Падение Константинополя в конце V в. (обещанный презент Смельдингу) ¶
Таймлайн основывается на событиях гражданской войны в Империи в середине 80-х гг. Произвол имеет место быть, однако такого варианта развития событий исключать нельзя.
Развилка — весна 484 г., Средняя Азия.
Некий кушан сообщил шахиншаху Перозу о том, что эфталиты готовят для его армии ловушку — волчьи ямы. Пероз принял информацию к сведению, совершил глубокий охват войска противника и нанес эфталитам сокрушительное поражение. Их царь погиб; немногие спаслись бегством, большинство же сдалось в плен и признало себя вассалами Царя Царей.
Пероз был великодушен и предложил побежденным искупить вину кровью на Западных рубежах державы Сасанидов. А заодно и обогатиться.
Тем временем, в Римской Империи шла война между императором Зеноном и незаконным претендентом исаврянином Иллом, объявившим себя императором в Антиохии. Еще ранней весной Пероз получил просьбу о помощи со стороны Илла и пообещал разобраться с вопросом после войны с эфталитами (факт РИ). Чем это все закончилось в текущей реальности всем известно, ну а здесь...
Пероз послал в помощь Иллу 25 тысяч пленных эфталитов и небольшой контингент собственно персидских войск. Объединенная армия смогла в сражении при Иконии в ноябре 484 одержать победу над силами лучшего полководца Зенона Иоанна Скифа при Иконии. Весь восток оказался в руках Илла. Последний стал представителем и знаменем партии халкидонитов-ортодоксов, резко недовольных "Генотиконом" Зенона и патриарха Акакия, которое они посчитали капитуляцией перед Александрией и монофизитами.
В течение 485 года Илл и его соратник Леонтий разбили двух военных магистров Зенона — Иоанна и Теодориха Амала и установила контроль над всей Малой Азией. Взамен Пероз I получил все имперские территории к востоку от Евфрата. Илл предложил и еще большие территориальные уступки плюс контрибуцию персидскому шаху, если он поможет ему вернуть константинопольский трон. Хотя Илл и вышел к Халкидону, достаточного количества плавсредств для перевозки армии и наемников через Босфор у него не было.
Между тем, грозные события назревали на Балканах. Теодорих, король остготов увидел слабость имперского двора и начал военные действия во Фракии, завершившиеся осенью 485 года падением Адрианополя. Ситуация для Зенона сложилась аховая, спасало его только то, что Илл нажил себе при дворе слишком много врагов — и видеть его на престоле не хотел никто из знати Города.
Кампания 486 года не принесла успеха ни одной из сторон, и тогда Илл решился на отчаянный шаг. Константинополь издавна завсиел от поставок хлеба из Египта и разрыв этой цепочки мог сделать положение города уязвимым изнутри. Однако у Илла не было сил для захвата богатейшего диоцеза, и он попросил Пероза вновь ему помочь. Почувствовав, что ставки в игре становятся высоки как никогда, Царь Царей двинул на Египет отборный 20-тысячный корпус, который к маю 487 года обосновался в Александрии и поставил Зенона на грань краха.
Одновременно Теодорих выставил Зенону новые, поистине кабальные условия договора, потребовав не только новых земель во Фракии и Элладе, но и дополнительной дани, на которую в казне банально не было денег. Поэтому Зенон отправил своих лучших дипломатов и наемников с целью либо убить Теодориха, либо перекупить его офицеров не только деньгами, но и высокими постами в восточноримской армии. Однако каким-то образом заговор дошел до Теодориха; король жутко разгневался, однако убивать послов не стал, отправив их восвояси и открыв вместо этого боевые действия против Империи. Зенон, узнав, что миссия его агентов сорвалась, пребывал в состоянии аффекта. Придя в себя он запросил помощи у итальянского владыки Одоакра и короля вандалов Гунериха. Последний с 30-тысячным германо-мавританским войском прибыл в Грецию в октябре 487, потерпел поражение от Теодориха при Пеле, и как подобает истинному вандалу, напрочь разорил на обратном пути Эпир и Элладу.
Паралич власти достиг Константинополя, где взбунтовался народ. После скачек на Ипподроме голодная и разъяренная толпа прорвалась сквозь ряды гвардейцев к Зенону и растерзала его. Обезглавленный труп бывшего императора еще несколько дней таскали по городу. Власть перешла к императрице Ариадне, которая при помощи Сената провозгласила новым василевсом Анастасия, из схолы силенциариев. Тот сумел на какой-то период навести порядок в городе и окрестностях. Главным его успехом стала ликвидация Илла, который высадился под стенами города с многочисленной армией. Анастасий и его помощник, сын небезызвестного Аспара Эрманарих, предприняли контрудар по лагерю узурпатора, в результате которого последний был убит, а войско, потеряв управление бежало через пролив и провозгласило своим новым императором Леонтия.
В начале 488 г. коллапс Империи вошел в финальную стадию. Одоакр объявил войну Теодориху и двинулся в Иллирик. На первых порах ему удалось захватить инициативу и разбить остготов при Сирмии. Казалось, Империя спасена. Однако на помощь Теодориху пришел вестготский король Эврих, в июле того же года вторгшийся в Северную Италию. Два готских вождя взяли Одоакра "в бутерброд" и сокрушили его, вынудив бросить свое войско и бежать в укрепленную Равенну.
В апреле 489 года Теодорих взял Константинополь, сговорившись с Эрманарихом и его ругийскими гвардейцами, убившими Анастасия и совершившими военный переворот. Готы вошли в великую столицу Востока не пролив в бою ни единой капли крови. Диадема и прочие знаки императорской власти были отправлены через пролив к узурпатору Леонтию; сам Теодорих объявил себя "смотрителем" имперского престола.
Итоги — Восточная Римская Империя фактически прекратила свое существование. Пероз, пользуясь тяжелой ситуацией римлян, фактически аннексировал Сирию и Египет "в счет долга", оставив Леонтию лишь Малую Азию и поставив его под свой полный контроль. Никейская Империя образовалась на 700 с лишним лет раньше, но вес в политике имела примерно такой же.
На Балканах от Паннонии до Пелопоннеса сформировалась могучая держава остготов вкоторю позже вошли гепиды, скиры и уногундуры.
Во многих регионах Европы победило арианство; без поддержки Константинополя официальная церковь сильно ослабла. Католичество какнаиболее сильная конфессия 100 лет спустя после указанных событий сохранилась лишь в Италии, Галлии и Малой Азии. В Сирии и Египте победило монофизитство, в Испании, Африке и Иллирике — арианство. Величайшей в мире державой на ближайшие несколько веков стал Сасанидский Иран.
"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)
Но все равно они будут скорее всего "союзниками" (а по факту — вассалами) Сасанидов.