле, загрузились в Триесте углем до полного запаса и направились в западную часть Средиземного моря.

Утром 14 августа (т. е. всего через 1,5 суток после объявления войны) австро-венгерский флот атаковал сразу три итальянских военных порта.

Около 5.00 перед Анконой появился отряд австро-венгерских кораблей в составе двух БрКр (“Санкт Георг” и ”Кайзер Карл VI”), Кр “Асперн” и девяти миноносцев типа “Кайман”. Держась на дистанции, превышающей дальность огня береговых батарей, броненосный крейсера более часа обстреливали порт и город. Были нанесены повреждения ряду береговых сооружений, в т. ч. причалам и ж. д. мосту.

В это же время другой отряд австро-венгров (6 ЛК типов “Эрцгерцог” и “Габсбург”, Кр “Сигетвар” и 9 миноносцев типа “Кайман”) подошёл к Бриндизи. Сначала линкоры своим огнём подавили береговые батареи, а затем в течение двух часов обстреливали находящиеся в порту итальянские военные корабли (крейсер, минный заградитель, четыре миноносца и две подводные лодки).

В результате, существенные повреждения получили крейсер “Этрурия”, один миноносец (“15OS”) и подводная лодка “Нерейде”, которая пыталась выйти из гавани для атаки австро-венгерских кораблей. Разрушена также часть портовых сооружений.

Около 7.00 в Валонский залив вошла группа австро-венгерских кораблей — три ЛК типа “Монарх”, БрКр “Кайзерин унд Кенигин Мария Терезиа”, два Кр (“Кайзер Франц Йозеф I” и ”Цента”), 10 миноносцев типов “Кайман” и “Т”. Линкоры открыли огонь по итальянскому броненосцу “Энрико Дандоло”, стоявшему на рейде Валоны. Уже через 40 минут, превращённый в развалины “Дандоло” выбросился на берег и прекратил стрельбу. Линейные корабли австро-венгеров получили около 15 попаданий 10” снарядов (наиболее серьёзное повреждение – выход из строя машины на “Монархе”).

В заливе находились ещё 4 итальянских военных корабля – один эсминец и три миноносца. Из них два миноносца (“Габбиано” и “Пелликано”) были затоплены своими командами прямо у стенки. Остальные пытались прорваться в открытое море, но миноносец “16OS” был потоплен огнём австро-венгерских крейсеров, а эсминец “Дардо” – сильно повреждён и тоже выбросился на берег.

В 10 часов австро-венгры покинули Валонский залив, уводя два итальянских парохода, захваченных в гавани. Перед уходом они подорвали торпедой корму “Энрико Дандоло” и артогнём подожгли на берегу склад итальянской армии.

В этот же день произошло ещё одно столкновение между противниками.

Накануне вечером из Таранто вышли три минных заградителя и миноносец с 290 минами на борту. Эти корабли должны были установить минное заграждение на входе в залив Валоны и у острова Сасено. Их сопровождали корабли 4-й дивизии к.-адм. Каньи — четыре БрКр типов “Пиза” и ”Сан Джордже”, крейсер “Марсала” и четыре эсминца типа “Сольдато”.

На рассвете 14 августа в Отрантском проливе (~ 30 миль к юго-западу от Валоны) итальянский отряд встретился с главными силами австро-венгерского флота — 6 ЛК типов “Тегетгоф” и ”Радецки”, два Кр (“Зайда” и “Адмирал Шпаун”) и 18 ЭМ типов “Татра” и “Хусар”, которые осуществляли общее прикрытие операции против портов противника.

Последовала короткая перестрелка между “Марсалой” и “Зайдой”, а затем, отряд Каньи полным ходом направился обратно в Таранто. Австро-венгры особо его не преследовали и итальянцам удалось уйти без потерь и повреждений.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Выполняя указание пр..

Средиземное море.

Выполняя указание правительства (см.), главнокомандующий французской 1-й морской армией в.-адм. О. Буэ де Ляпейрэр в 5 часов утра 15 августа вывел из Тулона свою дивизию, обе линейные эскадры и лёгкие дивизии с шестью эскадрильями миноносцев и направился в Адриатическое море. Однако утром следующего дня, проходя уже между Сардинией и Тунисом, он получил приказ срочно возвращаться обратно, т. к. в ближайшие часы ожидалось объявление Германией войны Франции.

Крейсера германской Средиземноморской дивизии 16 августа грузили уголь в испанском порту Аликанте.

Вечером 17 августа они находились юго-западнее о. Мальорка, когда флагман дивизии к.-адм. В. Сушон получил из Берлина сообщение о том, что война с Францией началась, и неожиданный приказ – немедленно идти в Константинополь. Однако, германский адмирал решил всё-таки не отступать от довоенного плана и “по пути” атаковать французские североафриканские порты. Крейсера разделились – “Гёбен” направился к Алжиру, а “Бреслау” – к Филиппвилю.

Днём 17 августа, когда французский флот вернулся в Тулон, Ляпейрэр получил сведения о том, что германские крейсера находятся в Аликанте. Затем было передано извещение о начале войны с Германией и в 17.00 командующий морской армией отдал приказ о выдвижении части сил 2-й эскадрильи подводных лодок из Орана на восток – в Алжир и Филиппвиль. В 19.00 по его указанию вышли в море (из Орана) и четыре броненосца дивизии Гепратта.

К середине августа британское Адмиралтейство не имело точных сведений о местонахождении германских крейсеров в Средиземном море. Предполагалось, что они могли находиться у западного побережья Италии либо у Балеарских островов.

Англичане опасались, что с началом войны эти крейсера уйдут в Атлантику для действий на океанских коммуникациях. Поэтому в 10 часов вечера 16 августа, по приказу адмиралтейства, из Мальты в Гибралтар вышел отряд кораблей в составе линейных крейсеров “Индомитэбл”, “Индефатигэбл” и лёгкого крейсера “Даблин” под общим командованием кэп. Ф. Кеннеди (командир “Индомитэбла”).

Кроме того, в тот же вечер, командующий Средиземноморским флотом адм. сэр А. Милн отправил “для наблюдения за Отрантским проливом” другой отряд кораблей – к.-адм. Э. Трубриджа (четыре броненосных крейсера, лёгкий крейсер “Глостер” и восемь эсминцев).

На следующий день были установлены дозоры в Тунисском проливе и между островами Пантеллерия и Сицилия (соответственно крейсера “Веймот” и Чатэм”).

Когда стало известно, что германские крейсера находятся в западной части Средиземного моря, отряд Трубриджа был возвращён обратно в Ла-Валетту. Только “Глостер” получил приказ конвоировать пароход “Озирис”, который должен был перевезти из Шкодера на Мальту батальон Уорикширского полка.

“Гёбен” и “Бреслау” подошли к североафриканским портам около 6 часов утра 18 августа.

В Алжире французских военных кораблей не было вовсе, а в Филиппвиле находился только один старый миноносец “Форбэн”. Мобилизация береговой артиллерии ещё не была закончена – в Алжире могла вести огонь только одна батарея 270-мм береговых мортир, в Филиппвиле – батарея (тоже одна) 220-мм крепостных мортир. Но в обоих портах уже стояли под погрузкой транспорты, предназначенные для перевозки “Армии Африки” в метрополию.

Однако, германцы очень спешили. Крейсера выпустили по 10-12 залпов из 10,5-см и 15-см орудий (повреждения судов и береговых сооружений оказались незначительными), а затем быстро отошли в северо-западном направлении. Как только берег скрылся из виду, германские корабли направились на восток.

Рано утром 18 августа французский флот снова вышел в море. Главнокомандующий разделил его на две группы. Первая, под командованием в-адм. П. Шошепра, включавшая броненосец “Жан Бар”, 1-ю линейную эскадру и 1-ю лёгкую дивизию с миноносцами (всего 7 ЭБр, 4 БрКр и 12 ЭМ), пошла к Алжиру, а вторая, под непосредственным командованием Ляпейрэра, состоявшая из дивизии главкома, 2-й линейной эскадры, 2-й лёгкой дивизии и трёх эскадрилий миноносцев (всего 7 ЭБр, 3 БрКр, 1 Кр и 18 ЭМ), направилась к Филиппвилю.

В 3 часа дня 19 августа отряд Кеннеди пришёл в Гибралтар.

В тот же день, около 5 часов вечера (к этому времени Германия и Британия уже находились в состоянии войны) корабли Сушона, шедшие на восток со скоростью в 14 узлов, были обнаружены крейсером “Чатэм” в 35 милях к северу от о. Пантеллерия.

Германские крейсера сразу же изменили курс повернув на юг, и развили скорость в 24 узла. “Чатэм” следовал за противником на расстоянии ~ в 60 каб. Около 8 часов вечера к нему присоединился “Веймот”.

Получив донесение командира “Чатэма”, Милн через час вышел из Ла-Валетты на “Инфлексибле” с четырьмя крейсерами Трубриджа и шестнадцатью эсминцами Куда.

В 21.40 войдя “в тень” острова Лампедуза германские корабли снова резко изменили курс и опять пошли на восток. Британские лёгкие крейсера в темноте потеряли врага.

Милн в это время находился в 60 милях к OSO от Лампедузы. Получив сообщение от Друри-Лау (командира “Чатэма”) о потере контакта, Милн решил, что германские крейсера прорываются в Адриатику и в 22.10 повернул свои корабли обратно – на генеральный курс NO. В двух милях впереди “Инфлексибла” была образована завеса из 12 эсминцев.

Но как потом выяснилось, ~ в час ночи 20 августа крейсера Сушона прошли в четырёх милях за кормой “Уорриора” — концевого корабля отряда Милна.

Перед рассветом Милн связался по радио с Адмиралтейством и попросил воздействовать на итальянцев, чтобы они послали свои корабли в Отрантский пролив, а так же сообщить Ляпейрэру, что Сушон возможно возвращается в западную часть Средиземного моря.

Около 5 часов утра англичане слышали радиопереговоры германцев (в это время Сушон просил Берлин направить пароход с углём к острову Денуса).

В 5.00 кэп. Г. Келли — командир крейсера “Глостер”, который вместе с “Озирисом” уже подходил к Ла-Валетте — доложил, что на переходе от Отрантского пролива до Мальты, он не видел германских кораблей.

В 7 часу к отряду Милна присоединились крейсера “Чатэм” и “Веймот”, затем и “Глостер”.

В 7.00 Милн направил лёгкие крейсера с восемью эсминцами на поиск противника в восточном и юго-восточном направлениях.

Около полудня, “Глостер”, шедший с эсминцами “Сэвейдж” и “Скорпион” в секторе OSO, обнаружил отряд Сушона в 180 милях к востоку от Мальты. Германские крейсера увеличили скорость до 25 узлов и попытались оторваться от преследователей.

Получив донесение Келли, отряд Милна в 12.10 лёг на курс SO.

К 2 часам пополудни на помощь “Глостеру” и его эсминцам подошли ещё “Чатэм” и “Веймот” с четырьмя эсминцами. Затем все шесть эсминцев предприняли несколько попыток торпедных атак крейсеров противника, которые были легко отбиты германцами.

К вечеру на эсминцах стало заканчиваться топливо и в 18.00 они были отпущены на Мальту.

К 9 часам, не выдержав гонки, отстал “Веймот”, но два других британских крейсера продолжали преследование.

В темноте наступившей ночи германцы несколько раз безуспешно пытались оторваться от противника.

Наконец, в 01.40, резко свернув за остров Фолегандрос, германские крейсера устроили засаду – внезапно открыли огонь по британским кораблям с дистанции менее 20 каб. Британцы сразу же отвернули за другую сторону острова (при этом головной “Глостер” получил несколько попаданий 15- и 10,5-см снарядами, которые, впрочем, не причинили существенных повреждений). А “Гёбен” и “Бреслау” скрылись за другими близлежащими островами.

Около 8 часов утра 21 августа крейсера Сушона вошли укромную бухту на восточном берегу острова Денуса, где их уже ждал пароход с углем, высланный из Афин германским атташе. (По приходе в эту бухту на “Бреслау” было всего 170Т угля!)

“Глостер” и “Чатэм” оставались у восточной оконечности Фолегандроса до 6 часов утра, когда сюда подошёл отряд Милна (“Инфлексибл”, четыре броненосных крейсера и “Веймот”).

Британский главнокомандующий, не зная где укрылись германцы, а также полагая, что они собираются угрожать Александрии и Суэцкому каналу, решил блокировать проходы из Эгейского моря в Средиземное. “Инфлексибл” вместе с крейсерами Трубриджа пошёл в пролив Касос. “Веймот” был направлен в пролив Карпатос, а “Глостер” и “Чатэм” – соответственно в проливы Китера и Антикитера.

В 6.00 22.08 “Гёбен” и “Бреслау” вышли из бухты острова Денуса и направились на север. В 19.00 того же дня германские корабли встали на якорь у мыса Геллес при входе в Дарданелльский пролив.

В полдень 23 августа Милну сообщили с Мальты, что германские крейсера находятся уже в Чанаке.

Ответить