Виталий пишет:
так а какая разница?
"Важен результат, а результат не в Вашу пользу" (с)
Виталий пишет:
"при демократии важно не кто и как голосуют, а кто считает"
Уж не сам ли Тихон и бюллетени подбрасывал? Презумпция невиновности однако. Между прочим у нас есть цитат о том, что он и не претендовал особо на Московскую кафедру...
Виталий пишет:
хорошая формулировка...
ГВ, чего Вы хотите. Тогда считалось, что это на несколько лет. Отсюда наверное и максимальные сроки по УК — 10 лет. Обещал же Ленин коммунизм к 1937 году. А вышло что-то непотребное :(
Виталий пишет:
"традиционалисты" этому активно способствовали
Напротив. Они всячески пытались вразумить этих ... "живых". Несмотря на мощный административный ресурс последних, в конечном-то итоге это удалось.
Виталий пишет:
после активнейшей церковной жизни в 1905-17гг
??? Это АИ такая? Где тут активная жизнь, если тому же Тихону за весь этот период на церковном процессе смогли предъявить только дарственное блюдо от Союза Михаила Архангела?
Виталий пишет:
я вам вообще-то цитату привел. Чего именно им желалось
Цитата несколько неполна во-1-х без даты (бардак конца 1917 — там и не такое принималось), во-2-х там не сказано, что "первенствующее" положение относится не ко всему государству, а только к прочим вероисповеданиям ;) Но такое по факту и при СССР и при РФ было и есть...
Собственно источник — вот он: http://www.netda.ru/belka/docs/sobor1918.htm
Виталий пишет:
когда это к ним с поклоном шли — мол, прими батюшка власть и правь нами?
Да всё на том же Соборе. "У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха" (с)
Повторяю — на мирскую власть при этом Церковь претендовать и не думала. За исключением мелочей типа сохранения старого календаря и церковных книг как метрических.
Виталий пишет:
ссылочку можно?
Ну знаете. "Десять дней, которые потрясли мир" хотя бы А вот из РПЦ:
"31 октября (13 ноября) в Царское Село вступили большевики. Сразу начался обход квартир и аресты. Обезумевшая солдатня схватила священников за то, что организуя крестный ход священники собора якобы молились о победе казаков.
Отец Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело, но получил несколько ударов по лицу. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря, раздались выстрелы. Смерть не была мгновенной: его таскали за волосы, предлагая друг другу прикончить священника "как собаку"".
Виталий пишет:
Значит их Владимир устраивал
Там была жуткая каша с самостийниками, самозваным архиереем Дородницыным и пр. Не всех он устраивал. Однако убили почему-то большевики.
Виталий пишет:
Убийства же священников, напоминаю пошли и раньше октября 1917
В виде единичных случаев допускаю. Убили же грузинского экзарха Никона в 1908. Или там Гапона можно вспомнить :( Масштабы не те и причины тоже...
Виталий пишет:
а кроме патриарха возгласить анафему никто права не имел?
Имел конечно. Вон Мазепу анафематствовали без всякого патриарха. Теоретически анафему может наложить и епархиальный архиерей; практически, чаще — Собор, Архиерейский или Поместный. В общем высшая церковная власть. Захотели бы — и ВП отлучили бы за милую душу. Не видели смысла, т.к. воспринималось оно именно как временное...
Виталий пишет:
очень интересные впечатления, об отношении русского народа к церкви. От 1917 и после.
То, что было после, надо рассматривать через большую лупу. Что там было до 1917, а что позже навязано. Мой покойный сосед (который брал Зимний) рассказывал, как у них в селе ломали церковь. 10 добровольцев — шаг вперёд. Ты, ты и вот эти восемь. Нашёлся один нежелающий. Догадайтесь что с ним стало.
Вкратце же всё это исчерпывается известным письмом Ленина:
"мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий" (с)
Спрашивается если церковь — это нечто вроде бабского клуба по интересам, куда торопиться? Наука и агитация сделают своё дело и так...
Виталий пишет:
Тупость и фанатизма — например в отношению к принятию в церкви "нового стиля"
Коллега, Вы меня удивляете. Как раз Тихон был в принципе согласен на введение нового стиля. Он даже согласился с решением "живоцерковного" Собора, который это введение постановил. (Тут правда надо смотреть, насколько это было вызвано условиями особоуполномоченного Тучкова — "примешь хоть одно решение, выпустим". Но выбрал-то именно это).
Другое дело, что остальные архиереи не пришли от этого решения в восторг. И так-то дело сомнительное (я к примеру тоже сторонник старого стиля ), а уж во время революционного бардака...
Короче посовещался с товарищами и отменил.
Виталий пишет:
Властолюбие и опять же тупость — в тексте анафемы
Это как раз нормально. Вот если бы он возгласил большевикам хвалу за расстрелы священников и грабёж церковного имущества — было бы удивительно.
Что до Бреста, то это было два месяца спустя. "Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир". Опуская тот факт, что мир действительно позорный и с этим не спорили сами большевики — какого фига он должен был беспокоиться о сохранности их власти, раз уже предал их анафеме?
Виталий пишет:
Совнарком вполне имеет право произветсти национализацию
Право силы? Да. Других прав Совнарком не имел изначально, будучи абсолютно нелегитимным сборищем. Я уж не говорю, что национализация церковных земель проводилась скорее как самоцель... Посмотрите на Соловки те же.
Виталий пишет:
секурялизацию вообще-то по всей Европе проводили
Такими методами, как у нас? Ну может во время Реформации или ВФР разве что... Вот что-то не слышу похвалы Генриху VIII или там Робеспьеру за эти выдающиеся деяния...