Vote: Частные вопросы норманической теории ¶
Поскольку в этом году в СПб будет ЕГЭ по истории, ваш покорный слуга начал в апреле повторение с 11-классниками отечественной истории от древнейших славян до 1945 года (вот такая проза жизни, а вы все: педофилия-педофилия…)
Речь зашла, естественно о норманической теории, и я кратко (увы, подробно, не позволяло время) изложил основные моменты этой дискуссии. Я отношусь к норманической теории интегристски, т.е. не отрицаю факта призвания варягов в 862 в Новгород, но и не вижу именно здесь эпохальное начало русской государственности; удивительно, что подобная метафизика (или – или) так мутила ученых XIX века.
Говоря о первых Рюриковичах, часто не обращали внимания вот на что: странная датировка их княжений и деторождений. Если основываться лишь на тексте «Повести временных лет», получаем:
Рюрик не мог родиться позже 842 года – стало быть, ему в год призвания варягов («Трувор» и «Синеус» — это, естественно, не братья его, а «кони» и «дружина») было не менее 20 лет (а ведь могло быть и гораздо больше – и 30 и 40). Кстати, до призвания «варягов-руси» северные славяне также платили дань варягам, но восстали и пригласили русь – Нестор понимал под «русью» именно одно из скандинавских племен. Рюрик умирает в 879 году в возрасте не менее 37 лет.
Игорь – согласно летописи – в 879 году еще младенец, т.е. родился не ранее 877 года у Рюрика, которому в этот момент было не менее 35 лет. При нем – княжеского рода! – Олег в качестве регента (большинство современных историков сходится в том, что Олег – имя нарицательное, и соответствует скандинавскому Хельги – букв. князь). Олег, разумеется, младше Рюрика, но в каких родственных отношениях он состоял с Рюриком неясно. Был ли он младшим братом Рюрика? Или племянником? В 903 году Игоря женят на Ольге Псковитянке (ему – 26, ей – 10 лет (согласно преданию)). Олег умер от знаменитого коня в 912 году, и Игорь начал самостоятельное княжение (кстати, Нестор именует княжение Олега полноценным княжением). Игорю в этот момент 35 лет. Через 33 года – в возрасте 68 лет – князь Игорь гибнет в Искоростене. Остается его 52-летняя вдова Ольга и… 4-летний Святослав. Да, ему не могло быть больше 4-5 лет (на это указывает его копьеметание в битве с древлянами: копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам).
Святослав, таким образом, родился в 941 году, когда его батюшке было уже 64 года, а матушке – 48 лет. Далее, в 955 году 62-летняя Ольга отправляется в Царьград. В нее влюбляется (по причине как разума, так и внешней красоты) византийский император Константин (для сравнения, ему в этот момент было 47 лет). Здесь же Ольга крестилась. Святослав с 964 года ведет уже вполне самостоятельную политику (ему 23 года). В 969 году Ольга скончалась в возрасте 76 лет. Святослав погиб в 972 году, когда ему был 31 год. Владимиру в это время едва ли было больше 10 лет, но среднему сыну – Олегу – не менее 12 (через 3 года он активно охотится и убивает на охоте Люта Свенельдича). Значит, Ярополк мог родиться около 957 года, Олег – около 960 года, а Владимир – около 962 года. Олег погиб в 977 году (в возрасте 17 лет), Ярополк – в 980 (в возрасте 23 лет). Владимир умер в 1015 году, когда ему исполнилось 53 года.
Вот такая летопись. Не надо быть историком, чтобы сразу же отметить некоторые несостыковки датировок рождений и смертей некоторых князей. Личность Рюрика окутана туманом, мы точно не знаем, откуда именно он пришел в Новгород, и сколько ему было в этот момент лет (даже приблизительно). Если допустить, что ему исполнилось 20 лет во время призвания, получается, что Игорь родился на 35 году его жизни. Если посмотреть на другие страны в IX веке, обнаружим, что, например, в Саксонской династии, правившей в это время Англией, Эльфред Великий взошел на престол в возрасте 22 лет и родился, когда его отец Этельред еще был наследным принцем; во Франции и Германии в эти годы Карломан – сын Людовика Заики родился, когда его отцу было 20 лет, и сам завел сына и наследника – Карла Толстого в 13 лет (!); в Астурии Альфонс III родился у Ордоньо I в возрасте 18 лет (Ордоньо также еще был наследным принцем). Из этого видно, что деторождение Рюриком Игоря в возрасте не менее 35 лет (если Игорь был его первенцем) как-то выбивается из ряда аналогичных демографических событий в других странах Европы. Далее Игорь женится в возрасте 26 лет, но Святослав рождается у него спустя 38 лет (!) Неужели здесь уникальный случай, когда семейная пара в течение 38 лет не могла найти – как это называется – «идеальное телоположение для зачатия»? Некоторые историки даже, учитывая то, что Игорь – «поздний ребенок» (во всяком случае, по меркам IX века) и мог родиться с отклонениями (развившимися впоследствии в импотенцию или бесплодие), подозревали в отцовстве Свенельда. Не могу с этим согласиться. Предположим, Игорь действительно бесплоден. Ольге в 903 году 10 лет, и начало регулярной интимной жизни – если не с первых дней – могло относиться к 906-907 гг. Бесплодие Игоря обнаруживается уже через 2-3 года совместной жизни, и Ольга (если она вступила в связь со Свенельдом исключительно ради продолжения династии) должна была сделать нечто подобное уже в 910 году, а не ждать еще 30 лет – до 940, когда ей стукнет 47. Ведь и ей в 941 уже давно не 18 лет. Архистранно!
Могла ли 62-летняя женщина покорить своей красотой (а не только умом) сердце 47 летнего византийского императора (учитывая, что в его распоряжении целые гаремы; некоторые византийские императоры рождались бастардами, и это вообще не была проблема)? В тексте есть одна маленькая деталь, которая позволяет усомниться в столь преклонном возрасте Ольги. 47-летний император на прощанье называет ее своей дочерью (!) Дипломатический этикет (когда более могущественный правитель – вне зависимости от возраста – считался «старшим», а менее могущественный – его «сыном»)? Впрочем, большинство историков сходится на том, что Константин лелеял чисто геополитические задачи – владычество над Русью, а вовсе не интимные планы. И уж тем более идиотски выглядит согласие Константина быть восприемником крестящейся Ольги-Елены, хотя уж он-то должен отлично знать, что в христианстве крестный отец не может жениться на своей крестной дочери. Здесь Нестор показывает Константина Багрянородного дурнее дурости (император был слишком умственно развит, чтобы не додуматься до такой простой вещи).
А дальше все входит в «нормальное русло»: сыновья Святослава рождаются у него в 16-20 лет и т.д.
Как разрешить эти противоречия? Основных интерпретаций может быть две (первая, правда, уж больно криптоисторическая).
Во-первых, Нестор мог просто умолчать о некоторых князьях, которые правили наряду с Рюриком и Игорем, а их периоды правления прибавил к периоду княжения Игоря. На это косвенно указывает факт причисления Олега к княжескому роду Рюрика. С какой целью Нестор произвел эту проскрибцию? Первое, что приходит в голову: потомки этих исключенных князей могли претендовать на престол. Но не слишком ли сложно? Ладно, Нестор – он принадлежал к киевской традиции летописания, но ведь были и другие традиции: новгородская, псковская и т.д. (в Новгородской первой летописи младшего извода упоминаются те же лица, причем без всяких добавлений). Всеобщий заговор летописцев? Маловероятно.
Во-вторых, Игорь и Рюрика и Святослав у Игоря могли быть самыми поздними детьми от любимых, а, следовательно, самых младших жен. Подобный обычай существовал у некоторых народов Азии, поскольку в условиях долголетия правителей их старшие дети могли взойти на престол в уже довольно преклонном возрасте и вскоре скончаться. Назначение наследником младшего сына позволяло продлить династию и одновременно улестить партию любимой жены (при этом один из старших сыновей мог быть назначен регентом: так кем был Олег Рюрику? Старшим сыном? Тогда понятна его реплика перед убийством Аскольда и Дира). Остается выяснить, был ли подобный обычай у скандинавов (или хотя бы в племени русь). У позднейшего князя Владимира был приличный гарем (если, конечно, Нестор не преувеличил из любви к аллегориям и сопоставлениям с ветхозаветными сюжетами), но почему бы и Рюрику с Игорем не иметь гаремы?
Игорь вообще – самая загадочная фигура среди первых Рюриковичей. Ему было 2 года, когда скончался Рюрик, а когда умирает Олег – 35 лет. Неужели (если Олег – которого Новгородская первая летопись называет всего лишь воеводой – действительно регент) совершеннолетие Игоря наступило только в 37 лет? Почему он не взял бразды правления раньше? В классическом средневековье возраст совершеннолетия монарха обычно колебался от 18 до 21 года. Сомнительно, чтобы в раннем средневековье, когда редкий монарх доживал до 60 лет, были иные обычаи; наоборот, 15-летний монарх уже мог, в принципе, руководить походами и мало-мальски формулировать политику. Логично предположить, что Олег просто-напросто отстранил Игоря от правления и правил сам в качестве полновластного князя, заключая от своего имени международные договоры и именуясь в них Великим Князем. Значит, он был сыном Рюрика, а Игорь – его сыном? Тогда все более-менее становится на свои места, но когда же тогда родился Игорь? Если в том же 879 году, то почему Олег выдает его за сына Рюрика? И зачем эта версия Нестору? Перепутал? Но на случайную ошибку не похоже.
Эпопея брака Игоря и Ольги просто невероятна. Святослав точно родился в 941, когда его родителям было 64 и 48 лет. Опять же логичнее предположить, что этот единственный сын Ольги (а о других никаких упоминаний нет; это не невнимательность летописца – сыновья Святослава и Владимира описаны подробно), то он мог родиться у нее где-то в 13 лет. Значит, Ольга 928 года рождения и замуж выходит в 938. Это, кстати, неплохо совпадает с версией ее особенной красоты с т.з. византийцев (получается, что в 955 году ей 27 лет – зрелая женщина в самом соку). Так и вижу 60-летнего Игоря Старого (таков был его эпитет), овладевающего десятилетней девочкой – своей самой юной и самой любимой женой, которая потом – в 945 (ей всего 17) – с легендарной жестокостью мстит древлянам. Умирает Ольга в возрасте 41 года, имея уже трех внуков (нормально для раннего средневековья).
Таковы мои умозаключения, которые я изложил 11-классникам (разумеется, сократив до предела). А что вы думаете по этому поводу? Могут ведь возникнуть еще более экстравагантные версии. Например, что Игорей было два: Игорь I и Игорь II. Причем второй – сын первого. А Нестор некритично объединил их образ.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин