Вот что у меня валяется уже лет 6..7 Ссылка вроде битая.
http://www.mediatext.ru/docs/5114?page=1
Внешние займы России XVIII-XIX вв.
Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 г. в Голландии. Ставка привлечения составляла 5% годовых. Во второй половине XVIII — начале XIX веков Голландия стала основным кредитором царской России. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны, а окончательно долг был погашен через 76 лет — в 1891 г.
Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы были получены значительные инвестиции, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля иностранного капитала (французского, бельгийского, английского и немецкого) во вложениях в экономику страны достигала 72%. К тому времени относится известная сделка с продажей Аляски. 18 (30) марта 1867 г. был подписан договор с США, по которому Аляска была продана за 7,2 млн. долл. Царская Россия (с Александром II на престоле) не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке. Одновременно Россия очень рассчитывала на американскую поддержку в своей борьбе за ликвидацию невыгодных условий Парижского мирного договора 1856 г. по результатам Крымской войны. Именно поэтому из двух претендентов на Аляску — Англии и США — предпочтение было отдано последним.
Россия привлекала из-за рубежа капиталы в виде государственных займов и частных инвестиций. Эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России заключалась в поддержании экономической независимости и максимально возможного национального обеспечения (самообеспеченность продовольствием, основанная на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающаяся многоотраслевая национальная промышленность; оптимальная транспортная инфраструктура с выходом ко всем окружающим морям; устойчивая и надежно контролируемая кредитно-банковская система и собственная твердая (золотая) валюта; высокопрофессиональные научные и технические кадры). Кроме того, страна занимала лидирующие позиции по экспорту зерна и ряда других товаров.
Российский государственный 5% заем 1906 г.
Заключение этого договора напрямую зависело от внешней политики России в то время. Первая попытка получить большой международный заем с помощью французского правительства восходит к русско-японской войне, когда Россия стала испытывать серьезные финансовые трудности. Правительство Франции, не заинтересованное в продолжении русско-японской войны, тогда отказало в займе. После заключения Портсмутского мирного договора у Франции и Англии возник проект предоставления царской России совместного займа, призванного укрепить ослабевшие узы франко-российского союза, подготовить англо-русское сближение и укрепить позиции царского режима в борьбе с революцией. Единственным условием предоставления займа с французской стороны стала поддержка Россией в “марокканском” споре Франции с Германией. Премьер-министр России С.Ю. Витте сначала отклонил этот проект, рассчитывая заключить соглашение на более выгодных условиях и при участии Германии. Для скорейшего урегулирования марокканского кризиса и решения вопроса с займом С.Ю. Витте предложил созвать международную конференцию, рассчитывая на свою посредническую роль во франко-германском споре. И французский президент Фальер, и германский император Вильгельм II согласились на это предложение, надеясь на поддержку России. Однако обострение франко-германских противоречий и стремление России поскорее получить заем вынудилb царское правительство выступить против Германии и Австро-Венгрии. Таким образом, Альхесирасская конференция (15 января — 7 апреля 1906 г.), собравшая 13 стран, в том числе Францию, Германию, Англию, Россию США, Италию, Испанию и Марокко, имела два исторических результата: решение вопроса с Марокко в пользу Франции и предоставление займа России.
17 апреля 1906 г. был выпущен “Российский государственный 5% заем 1906 г.” на общую сумму 2.250 млн. французских франков. 1.200 млн. было размещено во французских банках, 500 млн. – в российских, 330 млн. – в английских, 165 млн. — австро-венгерских и 55 млн. – в голландских. Первоначально заем составлял 2.750 млн. французских франков, но Германия и США в последний момент отказались от участия. Заключенный на 50 лет заем должен был быть погашен до 1956 г. Россия приняла на себя обязательство не привлекать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте. Кроме того, французское правительство использовало финансовую зависимость России и для изменения в свою пользу франко-российской военной конвенции. В результате в случае войны Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль. Тем самым ограничивалась оперативная свобода российского командования. Кроме того, из конвенции были изъяты пункты о санкциях против Англии.
Российский внешний заем 1906 г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе начала XX века. Он знаменовал важный этап экономического и военнополитического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. По словам С.Ю. Витте, “заем этот был самый большой, который когда-либо заключался в иностранных государствах в истории жизни народов. После франко-прусской войны Тьеру удалось заключить заем несколько больший, но заем этот был по преимуществу внутренний, а нынешний заем был почти целиком распродан за границею. Благодаря ему Россия удержала в целости установленное мною еще в 1986 г. денежное обращение, основанное на золоте; благодаря целостности денежного обращения сохранились в целостности все основания нашего финансового устройства, которые, между прочим, дали возможность России поправиться после несчастнейшей войны и сумбурной смуты или русской революции. Заем этот дал императорскому правительству возможность пережить все перипетии 1906-1910 годов, дав правительству запас денег, которые вместе с войском, возвращенным из Забайкалья, восстановили порядок и самоуверенность в действиях властей”.
Публичные займы царской России размещались без деления на внутреннюю и внешнюю задолженность и состояли из двух основных категорий: займов для нужд государства (65%) и займов для строительства железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составил 8,8 млрд. долл., менее 45% из них были иностранной частью.
Долговая яма под суверенитет
Страница 2
Политика России после 1917 г.
После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной. В условиях внешней кредитной блокады необходимо было восстанавливать основные устои и дореволюционные параметры самообеспеченной экономики. Укрепление национального экономического и военного потенциала оправдалось в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Без помощи извне в послевоенные годы было восстановлено и народное хозяйство.
В идеологическом и практическом плане принцип обеспечения внешней независимости четко отстаивался до конца 80-х годов, и внешнеэкономические связи СССР отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако этот принцип имел и скрытые минусы. Государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических и финансовых организациях, тотальный контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны. Особенно это сказалось в экономической и финансовой сферах.
Экономическое отставание выразилось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности. Как результат, была утрачена самообеспеченность продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличился их импорта (а затем и импорт приборостроительного, станкостроительного и другого оборудования), требовавший изыскания для этого дополнительных валютных средств, т.е. новых зарубежных заимствований.
В финансовой сфере сложился ограниченный инструментарий международных валютно-кредитных операций, необходимый для активного управления внешним долгом и повышения ликвидности. Россия отказалась от перехода к конвертируемости национальной валюты, и собственные валютные ресурсы поступали в страну за счет экспорта сырья и энергоносителей.
С распадом СССР появились новые отрицательные факторы: потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ (людских ресурсов, сырьевых и промышленных источников, важных морских портов и многого другого); резкий разрыв устоявшихся внутренних экономических связей в сочетании с совершенно не просчитанными рыночными мерами.
Падение национального производства, исчезновение целых промышленных отраслей, всеобщий финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам постепенно сломали веками строившуюся крепость внешней независимости. Страна стала открытой для возрастающего влияния Запада. Причем теперь внешняя зависимость России не только прямая — займовая, но и косвенная — торговая, валютная и инвестиционная (представленная в подавляющем большинстве спекулятивной составляющей).
Кроме того, золотовалютные резервы страны — немаловажный фактор внешнеэкономической независимости – начиная с 1914 г. целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1.337 т. и был самым крупным в Европе. За последующие 5 лет золотой запас уменьшился в 3 раза, не считая вывезенных из страны более 500 млн. золотых рублей (1 золотой рубль равен 11,3 долл. США). Всего за тот период в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия потеряла около 10 млрд. долл. А произошло следующее.
В 1914-1917 гг. Россия разместила в банках Нью-Йорка, Лондона, Парижа около 490 т. золота в качестве оплаты за поставку оружия и снаряжения. Контракты иностранной стороной выполнены не были. Начиная с 1914 г. золото переправлялось и в Японию: сначала в оплату поставок того же оружия, а затем для того, чтобы уберечь золото от большевиков. Впоследствии наши белые генералы не раз судились с японской стороной, но безуспешно. Всего в Японии осело около 200 т. золота. В канун Октябрьской революции в Швецию через Прибалтику в соответствии с секретным договором Временного правительства с этой страной было отправлено 4,9 миллиона золотых рублей в оплату поставок оружия, которое так и не было поставлено.
В 1918 г. в обмен на Брест-Литовский договор Советская республика пообещала Германии компенсировать материальный ущерб, выплатив 6 млрд. марок. До момента полной капитуляции Германии успели отправить только часть: 93,5 т. золота и 203,6 млн. золотых руб. Все это осело во Франции, но в виде уже немецких репараций, хотя согласно ст. 259 Версальского договора 1919 г. золото во Франции лишь хранится и должно быть возвращено по первому требованию российской стороны как союзницы Франции в первой мировой войне. Причем и Франция, и Япония обязаны будут выплатить проценты за пользование этим золотом.
В 1920 г. стратегические запасы России вывезли поднявшие мятеж чешские пленные – около 63 млн. золотых руб. (включая золото, серебро и сами бумаги), на которые был создан крупнейший в довоенное время “Легио-банк”.
Литва в 1992 г. сумела после переговоров вернуть 3,2 т. своего золота, находившегося в английских и французских банках с 1940 г. Албания вернула 1,6 т., заплатив одной из телекомпаний 30 тыс. долл. за ролик, рассказавший всему миру о западном банке, где это золото хранилось. Аналогично поступили в 1996 г. и еврейские активисты в отношении нацистского золота, после чего вокруг швейцарских банков разразился крупный скандал. В принципе существует Трехсторонняя комиссия (США, Англия, Франция) по золоту стран антигитлеровской коалиции, куда Советский Союз не захотел входить.
В 1993 г. английская фирма “Пинкертон” за весьма умеренную плату обещала заняться возвращением российского золота, но по непонятным причинам получила отказ.
Другое достояние России — ее зарубежная собственность. По подсчетам фирмы “Пинкертон”, стоимость российской недвижимости за рубежом достигает 300 млрд. долл.
Страница 2
Страницы:
Страница 3
Современная ситуация
В 80-е годы правительство М.С. Горбачева, пользуясь безупречной кредитной историей СССР, заняло огромные средства на мировых финансовых рынках. Зарубежные правительства одолжили России около 20 млрд. долл., еще 5-10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставлявших свою продукцию в кредит. Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень капиталовложений в советскую экономику. Но в условиях нерыночных механизмов распределения эти средства пропали. Они ушли либо на увеличение текущего потребления, либо на капиталовложения, не принесшие практически ни какой пользы. Неудивительно, что когда в 90-х гг. стали приближаться сроки погашения долгов, у правительства не оказалось средств на их выплату.
Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотовалютных резервов. Но к 1991 г. иссякли и эти запасы. Россия оказалась просто не в состоянии вовремя платить по счетам, став неплатежеспособным должником. Инвесторы до сих пор не вкладывают средства в российскую экономику, опасаясь, что их средства будут использованы для решения российской долговой проблемы. В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг страны составлял около 90 млрд. долл. К тому времени кредитная история СССР была частично подорвана накопившимися за 1989 и 1990 гг. крупными задолженностями перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР — около 37 млрд. долл. — составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб; около 16 млрд. долл. — задолженность по кредитам коммерческих банков.
28 октября 1991 г. десять республик-правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою солидарную ответственность за погашение долга бывшего СССР. 4 декабря 1991 г. был подписан договор о распределении долга, по которому долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.
4 января 1992 г. между странами-кредиторами и государствами правопреемниками СССР на основе меморандума о договоренности было подписано соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых наступал в 1992 г. (условия соглашения касались кредитов, выданных до 1 января 1991 г.). Это соглашение не было выполнено: упомянутый договор о распределении долга так и не стал приемлемой для всех сторон основой для обслуживания долгов бывшего СССР. Из всех бывших советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в основном только по погашению кредитов, полученных от США), но и ее платежеспособность вскоре была серьезно подорвана вследствие бегства капитала, сокращения объемов экспорта нефти и газа и нерационального распоряжения валютными средствами в целом.
К концу 1993 г. общая сумма просроченных платежей составила 17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл.
Эти обязательства значительно превышали реальные возможности России. В результате долгих и трудных переговоров 2 апреля 1993 г. в Париже было подписано соглашение о реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроком погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около 15 млрд. долл. — это одно из крупнейших соглашений, заключенных Парижским клубом. Срок погашения реструктурированных обязательств — 10 лет, включая пятилетний льготный период. Со своей стороны Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи. А другие республики отказались от претензий на зарубежные активы бывшего СССР.
В первой половине 90-х годов средняя ставка по российскому долгу составляла примерно 7% годовых. Следовательно, при задолженности в 90 млрд. долл. ежегодные выплаты за пользование кредитами составляли бы 6,3 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была погашаться и часть основного долга. Поэтому считается, что новые займы имели цель решить проблему этих выплат.
В 1992 г. Россия привлекла первый заем в объеме 5,4 млрд. долл. и тем самым открыла новую историю заимствований. В 1993 г. долг увеличился до 8,8 млрд. долл., в 1994 г. — до 11,3 млрд. долл., в 1995 г. — до 17,4 млрд. долл., в 1996 г. — до 24,2 млрд. долл., в 1997 г. — до 32,1 млрд. долл., в 1998 г. — до 53,9 млрд. долл., в 1999 г. — до 54,9 млрд. долл. и в 2000 г. — до 70,76 млрд. долл. Следует отметить, что собственно российский долг вырос не только из-за новых заимствований, но и по причине капитализации процентов за пользование кредитами и переоформление старых долгов в российский долг.
Согласно статье 122 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год”, верхний предел внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2001 г., включая реструктурированную задолженность Российской Федерации перед кредиторами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, установлен в сумме до 158,0 млрд. долл. США.
Согласно статье 95 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год”, верхний предел внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2002 г. установлен в сумме 148,2 млрд. долл. США. Главная объективная причина роста внешнего долга России кроется в политической и экономической неразберихе после распада СССР. Ошибки в приватизации госсобственности, рост бартера в экономических отношениях, гиперинфляция, падение доходов государства от использования госсобственности, снижение прямых иностранных инвестиций, отсутствие современной налоговой системы, массовый вывоз капитала из страны, резкая либерализация внешней торговли, отсутствие устойчивой и развитой национальной банковской системы, неразвитость отечественного фондового рынка – это лишь краткий перечень факторов, повлиявших на российскую долговую проблему.
При этом прирост внешнего долга происходил на фоне постоянного превышения объемов российского экспорта над импортом. Положительное сальдо внешнеторгового баланса составляло: в 1992 г. — 10,7 млрд. долл., в 1993 г. — 23,1 млрд. долл., в 1994 г. — 28,2 млрд. долл., в 1995 г. — 20,5 млрд. долл., в 1996 г. — 22,9 млрд. долл., в 1997 г. — 17,5 млрд. долл., в 1998 г. — 17,0 млрд. долл., в 1999 г. — 36,3 млрд. долл. и в 2000 г. — 62,0 млрд. долл. То есть, за 9 лет от внешней торговли Россия получила 238 млрд. долл. и увеличила (по разным причинам) свой внешний долг на 70,8 млрд. долл.