Коллеги хотел бы услышать мнение по наши ВВС, пора признать: на сегодняшний день положение отечественной военной авиации является катастрофическим, причем нет ни малейших намеков на перелом ситуации. Наоборот, она продолжает усугубляться.
Авиационная компонента СЯС РФ на момент распада СССР составила всего 22 Ту-95МС. К концу 90-х, за счет возвращения бомбардировщиков с Украины и из Казахстана, постройки на заводе в Казани 7 Ту-160 она выросла до 15 Ту-160 и 64 Ту-95МС. В «нулевые» ее состав не изменился, был построен 1 Ту-160, который лишь заменил аналогичный самолет, потерянный в результате авиакатастрофы. Однако Ту-95МС устарели морально и физически, их постепенный вывод из состава ВВС начнется в ближайшее время. Количество Ту-160 слишком мало, чтобы компенсировать сокращение других компонентов СЯС, строительство новых, видимо, не предполагается — низкими темпами проводится модернизация существующих машин.
При этом в начале 2007 официальные лица объявили согражданам, что к 2015г. авиационная группировка СЯС будет увеличена до 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Но, повторю, сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов, то есть уменьшение группировки на 29 единиц подается как ее увеличение. Впрочем, из данного заявления можно сделать вывод, что за 8 лет количество Ту-95МС сократится.
Что касается фронтовой авиации, то в 1992-1999 гг. она получила до 100 машин: Ту-22М3, Су-24М, Су-39, Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29С, МиГ-31Б. За 2000-2007 годы для ВВС было закуплено всего 2 новых самолета Су-34, причем об их принятии на вооружение было сообщено в конце 2006 г., однако в строевую часть они поступили лишь в середине 2007г., что свидетельствует о наличии серьезных технических проблем у этой машины. Кроме того, было модернизировано 30-40 Су-27 и Су-25.
В прошлом году ни одного нового самолета ВВС не получили.
Хотя сегодня в ВВС числится — по крайней мере, формально — до 1700 боевых самолетов, есть очень серьезные вопросы по поводу подобных темпов обновления авиационной техники.
Замечу: в наших средствах массовой информации число закупленных образцов новой техники и модернизированных образцов старой техники суммируется и подается как количество новой техники, что абсолютно неправомерно и может именоваться прямой подтасовкой фактов. Подобная методика равносильна тому, как если бы в демографической статистике к количеству рожденных детей прибавлялось количество взрослых, успешно вылеченных от различных болезней, а сумма подавалась в виде прироста населения. Как несложно понять, модернизация, являясь, безусловно, полезным процессом, не обеспечивает бесконечного продления ресурса старой техники и не придает ей принципиально новых боевых возможностей. Модернизация Су-27 до «поколения 4+», «поколения 4++» и так далее вызывает лишь один вопрос: сколько же еще плюсов нарисуют наши замечательные военные пропагандисты?
Даже самый замечательный самолет не может отвечать современным требованиям вечно, первая версия Су-27 появилась в конце 70-х…
Вопросы возникают и по поводу запланированного приобретения 58 истребителей-бомбардировщиков Су-34. Неясно, насколько техническое состояние этого самолета позволяет принять его на вооружение, способен ли ОПК выполнить данную программу, насколько целесообразно закупать именно этот самолет и именно в таком количестве. Ведь Су-34 был создан еще в советское время и представляет собой один из многочисленных вариантов всё того же Су-27. У нас Су-34 только еще должен заменить фронтовой бомбардировщик Су-24, который имелся в составе ВВС РФ в количестве около 500 единиц. С. Иванов, будучи министром обороны, неоднократно заявлял, что 1 Су-34 способен заменить 10 Су-24. Между тем, сравнение тактико-технических характеристик этих самолетов показывает: в реальности 1 Су-34 может заменить в ходе боевого вылета полтора-два Су-24. При этом совершенно очевидно, что цикл наземного обслуживания Су-34 не уменьшился в 10 раз по сравнению с таковым у Су-24, работоспособность экипажа Су-34 также не может повыситься в 10 раз по сравнению с аналогичным показателем экипажа Су-24. Для чего эти выкладки? Резюме: эскадрилья самолетов Су-34 не может сократиться в 10 раз по сравнению с эскадрильей Су-24, то есть до 1-2 самолетов. Для адекватной замены 500 Су-24 требуется 200-300 Су-34, а не 58. Однако приобретение какой-либо другой авиационной техники государственной программой вооружений не предусмотрено — за исключением Як-130, учебно-боевого самолета.
Важнейшим вопросом остаются работы по созданию истребителя пятого поколения. Это единственная в РФ программа создания действительно нового образца вооружений и военной техники — по крайней мере, из тех, что не являются секретными. В США тяжелый истребитель 5-го поколения F-22 поступает на вооружение с 2004 г. Где находимся мы — понять чрезвычайно сложно. 18 января 2007-го тогдашний главком ВВС В. Михайлов заявил, что «в настоящее время начат этап реального проектирования двигателя 5-го поколения». Ну а в Америке «реальное проектирование» двигателя F-119PW-100 началось в 1987 г. Это, безусловно, не отменяет целесообразности работы над программой, поскольку отказ от нее означал бы прекращение существования ВВС и авиапрома РФ и зависимость страны от закупок авиатехники за рубежом, что, разумеется, совершенно неприемлемо. Тем не менее, подобное отставание требует, по-видимому, принятия кардинальных решений.
Состояние авиапарка отечественных ВВС уже является критическим. После катастрофы в Читинской области истребителя МиГ-29, вызванной полным износом его конструкции, командование запретило полеты более 200 машин этого типа из 290, состоящих на вооружении. Их ресурс полностью выработан, самолеты будут списаны. В схожем состоянии находится парк других машин. Судя по всему, сегодня в воздух способно подняться не более 500 машин. Причем имеются в виду все типы самолетов, от стратегических бомбардировщиков до штурмовиков. Это меньше чем у Индии, Египта, Сирии, Турции, обеих Корей, а уж с Соединенными Штатами и КНР лучше даже не сравнивать, чтобы не было мучительно больно. Поскольку, как было сказано выше, новые самолеты в ВВС не поступают, то в самое ближайшее время реальная численность ВВС РФ будет составлять 200-300 машин, то есть страна, обладающая самой большой в мире территорией и самыми протяженными границами, скатится по своей воздушной мощи в число второразрядных стран.
Россия будет сопоставима в этом отношении разве что с натовскими «середняками» типа Голландии или Испании.
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".