Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: veniamin, Reymet_2

Вопрос про долг Российской Империи

Ответить
Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Вопрос про долг Российской Империи

Собственно прост: сколько конкретно должна была Россия Франции/Англии/Бельгии/США на начало 1914 года в процентах от ВВП?

Речь идет только о госдолге, естественно.

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

национальный доход Р..

национальный доход России в 1913м составлял по разным оценкам 16-18 млрд рублей. . ежегодные платежи по внешним займам займам 183 млн руб. госзаймов за границей размещено 4400 млн руб +гарантированных гос — вом займов железных дорог 880 млн руб.

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Э?..

Э?

ЗЫ. Я к тому, что твое сообщение только модераторам видно.

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

fixed..

fixed

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

А конкретно, по стра..

А конкретно, по странам?

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

а этого нету......

а этого нету....

Владыка Континентов
Цитата

Sergey-M пишет: еже..

Sergey-M пишет:

ежегодные платежи по внешним займам займам 183 млн руб.

Т.е. платежи по долгу примерно 1+% от дохода?! Так это не долг

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

VIR пишет: Т.е. пла..

VIR пишет:

Т.е. платежи по долгу примерно 1+% от дохода?! Так это не долг

13.7% государственных расходов в 1913 году уходило на платежи по займам.

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

VIR пишет: Т.е. пла..

VIR пишет:

Т.е. платежи по долгу примерно 1+% от дохода?!

Вообще-то платежи надо считать не от ВВП, а от доходов бюджета

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

Владыка Континентов
Цитата

Леший пишет: 13.7% ..

Леший пишет:

13.7% государственных расходов в 1913 году уходило на платежи по займам.

В Штатах и Канаде ипотека легко давалась, еще в строгие кредитные времена, если платеж по ней не сильно превышал 30% от годового дохода семьи. Был еще один критерий — размер ипотеки = 3 годовых дохода.

Так что 14% это вроде бы ерунда. Особенно, если доход растет.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Вот что у меня валяе..

Вот что у меня валяется уже лет 6..7 Ссылка вроде битая.

http://www.mediatext.ru/docs/5114?page=1

Внешние займы России XVIII-XIX вв.

Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 г. в Голландии. Ставка привлечения составляла 5% годовых. Во второй половине XVIII — начале XIX веков Голландия стала основным кредитором царской России. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны, а окончательно долг был погашен через 76 лет — в 1891 г.

Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы были получены значительные инвестиции, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля иностранного капитала (французского, бельгийского, английского и немецкого) во вложениях в экономику страны достигала 72%. К тому времени относится известная сделка с продажей Аляски. 18 (30) марта 1867 г. был подписан договор с США, по которому Аляска была продана за 7,2 млн. долл. Царская Россия (с Александром II на престоле) не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке. Одновременно Россия очень рассчитывала на американскую поддержку в своей борьбе за ликвидацию невыгодных условий Парижского мирного договора 1856 г. по результатам Крымской войны. Именно поэтому из двух претендентов на Аляску — Англии и США — предпочтение было отдано последним.

Россия привлекала из-за рубежа капиталы в виде государственных займов и частных инвестиций. Эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России заключалась в поддержании экономической независимости и максимально возможного национального обеспечения (самообеспеченность продовольствием, основанная на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающаяся многоотраслевая национальная промышленность; оптимальная транспортная инфраструктура с выходом ко всем окружающим морям; устойчивая и надежно контролируемая кредитно-банковская система и собственная твердая (золотая) валюта; высокопрофессиональные научные и технические кадры). Кроме того, страна занимала лидирующие позиции по экспорту зерна и ряда других товаров.

Российский государственный 5% заем 1906 г.

Заключение этого договора напрямую зависело от внешней политики России в то время. Первая попытка получить большой международный заем с помощью французского правительства восходит к русско-японской войне, когда Россия стала испытывать серьезные финансовые трудности. Правительство Франции, не заинтересованное в продолжении русско-японской войны, тогда отказало в займе. После заключения Портсмутского мирного договора у Франции и Англии возник проект предоставления царской России совместного займа, призванного укрепить ослабевшие узы франко-российского союза, подготовить англо-русское сближение и укрепить позиции царского режима в борьбе с революцией. Единственным условием предоставления займа с французской стороны стала поддержка Россией в “марокканском” споре Франции с Германией. Премьер-министр России С.Ю. Витте сначала отклонил этот проект, рассчитывая заключить соглашение на более выгодных условиях и при участии Германии. Для скорейшего урегулирования марокканского кризиса и решения вопроса с займом С.Ю. Витте предложил созвать международную конференцию, рассчитывая на свою посредническую роль во франко-германском споре. И французский президент Фальер, и германский император Вильгельм II согласились на это предложение, надеясь на поддержку России. Однако обострение франко-германских противоречий и стремление России поскорее получить заем вынудилb царское правительство выступить против Германии и Австро-Венгрии. Таким образом, Альхесирасская конференция (15 января — 7 апреля 1906 г.), собравшая 13 стран, в том числе Францию, Германию, Англию, Россию США, Италию, Испанию и Марокко, имела два исторических результата: решение вопроса с Марокко в пользу Франции и предоставление займа России.

17 апреля 1906 г. был выпущен “Российский государственный 5% заем 1906 г.” на общую сумму 2.250 млн. французских франков. 1.200 млн. было размещено во французских банках, 500 млн. – в российских, 330 млн. – в английских, 165 млн. — австро-венгерских и 55 млн. – в голландских. Первоначально заем составлял 2.750 млн. французских франков, но Германия и США в последний момент отказались от участия. Заключенный на 50 лет заем должен был быть погашен до 1956 г. Россия приняла на себя обязательство не привлекать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте. Кроме того, французское правительство использовало финансовую зависимость России и для изменения в свою пользу франко-российской военной конвенции. В результате в случае войны Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль. Тем самым ограничивалась оперативная свобода российского командования. Кроме того, из конвенции были изъяты пункты о санкциях против Англии.

Российский внешний заем 1906 г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе начала XX века. Он знаменовал важный этап экономического и военнополитического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. По словам С.Ю. Витте, “заем этот был самый большой, который когда-либо заключался в иностранных государствах в истории жизни народов. После франко-прусской войны Тьеру удалось заключить заем несколько больший, но заем этот был по преимуществу внутренний, а нынешний заем был почти целиком распродан за границею. Благодаря ему Россия удержала в целости установленное мною еще в 1986 г. денежное обращение, основанное на золоте; благодаря целостности денежного обращения сохранились в целостности все основания нашего финансового устройства, которые, между прочим, дали возможность России поправиться после несчастнейшей войны и сумбурной смуты или русской революции. Заем этот дал императорскому правительству возможность пережить все перипетии 1906-1910 годов, дав правительству запас денег, которые вместе с войском, возвращенным из Забайкалья, восстановили порядок и самоуверенность в действиях властей”.

Публичные займы царской России размещались без деления на внутреннюю и внешнюю задолженность и состояли из двух основных категорий: займов для нужд государства (65%) и займов для строительства железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составил 8,8 млрд. долл., менее 45% из них были иностранной частью.

Долговая яма под суверенитет

Страница 2

Политика России после 1917 г.

После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной. В условиях внешней кредитной блокады необходимо было восстанавливать основные устои и дореволюционные параметры самообеспеченной экономики. Укрепление национального экономического и военного потенциала оправдалось в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Без помощи извне в послевоенные годы было восстановлено и народное хозяйство.

В идеологическом и практическом плане принцип обеспечения внешней независимости четко отстаивался до конца 80-х годов, и внешнеэкономические связи СССР отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако этот принцип имел и скрытые минусы. Государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических и финансовых организациях, тотальный контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны. Особенно это сказалось в экономической и финансовой сферах.

Экономическое отставание выразилось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности. Как результат, была утрачена самообеспеченность продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличился их импорта (а затем и импорт приборостроительного, станкостроительного и другого оборудования), требовавший изыскания для этого дополнительных валютных средств, т.е. новых зарубежных заимствований.

В финансовой сфере сложился ограниченный инструментарий международных валютно-кредитных операций, необходимый для активного управления внешним долгом и повышения ликвидности. Россия отказалась от перехода к конвертируемости национальной валюты, и собственные валютные ресурсы поступали в страну за счет экспорта сырья и энергоносителей.

С распадом СССР появились новые отрицательные факторы: потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ (людских ресурсов, сырьевых и промышленных источников, важных морских портов и многого другого); резкий разрыв устоявшихся внутренних экономических связей в сочетании с совершенно не просчитанными рыночными мерами.

Падение национального производства, исчезновение целых промышленных отраслей, всеобщий финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам постепенно сломали веками строившуюся крепость внешней независимости. Страна стала открытой для возрастающего влияния Запада. Причем теперь внешняя зависимость России не только прямая — займовая, но и косвенная — торговая, валютная и инвестиционная (представленная в подавляющем большинстве спекулятивной составляющей).

Кроме того, золотовалютные резервы страны — немаловажный фактор внешнеэкономической независимости – начиная с 1914 г. целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1.337 т. и был самым крупным в Европе. За последующие 5 лет золотой запас уменьшился в 3 раза, не считая вывезенных из страны более 500 млн. золотых рублей (1 золотой рубль равен 11,3 долл. США). Всего за тот период в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия потеряла около 10 млрд. долл. А произошло следующее.

В 1914-1917 гг. Россия разместила в банках Нью-Йорка, Лондона, Парижа около 490 т. золота в качестве оплаты за поставку оружия и снаряжения. Контракты иностранной стороной выполнены не были. Начиная с 1914 г. золото переправлялось и в Японию: сначала в оплату поставок того же оружия, а затем для того, чтобы уберечь золото от большевиков. Впоследствии наши белые генералы не раз судились с японской стороной, но безуспешно. Всего в Японии осело около 200 т. золота. В канун Октябрьской революции в Швецию через Прибалтику в соответствии с секретным договором Временного правительства с этой страной было отправлено 4,9 миллиона золотых рублей в оплату поставок оружия, которое так и не было поставлено.

В 1918 г. в обмен на Брест-Литовский договор Советская республика пообещала Германии компенсировать материальный ущерб, выплатив 6 млрд. марок. До момента полной капитуляции Германии успели отправить только часть: 93,5 т. золота и 203,6 млн. золотых руб. Все это осело во Франции, но в виде уже немецких репараций, хотя согласно ст. 259 Версальского договора 1919 г. золото во Франции лишь хранится и должно быть возвращено по первому требованию российской стороны как союзницы Франции в первой мировой войне. Причем и Франция, и Япония обязаны будут выплатить проценты за пользование этим золотом.

В 1920 г. стратегические запасы России вывезли поднявшие мятеж чешские пленные – около 63 млн. золотых руб. (включая золото, серебро и сами бумаги), на которые был создан крупнейший в довоенное время “Легио-банк”.

Литва в 1992 г. сумела после переговоров вернуть 3,2 т. своего золота, находившегося в английских и французских банках с 1940 г. Албания вернула 1,6 т., заплатив одной из телекомпаний 30 тыс. долл. за ролик, рассказавший всему миру о западном банке, где это золото хранилось. Аналогично поступили в 1996 г. и еврейские активисты в отношении нацистского золота, после чего вокруг швейцарских банков разразился крупный скандал. В принципе существует Трехсторонняя комиссия (США, Англия, Франция) по золоту стран антигитлеровской коалиции, куда Советский Союз не захотел входить.

В 1993 г. английская фирма “Пинкертон” за весьма умеренную плату обещала заняться возвращением российского золота, но по непонятным причинам получила отказ.

Другое достояние России — ее зарубежная собственность. По подсчетам фирмы “Пинкертон”, стоимость российской недвижимости за рубежом достигает 300 млрд. долл.

Страница 2

Страницы:

Страница 3

Современная ситуация

В 80-е годы правительство М.С. Горбачева, пользуясь безупречной кредитной историей СССР, заняло огромные средства на мировых финансовых рынках. Зарубежные правительства одолжили России около 20 млрд. долл., еще 5-10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставлявших свою продукцию в кредит. Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень капиталовложений в советскую экономику. Но в условиях нерыночных механизмов распределения эти средства пропали. Они ушли либо на увеличение текущего потребления, либо на капиталовложения, не принесшие практически ни какой пользы. Неудивительно, что когда в 90-х гг. стали приближаться сроки погашения долгов, у правительства не оказалось средств на их выплату.

Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотовалютных резервов. Но к 1991 г. иссякли и эти запасы. Россия оказалась просто не в состоянии вовремя платить по счетам, став неплатежеспособным должником. Инвесторы до сих пор не вкладывают средства в российскую экономику, опасаясь, что их средства будут использованы для решения российской долговой проблемы. В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг страны составлял около 90 млрд. долл. К тому времени кредитная история СССР была частично подорвана накопившимися за 1989 и 1990 гг. крупными задолженностями перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР — около 37 млрд. долл. — составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб; около 16 млрд. долл. — задолженность по кредитам коммерческих банков.

28 октября 1991 г. десять республик-правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою солидарную ответственность за погашение долга бывшего СССР. 4 декабря 1991 г. был подписан договор о распределении долга, по которому долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.

4 января 1992 г. между странами-кредиторами и государствами правопреемниками СССР на основе меморандума о договоренности было подписано соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых наступал в 1992 г. (условия соглашения касались кредитов, выданных до 1 января 1991 г.). Это соглашение не было выполнено: упомянутый договор о распределении долга так и не стал приемлемой для всех сторон основой для обслуживания долгов бывшего СССР. Из всех бывших советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в основном только по погашению кредитов, полученных от США), но и ее платежеспособность вскоре была серьезно подорвана вследствие бегства капитала, сокращения объемов экспорта нефти и газа и нерационального распоряжения валютными средствами в целом.

К концу 1993 г. общая сумма просроченных платежей составила 17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл.

Эти обязательства значительно превышали реальные возможности России. В результате долгих и трудных переговоров 2 апреля 1993 г. в Париже было подписано соглашение о реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроком погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около 15 млрд. долл. — это одно из крупнейших соглашений, заключенных Парижским клубом. Срок погашения реструктурированных обязательств — 10 лет, включая пятилетний льготный период. Со своей стороны Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи. А другие республики отказались от претензий на зарубежные активы бывшего СССР.

В первой половине 90-х годов средняя ставка по российскому долгу составляла примерно 7% годовых. Следовательно, при задолженности в 90 млрд. долл. ежегодные выплаты за пользование кредитами составляли бы 6,3 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была погашаться и часть основного долга. Поэтому считается, что новые займы имели цель решить проблему этих выплат.

В 1992 г. Россия привлекла первый заем в объеме 5,4 млрд. долл. и тем самым открыла новую историю заимствований. В 1993 г. долг увеличился до 8,8 млрд. долл., в 1994 г. — до 11,3 млрд. долл., в 1995 г. — до 17,4 млрд. долл., в 1996 г. — до 24,2 млрд. долл., в 1997 г. — до 32,1 млрд. долл., в 1998 г. — до 53,9 млрд. долл., в 1999 г. — до 54,9 млрд. долл. и в 2000 г. — до 70,76 млрд. долл. Следует отметить, что собственно российский долг вырос не только из-за новых заимствований, но и по причине капитализации процентов за пользование кредитами и переоформление старых долгов в российский долг.

Согласно статье 122 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год”, верхний предел внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2001 г., включая реструктурированную задолженность Российской Федерации перед кредиторами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, установлен в сумме до 158,0 млрд. долл. США.

Согласно статье 95 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год”, верхний предел внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2002 г. установлен в сумме 148,2 млрд. долл. США. Главная объективная причина роста внешнего долга России кроется в политической и экономической неразберихе после распада СССР. Ошибки в приватизации госсобственности, рост бартера в экономических отношениях, гиперинфляция, падение доходов государства от использования госсобственности, снижение прямых иностранных инвестиций, отсутствие современной налоговой системы, массовый вывоз капитала из страны, резкая либерализация внешней торговли, отсутствие устойчивой и развитой национальной банковской системы, неразвитость отечественного фондового рынка – это лишь краткий перечень факторов, повлиявших на российскую долговую проблему.

При этом прирост внешнего долга происходил на фоне постоянного превышения объемов российского экспорта над импортом. Положительное сальдо внешнеторгового баланса составляло: в 1992 г. — 10,7 млрд. долл., в 1993 г. — 23,1 млрд. долл., в 1994 г. — 28,2 млрд. долл., в 1995 г. — 20,5 млрд. долл., в 1996 г. — 22,9 млрд. долл., в 1997 г. — 17,5 млрд. долл., в 1998 г. — 17,0 млрд. долл., в 1999 г. — 36,3 млрд. долл. и в 2000 г. — 62,0 млрд. долл. То есть, за 9 лет от внешней торговли Россия получила 238 млрд. долл. и увеличила (по разным причинам) свой внешний долг на 70,8 млрд. долл.

альтистории тайный советникъ
Цитата

То есть 8,8 миллиард..

То есть 8,8 миллиарда рублей государственного долга на 18 миллиардов ВВП.

Но такое сравнение некорректно.

Необходимо считать государственный долг по отношению к государственному бюджету, а с ВВП сравнивать общую задолженность страны. Суммарный государственный бюджет 1913 года составлял 3431,2 миллиона рублей (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Stat/12.php[HTML_REMOVED])

Взято оттуда же:

данные по внутренним и внешним займам, из них заграничные платежи составляли в 1900 г. — 64,8 млн. руб., в 1913 г. — 183 млн. руб. Государственный долг России к 1913 г. составлял 8858 млн. руб.

Дана интересная таблица платёжного балланса России за 1898 — 1913 гг. Вот только мне в ней непонятно следующее: как расходы русских за границей могут считаться "активом балланса"?

В общем, из таблицы следует, что Россия за указанные 15 лет получила инвестиций, займов и прочих поступлений (за исключением положительного сальдо торгового балланса) 4 465 миллионов рублей, заплатив процентов, дивидентов и прочего 5 815 миллионов рублей.

Кстати, зачем здесь кусок о внешнеэкономических отношениях 1917 — 1999 гг.?

Должность: нарком обороны СССР.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

pasaremos2005 пишет:..

pasaremos2005 пишет:

То есть 8,8 миллиарда рублей государственного долга на 18 миллиардов ВВП.

Простите, а где я подобное писал?

pasaremos2005 пишет:

Кстати, зачем здесь кусок о внешнеэкономических отношениях 1917 — 1999 гг.?

Затем же что и кусок о XVIII-XIXвв.

альтистории тайный советникъ
Цитата

Виталий пишет: Прос..

Виталий пишет:

Простите, а где я подобное писал?

Писал коллега Хан Соло.

Виталий пишет:

Затем же что и кусок о XVIII-XIXвв.

Для темы оба куска совершенно посторонни.

Должность: нарком обороны СССР.

альтистории тайный советникъ
Цитата

О долге Российской Империи

Тут мне коллега ПТУРщик подкинул одну ссылку:

http://www.vpk-news.ru/article.asp?prsign=archive.2009.270.articles.rostrum02[HTML_REMOVED],

в которой есть следующая цитата:> К 1914 году сумма задолженности России Франции составляла около 10,1 млрд. рублей

Должность: нарком обороны СССР.

Ответить