Проигрыш войны в Эльзасе заставил императора Фридриха искать стабильную опору для противостояния Бургундии, и он нашёл её в Юго-Западной Германии, где и князья, и города с большой опаской смотрели на продвижение Карла Смелого.
Традиционной формой политической деятельности имперских городов в масштабах отдельных земель и империи были городские союзы. Последним самостоятельным (без участия феодалов) объединением имперских городов явился Швабский союз городов, не прекращавший своего существования после битвы при Деффингене, хотя и потерявший былое могущество. В 30-40-е годы XV в. в Союз входили Нордлинген, Швебиш-Халл, Гмюнд, Ульм, Роттвейль, Кемптен, Динкельсбюль, Донауверт, Гинген, Аален, Бопфинген, Ротенбург, Таубер, Кауфбойрен, Мемминген, Лейткирх, Аугсбург и Нюрнберг. Он защищал торговые пути от разбоя, используя военные отряды городов, а также пытаясь заключать соглашения с отдельными князьями. Последние пошли на прямую конфронтацию с имперскими городами. Так называемая городская война 1449-1450 гг. не представляла собой совместно организованной и проведенной военной акции князей германского Юго-Запада, но различные локальные конфликты, вызванные территориальными претензиями отдельных князей или их желанием заставить имперские города поделиться своим богатством, привели к серьёзному поражению даже крупнейших городских общин. Права и привилегии городов остались в целом в неприкосновенности, но самостоятельных политических акций они после городской войны не предпринимали.
Несмотря на отсутствие в Швабии единой княжеской власти и признание за всей её территорией непосредственного имперского подчинения, города оказались в окружении княжеских земель. Владения крупных дворян, хотя и многочисленные, существенного политического значения не имели. В частности, финансовое благосостояние Аугсбурга могло быть подорвано недружественной политикой Баварии, имевшей возможность закрыть дорогу на Венецию, а Эсслинген находился в зависимости от Вюртемберга, способного блокировать городскую торговлю. Регенсбург к концу XV в. превратился в анклав внутри Баварского герцогства, от которого зависело также удачное проведение нюрнбергских ярмарок. В этих условиях города рассматривали непосредственное имперское подчинение как гарантию от притязаний князей.
Агрессивная политика Бургундии, захватившей Верхний Эльзас и Лотарингию, не могла не беспокоить руководителей швабских городов: поэтому они были вынуждены оплачивать войны Габсбургов. Возобновились попытки возродить Швабский союз городов – в 1477-1478 гг. были достигнуты соглашения между Ульмом, Гмюндом, Меммингеном, Изни, Лейткирхом, Биберахом и Ааленом о союзе на четыре года. Но самостоятельные действия городов были невозможны. Новое объединение могло возникнуть только при участии и поддержке князей Юго-Западной Германии, тем более что городам предстояло вступить в конфликт с бургундскими союзниками – герцогами Баварии. Существенной в этих условиях была позиция императора.
Габсбурги же стремились укрепить свое положение на германском Юго-Западе и проводили антибургундскую и антибаварскую политику. Другие князья тоже были обеспокоены усилением Бургундии и Виттельсбахов. Произошло то, что можно назвать благоприятным стечением обстоятельств, и в 1478 г. под эгидой императора и под его давлением был образован Швабский союз.
Образование Швабского союза имело конкретные политические причины, связанные с политикой Габсбургов в Юго-Западной Германии. Их наследственные владения представляли собой совокупность нескольких элементов: Форальберг (территория к западу от Альберга до Боденского озера, находящаяся в непосредственном подчинении инсбрукского регимента), некомпактно расположенные домениальные владения в Швабии до Шварцвальда, отдельные фогтства и несколько сеньорий, где Габсбурги имели высшую юрисдикцию, а также Передняя Австрия. Все эти территории принадлежали Габсбургам как территориальным князьям.
После поражения в Эльзасе в 1477 положение Фридриха резко ухудшилось. Сигизмунд, ставший большим должником Виттельсбахов, начал проводить пробаварскую политику даже тогда, когда бургундская угроза усилилась. Продолжение борьбы с ней было возможно если не при поддержке, то хотя бы при дружественном нейтралитете князей и при финансовой помощи городов. Требовался политический шаг, который удовлетворил бы и тех, и других.
8 мая 1478 г. Фридрих III издал указ о земском мире. Обязанность поддерживать мир и право проследовать и судить его нарушителей предоставлялись князьям. Защита мира в подчиненной непосредственно императору Швабии должна была стать прерогативой межсословного политического объединения – Швабского союза.
Основой ландфрида было равноправие как равное право на сохранение и использование вольностей и привилегий. Только так можно трактовать понятие "равенство" применительно к межсословному средневековому объединению, в которое вошло дворянское Общество, побуждаемое императором.
Необходимость поддержания мира, непосредственное имперское подчинение швабских дворян и городов – всё это было аргументами императорского комиссара, графа Гауга фон Верденберга, выступившего перед представителями сословий Швабии 28 июня 1478 г. Через месяц появился первый документ нового объединения, в котором были изложены цели и принципы организации союза. Главной задачей объявлялось поддержание земского мира, а в основу деятельности были положены принципы, сформулированные в «Союзном письме» 1463 г. Общества Щита Св. Георгия. В сентябре 1478 г. вновь начались переговоры между представителями городов и дворянства в Эсслингене. 4 октября 1478 г. император издал мандат, предписывавший дворянам и городам создать объединение для поддержания земского мира в Швабии. 9 октября сословия постановили принять в Союз австрийского эрцгерцога. Император мог вступить в Союз только как владетель замка в Швабии. Одновременно предполагалось принять графа Эберхарда Вюртембергского, маркграфа Баденского, епископов Аугсбурга и Констанца.
2 января 1479 г. о желании примкнуть к Швабскому союзу заявили города Нордлинген, Динкельсбюль, Швебиш-Халл. Но оформление Союза задерживалось, что вызвало недовольство императора, издавшего 21 января новый мандат. 27 января о вступлении заявил эрцгерцог Сигизмунд Габсбург, а 5 февраля – граф Эберхард Вюртембергский. 9 марта в Эсслингене состоялся съезд швабских имперских городов, принявший решение о создании союза городов. 17 марта аналогичный съезд был проведён Обществом Щита Св. Георгия. В этот же день императорский комиссар Гауг фон Верденберг оформил соглашение между городским и дворянским объединениями. 31 марта граф Эберхард признал власть руководства Союза во всех делах этой организации, что являлось основным условием его приёма в новое объединение. 15-16 апреля в Ройтлингене был проведён первый съезд Швабского союза, принявший его устав. На предварительном совещании 13 апреля был решён вопрос о союзном войске. Союзное войско (12 тыс. пехотинцев и 1200 конных воинов) должно было содержаться за счёт всех членов Союза. Эрцгерцог, граф Вюртемберга, дворянское Общество и союз городов обязывались поставлять по четвёртой части общего контингента. Устанавливалось равенство трех капитанов – от городов, князей и дворянства. Это и было "равенство" всех членов Союза.
Первоначально в Союз вошло двадцать имперских городов Швабии. В апреле 1480 г. к ним присоединились Аугсбург, Гейльбронн, Ворт, Вимпфен, а в 1481 г. – Нюрнберг и Виндсхейм. В 1479 г. в Союзе было два князя, а в уже 1481 – шесть
На основании предписаний общесоюзных собраний, касавшихся военной организации Союза, можно заключить, что во все периоды его истории князья выплачивали большую часть взносов, несли самые значительные расходы. Но подведение финансового баланса Швабского союза показало, что образовалась задолженность князей.
В первые годы существования Союза его развитие определялось противодействием швабских городов, франконских епископов, маркграфа Бранденбургского, маркграфа Баденского, некоторой части швабского дворянства территориальной экспансии короля Бургундии. В ходе борьбы подавляющее большинство князей Юго-Западной Германии сплотилось вокруг Швабского союза. Большое значение имел договор в Халле 11 апреля 1480 г., заключенный между архиепископом Майнцским, эрцгерцогом Сигизмундом, маркграфами Бранденбурга и Бадена, графом Вюртемберга, Согласно договору князья образовали самостоятельный военный союз, не подчиненный мандатам императора. Месяц спустя в Эсслингене все члены организации приняли решение о неподчинении мандатам императора, враждебным Швабскому союзу.
Швейцарцы давно были головной болью Габсбургов, они постоянно вторгались в их владения в Тироле и Передней Австрии, отказывались платить в имперскую казну, а теперь заключив союз с Бургундией, создали угрозу в любой момент перерезать стратегический для Габсбургов путь из их основных владений в Юго-Западную Германию. В 1480 император, зная, что Карл Смелый вторгнется в Ломбардию и пока будет занят на юге, а тем временем французский король, угрожая вторжением из Шампани, о чём с ним было договорено, скуёт оставшиеся силы Бургундии, решил покорить, или хотя бы заставить отказаться от союза с Бургундией, швейцарцев. К этой войне Фридрих привлёк давних врагов швейцарцев – города и князей Швабского союза.
А тем временем в Швейцарии тоже произошли перемены. В 1477 г. во время похода в Эльзас швейцарцы захватили Базель, бернцы хотели сделать его своим владением, но на союзном сейме (Tagsatzungen) ему был предоставлен статус "приписанной земли" (zugewandte), т.е. под совместным управлением. В 1478 г. конфедераты предприняли поход против Милана и победой при Джорнико обеспечили себе обладание уже принадлежавшей им (собственно Ури) Левентинской долиной. Бургундская война имела весьма крупное значение для Швейцарии, создав её солдатам славу непобедимости, она заставила иностранцев искать в ней наёмников для своих войск. Вместе с тем война внесла в страну идеи внешнего политического могущества, увеличила значение военных и косвенно содействовала уменьшению внутренней безопасности, увеличению числа разбоев и других преступлений. Она же была главной причиной того, что соседние земли стали стремиться к вступлению в Швейцарский союз. Союзники не всегда охотно шли навстречу этим стремлениям. Старые союзники Берна, Фрейбург и Золотурн, принимавшие участие в Бургундской войне на стороне швейцарцев (т.е. сначала против Бургундии, а потом за), в 1477 г. обратились с соответственной просьбой, но она была сначала отвергнута, вследствие нежелания первоначальных кантонов; причина нежелания лежала по отношению к Золотурну – в распре между ним и Унтервальденом, по отношению к Фрейбургу – во французском, следовательно, иностранном характере его населения. Желавшие союза земли, в том числе Люцерн, заключили с Фрейбургом и Золотурном отдельный договор, что грозило междоусобной войной: первоначальные кантоны ссылались на договор 1332 г., не предоставлявший Люцерну права сепаратных договоров, а подвластные Люцерну сельские области хотели воспользоваться случаем, чтобы свергнуть его власть. До войны, однако, дело не дошло.
В Стансе был созван сейм, где примирительную роль сыграл унтервальденец Николас Флюе; отдельный договор городов с Фрейбургом и Золотурном был уничтожен, и вместо старых отдельных договоров (до этого времени Цюрих, Берн и Гларус не имели договоров между собой и были связаны друг с другом только через посредство первоначальных кантонов) был заключён новый, общий для всех 10 земель на равных и одинаковых для всех основаниях (Станское соглашение). В договор вошли, в обобщённом для всех земель виде, все существенные постановления о земском мире, юрисдикции судов и прочее из «Поповской хартии». Заключение новых сепаратных договоров не было, однако, запрещено, и они заключались в большом числе. Со времени Станского соглашения союзники считали окончательно расторгнутой свою связь со Священной Римской империей и смотрели на себя как на совершенно отдельную европейскую державу.
В апреле 1480 г. было принято решение о мобилизации сил Союза. Его военная организация по-прежнему не имела определенной структуры. Войска князей и курфюрстов не были подчинены руководству Союза. Дворянские отряды собирались по четвертям, городские – в разных местах. Всего назначалось двенадцать пунктов сосредоточения воинских контингентов, находившихся под командованием капитанов. В мае план обороны против возможного нападения был утвержден окончательно, и тогда же общесоюзный съезд определил характер помощи Фридриху. Император мог рассчитывать на поддержку Союза только как один из князей в связи с угрозой наследственным землям Габсбургов. Но, с другой стороны, послы, уполномоченные съездом, должны были сообщить императору, что война со Швейцарией является общеимперским делом, поэтому недопустимо перекладывать все расходы на Союз. Городское руководство Швабского союза подчеркнуло региональное, а не общеимперское значение организации.
Дело ускорилось после получения французских субсидий. В мае 1480 г. в Союз вступил Констанц, обязавшийся выплачивать 50 гульденов налога, поставить в случае войны 10 конных воинов и принимать участие наравне со всеми в возможных конфликтах со Швейцарией. Руководители последней активизировали переговоры с Карлом Смелым. На опасность бургундско-швейцарского сближения указал Фридрих в своем послании Швабскому союзу, отметив, что под угрозой будут находиться земли в Юго-Западной Германии, а не только Передняя Австрия. 20 января 1481 г. Союз объявил в Констанце войну швейцарцам.
Шесть дней спустя было составлено официальное объяснение причин войны. Было объявлено, что решение принято в силу союзных обязательств перед императором как эрцгерцогом Австрии, права и привилегии которого ущемлены в Хурском епископстве и Граубюндене сближавшимися с Конфедерацией. Предполагалось выделить Фридриху 2 тысячи пеших воинов под командованием четырёх советников Союза (два от дворянства, два от городов). Об участии князей речь не шла. Впервые была сделана попытка создать единое коллегиальное военное командование войсками Союза. Князья или их комиссары в этом органе не были представлены.
К середине февраля стало ясно, что, несмотря на сбор ополчения, вести войну очень тяжёло. По сообщениям городских представителей, отдельно набранные отряды были разъединены. Князья только обещали послать свои контингенты, но ни один из них не прибыл сам. Отсутствие разведывательных данных привело к заниженной оценке численности войск противника – к концу февраля швейцарцы сумели выставить 11 тысяч кнехтов.
В марте командующим имперскими войсками был назначен один из крупнейших швабских дворян, граф Генрих фон Фюрстенберг, но Ганс Унгельтер сообщил Эсслингену, что союзный съезд попросил заменить его князем. В середине апреля в войска прибыл маркграф Альбрехт Ахилл Бранденбургский, которому следовало предоставить 20 тысяч воинов (не было выполнено), с необходимыми полномочиями.
В конце мая – начале июня имперские войска, насчитывавшие 12 тысяч пеших и всего 600 конных воинов, сумели нанести серьезные потери швейцарцам. По показаниям пленных, в войсках Конфедерации начался голод. Плохо обстояли дела со снабжением и в имперском лагере – Ганс Унгельтер жаловался на отсутствие пушек, боеприпасов.
Летом 1481 г. война вступила в завершающую фазу. В середине июня состоялся съезд Союза в Иберлингене. Капитаны и советники городов и дворянства вновь напомнили императору, что война – дело не только Союза, но и всей империи, поэтому следует потребовать помощи от князей. В начале августа Унгельтер сообщил, что руководство Союза предоставит 12 тысяч человек, но города согласились выставить не более одной пятой части этого контингента. Князья же заявили, что обложены сверх меры.
Из-за нежелания нести расходы, и неслаженности своих членов, войска Швабского союза были разбиты в нескольких битвах, особенно на речке Бирсе (в кантоне Берн). К 12 августа герцог Вюртемберга, маркграфы Бадена и Бранденбурга покинули район боевых действии, уведя и свои отряды. Тогда же пришло сообщение, что миланские войска разбиты бургундской армией. Война закончилась безрезультатно. Император, при посредничестве базельского епископа Каспара цу Рейна, заключил Константцский мир; империя отказалась от всяких притязаний на подати со Швейцарии, на военное и судебное верховенство над ней.
Швабский Союз выступил в ходе военных действий как организация, координировавшая деятельность городов и, в меньшей степени, дворянства. Воинские отряды князей не подчинялись органам Союза, руководство в котором принадлежало представителям городов, подчеркивавшим не имперский, а земельный характер организации.
После поражения в войне со Швейцарией военная организация Швабского союза была реформирована. Согласно уставу Союза 1482 г. была введена должность командующего войсками организации во время войны, на которого возлагалась ответственность за поддержание дисциплины, наём обученных кнехтов и т.п. Три капитана (по одному от городов, князей, включая Габсбургов, и дворянства) и 21 советник должны были контролировать его деятельность. Совет Союза (бундесрат) не имел права заканчивать войну без разрешения общего съезда.
Главным элементом обновленного Союза выступили города. Они диктовали условия дворянам, они же рассматривали послания герцога Вюртемберга, маркграфа Бадена, архиепископа Трира, маркграфа Бранденбургского и определяли размеры союзных налогов, устанавливаемых для князей, выразивших желание вступить в Союз. Особо оговаривалось, что за князьями сохраняется право на заключение любых других договоров и союзов при условии, что они не повлекут уменьшения размеров их взносов в пользу Швабского союза.