ВЛАДИМИР пишет: В и.. ¶
ВЛАДИМИР пишет:
В итоге православная церковь рискует кончить тем же самым, чем и в 1917.
На этот ваш пост возражать не буду.. Ибо возражений собственно и нет.
ВЛАДИМИР пишет:
греко-католики — албанцы (вторая половина XV века).
До Реформации.
ВЛАДИМИР пишет:
украинцы (1595)
белоруссы (1595)
Коллега, Брестскую унию я готов назвать чем угодно, но только не миссионерским успехом Римской Церкви. С таким же основанием можно считать "миссионерским успехом русской церкви" воссоединение тех же униатов с РПЦ на Полоцком соборе 1839.
ВЛАДИМИР пишет:
словаки (1595)
венгры (1595)
Несколько протестантских общин, подвластных католической Австрии? Успех, вполне сопоставимый с крещением якутов.
ВЛАДИМИР пишет:
малабарские христиане (1599)
Успех спокойно пребывавшей в лоне католицизма Португалии.
ВЛАДИМИР пишет:
хорваты (1611)
Они же католиками и были.
ВЛАДИМИР пишет:
карпатороссы (1646)
Вроде как до сих пор православные.
ВЛАДИМИР пишет:
румыны (1701)сиро-католики (1783)
мелькиты (1860)
болгары (1860)
греки (1860)
Коллега, ну не смешите. Этих "униатов" было еще меньше, чем японская паства архимандрита Николая.
ВЛАДИМИР пишет:
Нет, я бесконечно удивлен самим фактом ее — богословской школы — отсутствия. Разве не было у русского православия проблем до раскола? Не было стригольников, жидовствующих, борьбы с унией? Не было доступа к византийской патристике?
Слишком незначительные толчки. Со стригольниками помог справится Царьград — сам патриарх расссылал на Русь окружные послания, а на месте работали митрополиты-византийцы Киприан и Фотий. Жидовствующие — небольшая интеллигентская секта — вызвали движение. Сперва редакцию Геннадьевской Библии и перевод на русский полемических латинских сочинений Николая де Лиры, затем — уже вполне основательные богослоавкие труды Нила Сорского, Иосифа, Максима, Вассиана, Артемия, Зиновия Отенского — укорененные в той самой патристике.
Но затем наступило "великое разорение" при Грозном, а за ним — Смута. Подобные периоды отнюдь не способствуют культурному творчеству, а в России в этот период идет явный регресс — и в экономике, и в культуре, и в образовании.
Ну а затем — "встреча с Западом". И после — курс создания русского богословия пошел уже не на патристической почве, имевшей традицию в России, а на почве латинизированной Киево-Могилянской школы, куда учеников приходилось доставлять под охраной, и откуда они все равно бегали — а уцелевшие выходили "заучив несколько вокабул и латинские флексии". Что сами понимаете, не способствовало быстрому прогрессу православного богословия.
ВЛАДИМИР пишет:
Пардон, мы же не о 1904 годе говорили, а ЕМНИП о 1861, когда началась миссионерская деятельность РПЦ в Японии. Тогда вполне могла.
Тогда та же Англия могла предложить в этом плане куда больше. И ее миссионеры так же вели проповедь в Японии. Добились не большего успеха.
ВЛАДИМИР пишет:
И то и другое. Один петровский проект сколько потребовал.
Пусть так. Но вот проект схлынул, государственное налогообложение падает — и тут же пропорционально растет помещичье. И если до Петра крестьяне имели на треть больше хлеба, чем было необходимо для потребления, то теперь минимум.
А главное — какими ресурсами могли пользоваться помещики в аграрной стране кроме обложения крестьян?
ВЛАДИМИР пишет:
Нет, это неверно. Раскол, что бы ни говорили сами старообрядцы, не стал способом сохранения "древнего православия".
Я этого не утверждал.
ВЛАДИМИР пишет:
А вестернофобия раскольников — историческая сллучайность. Диктовалась она общей антиправительственной направленностью раскола. Без него эти тенденции никогда не набрали бы силы.
Придется напомнить вам матчасть — как обстояли дела накануне раскола.
Русским было категорически запрещено поддерживать дружеские отношения с немцами, ходить в их дома, есть и пить с ними. Наконец, был издан строгий приказ: «Кто из немцев желает перекреститься по русскому обряду, тот пусть остается жить в городе, но кто отказывается поступить так, тот обязан в течение короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота, в Кокуй...»
У многих «немцев» были в Москве добротные каменные дома и переселение грозило им разорением. Еще большее впечатление произвела угроза отнятия поместий у тех, кто откажется креститься по православному обряду. Немецкие офицеры собрались и подали царю коллективное прошение, требуя отставки и отпуска на родину. Прошение осталось без ответа, и многие «немцы», действительно, уехали из России. Но Милославский и царь попытались спасти положение: тем, кто решит креститься, были обещаны большие подарки. В сентябре 1652 года крестилась большая группа офицеров во главе с Лесли, который был не только помилован, но и получил огромное богатство, подарки на сумму 23 тысячи рублей. После крещения в доме Милославского состоялось православное венчание полковника с его женой. Крестившиеся вместе с Лесли офицеры получали поместья и 100-200 рублей деньгами, и даже простые солдаты записывались дворянами по «московскому списку».
«Дело Лесли» показало, что и оппозиция, и реформаторы хорошо понимали роль этого «специалиста по реформам». Решение перейти в православие далось Лесли не легко, ему пришлось столкнуться с бурными протестами шотландской родни. Несмотря на подарки и уговоры, многие иноземцы не приняли православия; часть из них уехала, остальные стали постепенно перебираться в Немецкую слободу. Однако и в слободе «немцы» не знали покоя: когда они отстроили здесь две протестантские церкви, в слободу ворвалась толпа негодующих русских, сорвала крыши церквей, разломала и выбросила на улицу алтари. Лишь через некоторое время немцам было позволено восстановить церкви — но без алтарей и кафедр проповедников.
ВЛАДИМИР пишет:
Уже в 1389 году Московское княжество было не только самым сильным среди других русских княжеств, но и сосредотачивало в себе не менее 50% населения и ресурсов Северо-Восточной Руси (за исключением Новгорода), а литовцы не были столь наивны, чтобы думать, что Москва органичится только Северо-Востоком наследия Рюриковичей.
Ну так и не писали бы про Киев да Смоленск. Так бы и сказали — Москва должна была добровольно признать верховенство Литвы