Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2

Марков - эволюционист против Кротова - антиэволюциониста

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Марков - эволюционист против Кротова - антиэволюциониста

«При всём уважении к чувствам верующих, идею о том, что человек создан по образу Божию, можно уверенно отбросить»

с этой решительной фразы начинается редакционная статья, открывающая последний номер журнала Nature. Поводом для столь серьезного заявления стали, с одной стороны, антиэволюционные высказывания американских политиков, с другой — новейшие достижения психологов и нейробиологов.

Статья в Nature вызвала два небезынтересных русскоязычных отклика.

А.Марков в журнале "Элементы" написал:

Взаимоотношения науки и религии никогда не были простыми. Несмотря на активное нежелание большинства цивилизованных людей разжигать этот извечный конфликт, он не желает затухать и в наши дни разгорается с новой силой во многих странах — не только «отсталых», но и самых развитых. Жестокие идеологические баталии вокруг таких вопросов, как гелиоцентрическая система, вращение Земли и наличие спутников у Юпитера, ушли в прошлое, но непрекращающееся развитие науки то и дело порождает новые проблемы.

На сегодняшний день основным камнем преткновения является вопрос о происхождении человека и, в меньшей степени, о биологической эволюции вообще. «От Бога или от обезьяны?» — дилемма слишком острая, затрагивающая самые основы миропонимания, и найти компромисс здесь гораздо сложнее, чем в других, менее животрепещущих вопросах.

Представители разных конфессий относятся к эволюции по-разному: например, католическая церковь уже признала совместимость эволюции с религией, однако большинство протестантов настроены крайне решительно и пытаются перейти от обороны к наступлению, опираясь на так называемый «научный креационизм». Православная церковь в целом склоняется к неприятию эволюции, хотя отдельные голоса раздаются и в ее поддержку (см.: Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?). Так или иначе, ясно, что при желании найти компромисс между христианством и эволюционной биологией можно, по крайней мере в том, что касается происхождения животных и растений. В конце концов, кому до них какое дело.

С происхождением человека хуже — уж слишком принципиален этот вопрос для религии, да и для каждого из нас. Пожалуй, самый удачный путь для поиска компромисса был предложен еще в XIX веке Альфредом Уоллесом (который, как известно, одновременно с Дарвином разработал теорию эволюции на основе отбора). Уоллес был убежден в естественном эволюционном происхождении «животной стороны» человеческого существа, однако полагал, что «высшие» наши качества — умственные, моральные, эстетические — имеют иную природу.

Это предположение еще до недавнего времени вполне могло устроить и самых закоренелых ученых-материалистов, поскольку о природе человеческого разума, памяти, сознания, эмоций строгими научными методами мало что удавалось выяснить. Но в последние десятилетия ситуация стала радикально меняться, прежде всего благодаря достижениям нейробиологии, экспериментальной психологии и сравнительной этологии.

Конечно, наука и сегодня не может похвастаться полной расшифровкой всех тайн человеческой психики. Остались еще нерешенные проблемы. Главная из них в том, что нейробиологи не могут пока даже теоретически себе представить, как из нейронов и синапсов может быть сделан воспринимающий субъект – «я». Но тенденция налицо: один за другим важнейшие аспекты человеческой личности, испокон веков относимые к области идеального (например, память и эмоции), уверенно переносятся в сферу материального, раскрывают свою физиологическую, клеточную, биохимическую природу и эволюционные корни.

Как отразятся эти открытия на взаимоотношениях религии и науки? Ожидает ли нас «последний и решительный бой» или компромисс все-таки найдется? Можно, конечно, продолжать цепляться за оставшиеся «оплоты незнания», за совершенно непонятную пока природу «я» и за уже начавшую приоткрываться тайну «свободы воли» (а больше уже особо и не за что), но что такое «я» без памяти и эмоций, да и долго ли простоят эти последние бастионы?

Одним словом, сегодня наука уже вплотную подобралась к «самому святому» в человеке, и извечный конфликт религии и науки имеет все основания разгореться с новой силой. Да и разве только в религии дело? Практически любому из нас, независимо от убеждений, очень трудно принять современные научные взгляды на природу психики (см.: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию, «Элементы», 23.05.2007).

Этим начинают активно пользоваться политики, особенно в странах, где развитая демократия сочетается с высоким авторитетом религиозных конфессий, отличающихся непримиримостью по отношению к эволюционной биологии.

Редакционная статья, открывающая свежий номер журнала Nature, направлена в первую очередь против антиэволюционных демаршей одного из кандидатов в президенты США, сенатора Сэма Браунбека (Sam Brownback). Браунбек подробно изложил свою позицию в статье, опубликованной 31 мая в «Нью-Йорк Таймс». Сенатор утверждает, что человек — не эволюционная случайность, что в нём отражается «образ и подобие» наивысшего существа. «Аспекты эволюционной теории, совместимые с этой истиной, являются полезным дополнением к человеческим знаниям. Те же ее аспекты, которые подрывают эту истину, должны быть решительно отвергнуты как атеистическая теология, притворяющаяся наукой».

Редакция журнала Nature приняла вызов. «И тело, и разум человека произошли путем эволюции от более ранних приматов, — утверждается в статье. — Способ человеческого мышления свидетельствует о таком происхождении столь же убедительно, как и строение и работа конечностей, иммунной системы или колбочек глаза».

Речь идет не только о механизмах работы отдельных нейронов, но и о таких «высших» психических проявлениях, как мораль. Редакция авторитетного журнала при этом ссылается на опубликованную в том же номере статью, посвященную исследованиям одной из базовых человеческих эмоций — отвращения — и ее влияния на моральные оценки. Об этих исследованиях мы расскажем читателям «Элементов» в одной из последующих заметок.

В том, как эмоции управляют нашей моралью, редакция Nature усматривает весомое доказательство эволюционного происхождения того и другого. «Идея о том, что человеческий разум является продуктом эволюции, это не атеистическая теология. Это неоспоримый факт», — утверждается в статье.

Можно ли сегодня всерьез относиться к идее о том, что человеческий разум есть «отражение» разума божественного? По мнению редакции, крайне маловероятно, что существо, способное создать Вселенную, обладает разумом, опутанным такими же системами эмоциональной регуляции, ориентирующимся на такие же системы восприятия и анализа информации, как «прямоходящая обезьяна, приспособившаяся к жизни в маленьких, тесно сплоченных коллективах в условиях африканской саванны».

В статье также отмечается, что в современной антропологии, эволюционной биологии и нейропсихологии остается много нерешенных проблем, но это вовсе не означает, что данные этих наук могут быть отвергнуты на основании одних лишь религиозных верований. Современное научное видение природы человека может вызывать чувство дискомфорта и неудовлетворенности, но это не делает его менее достоверным и менее научным. Любые серьезные попытки обобщения и систематизации имеющихся данных могут быть основаны только на идее о происхождении человеческого разума в ходе биологической и культурной эволюции, без ссылок на божественное творение.

Конечно, краткая (всего на полстраницы) редакционная статья не может содержать развернутой научной аргументации, да и не должна — у нее другие задачи. Статья интересна прежде всего как симптом, и симптом тревожный. Антиэволюционные настроения в Америке (и не только) уже набрали такую силу, что научное сообщество больше не может сохранять прежнюю невозмутимость и делать вид, что взирает на происходящее «свысока».

Судя по всему, очередной виток противостояния науки, религии и общественного сознания обещает быть весьма драматичным.

http://elementy.ru/news/430541

С ним полемизирует на Радио "Свобода" Яков Кротов:

Единственным доказательством бытия Божия является учёный. Вот в журнале «Nature» передовица: человек-де не сотворён по образу и подобию Божию. Предоставляю слово российскому биологу Александру Маркову – вот что он сказал «Радио Свобода»:

«Можем ли мы представить себе, что существо, сотворившее Вселенную, обладает таким же, как у нас, мышлением?».

Нужно быть биологом, желательно – доктором наук, в идеале – специалистом международного уровня (Марков именно таков), чтобы не задуматься над тем, есть ли разница между утверждением «человек создан по образу и подобию Божию» и утверждением «Бог мыслит так же, как человек». Нужно быть биологом, чтобы никогда не слышать азбучной для верующего истины: Бог неописуем и непознаваем. Все слова о Боге – творец, мастер, горшечник, отец, царь – лишь метафоры. Будет ли Марков оспаривать утверждение, что близнецы «похожи как две капли воды»? Только существо, в котором отразилась бесконечность Творца, может сузить себя до такого трагикомического буквализма.

Выяснили, что «есть отдел прифронтальной коры головного мозга, при поражении которого человек остается полностью разумным и адекватным, но у него полностью пропадает способность сопереживать другим людям и способность испытывать чувство вины». И из этого выводят, что Бога нет! Если человека застрелить, у него много какие способности пропадут, но разве это доказывает, что человек – не подобие Божие? Даже в том, кто застрелил, остаётся это подобие, но кто это ценит?!

В конце концов, спор идёт не о том, есть ли Бог, а о том, есть ли человек. Для учёного есть лишь обезьяна, «которая приспособилась к жизни в тесно сплоченных маленьких коллективах в условиях африканской саванны» (Марков). Базаров не умер, он бессмертен! «И для высших приматов, и для наших предков, и для нас сегодня, самые главные задачи всегда… социальные задачи. В конечном счете, от этого зависит, сколько ты оставишь потомков. Если ты вожак, ты оставишь много потомков, твои гены распространятся. Если ты последний в коллективе, у тебя вообще не будет детей, и твои гены пропадут» (Марков).

Это написано человеком, у которого есть «потомки», человеком, который нежно своих потомков любит, и вовсе не потому, что они определяют его место в коллективе. Это говорит человек, который посвятил себя науке не где-нибудь, а в России, то есть, заведомо обрёк себя на самую худшую судьбу в стаде. Потому что учёный – не тот, кто между исследованиями пинает суеверия, думая, что разрушает веру, а тот, кто посвятил себя познанию, ибо познание – бесконечно, в том числе, познание человека. Учёный – примат, который своим безумным для обезьяны поведением воочию показывает, что человек лишь по механизмам своим похож на обезьяну, но по тому, для какой цели эти механизмы используются человек – образ и подобие Божие. Человек, и именно учёный, даже более, чем священник – в беспричинном и математически описываемом мире – наглядно показывает, что есть нечто, не выводимое из мира и бесконечно превосходящее мир, нечто творящее, любящее, мыслящее не ради выживания стада или карьеры в стаде, а ради творчества, мысли и любви самих по себе. Это не доказательство бытия Божия, но это намёк на бытие Бога, и больше этого намёка Бог и не даст никогда, чтобы человек остался человеком, даже если этот человек – учёный.

http://svobodanews.ru/Article/2007/10/05/20071005000059837.html

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Начнем с того, что с..

Начнем с того, что сам Кротов почему-то оказался на материально более обеспеченном Западе, обрек тем самым себя на лучшую участь в стаде и тем самым подтвердил свою обезьянью сущность.

Я бы никогда не прибегал к этому аргументу почти "ниже пояса", но Кротов к нему без тени сомнения прибег и тем самым дал мне возможность на "симметричный" ответ.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Отзыв Кротова не про..

Отзыв Кротова не просто эмоционален. Он находится в близком родстве с лютеровыми "перлами" насчет "сидел в лесу и резал прутья, которыми надо отстегать тех, кто..." Верующие почему-то позволяют себе доказательства бытия божьего по схеме: он опроверг бытие божье, а следовательно бог все-таки существует.

Я впрочем не думаю, что Кротов надеется быть принятым именно людьми с демократическими взглядами, поскольку вещает на демократической радиостанции (по принципу: кто не с нами, тот против нас или раз спонсоры всемирной демократии — американские сенаторы являются фундаменталистами, то и нам харчами не следует перебирать).

И еще один момент. Если в чашке нет воды, кто будет утверждать, что она все-таки присутствует в чашке, но при этом "неописуема" и "непознаваема", даже если ему безумно хочется, чтобы вода в чашке была? Тогда к чему все эти разговоры о "неописуемом" и "непознаваемом"? Утверждая о наличии чего-то непознаваемого, человек тем самым не замечает элементарного — что он сам отрицает свою возможность познать или хотя бы установить факт существования этого "непознаваемого". Ибо если оно действительно непознаваемо, то тогда откуда человек может знать хоть что-то о нем или его свойствах?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Мне очень понравилос..

Мне очень понравилось про высокоморальных низших приматов.

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: «Ас..

ВЛАДИМИР пишет:

«Аспекты эволюционной теории, совместимые с этой истиной, являются полезным дополнением к человеческим знаниям. Те же ее аспекты, которые подрывают эту истину, должны быть решительно отвергнуты как атеистическая теология, притворяющаяся наукой»

Точно! И сжечь их, сжечь!

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

thrary пишет: высок..

thrary пишет:

высокоморальных

Остается только дать определение слову "высокоморальный".

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: И с..

Ан.Павел пишет:

И сжечь их, сжечь!

Аспекты?

Ну я понимаю, книги, в которых напечатаны эти аспекты, но сами аспекты...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Зачем аспекты? Носит..

Зачем аспекты? Носителей

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А все-таки, давайте ..

А все-таки, давайте дадим определение термину "высокоморальный".

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: ате..

ВЛАДИМИР пишет:

атеистическая теология

+1 чуваку за отжиг :)

Между прочим, Кротов так и не ответил прямо на вопрос:

Можем ли мы представить себе, что существо, сотворившее Вселенную, обладает таким же, как у нас, мышлением?

Впрочем, неудивительно.

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Alex_Carrier пишет: ..

Alex_Carrier пишет:

Кротов так и не ответил прямо на вопрос

Потому что бойан.

Alex_Carrier пишет:

Можем ли мы представить себе, что существо, сотворившее Вселенную, обладает таким же, как у нас, мышлением?

Да, можем. Поскольку "по образу и подобию". Первоисточники рулят. :)

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ымы пишет: Да, може..

ымы пишет:

Да, можем. Поскольку "по образу и подобию". Первоисточники рулят. :)

Тут имеется в виду, что современный человек имеет куда больший кругорзор, чем ветхозаветный и христианский боги.

Например, ветхозаветный бог всерьез считал, что небо — это твердь, на которой висят звезды, луна и солнце.

Познания же Иисуса Христа в медицине не выдерживают никакой критики. И даже если мы считаем все эти истории про "изгнания бесов" всего лишь мнением евангелистов, их медицинские представления мягко говоря отстают от уровня античной медицины (того же Гиппократа и его современников).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: сов..

ВЛАДИМИР пишет:

современный человек имеет куда больший кругорзор, чем ветхозаветный и христианский боги

Откуда это видно?

ВЛАДИМИР пишет:

ветхозаветный бог всерьез считал, что небо — это твердь, на которой висят звезды, луна и солнце

Вы уверены?

ВЛАДИМИР пишет:

Познания же Иисуса Христа в медицине не выдерживают никакой критики

Однако ж, вылечил?

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ымы пишет: Откуда э..

ымы пишет:

Откуда это видно?

Из наивных представлений авторов "боговдохновенных" текстов. Тут дилемма: или они небоговдохновенны, либо вдохновитель имел очень слабые познания во многих науках.

ымы пишет:

Вы уверены?

Более чем. См. первоисточник. И построенную на его основе фундаменталистическую космологию допотопного времени с "водой над твердью".

ымы пишет:

Однако ж, вылечил?

Ответ, достойный Я.Кротова.

Впрочем, и здесь есть контрдовод. Причем, достаточно серьезный.

Всякий раз, когда верующего припрут к стенке дилеммой: излечивает операция или молитва об исцелении? он выкручивается софизмом, вроде: когда я шел на операцию, я молился и, как следствие, операция прошла успешно. Т.е. операция без молитвы была бы менее удачной. А молитва без операции? Т.о. получается, что молитва лучше всего действует, когда она сопряжена с операцией, а хуже всего, когда она с нею не сопряжена. Что говорит об определенном бессилии христианского бога, который, как получается, может лишь сопереживать человеку, но реальной помощи оказать не может (см. концовка романа С.Лема "Солярис").

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: опе..

ВЛАДИМИР пишет:

операция без молитвы была бы менее удачной

Пистолетом и добрым словом, можно добиться больше, чем одним пистолетом (С).

  1. Так вылечил или нет? Есть результат — показывающий, что с познаниями в медицине у Иисуса все в порядке. Тогда о чем разговор — успешному врачу виднее, насчет методов?

  2. Причем тут Лем?

    ВЛАДИМИР пишет:

    Из наивных представлений авторов "боговдохновенных" текстов

    Претензии к авторам — как смогли в рамках своего кругозора понять, так и написали.

    ВЛАДИМИР пишет:

    первоисточник. И построенную на его основе

    На основе — оно и есть на основе. "По мотивам". Вопрос восприятия.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ымы пишет: На основ..

ымы пишет:

На основе — оно и есть на основе. "По мотивам". Вопрос восприятия.

Отнюдь. Эти ребята хотели быть БУКВАЛИСТАМИ. И они-то как раз БУКВАЛИСТЫ. А те, кто сейчас пытаются (как и 200 лет назад) согласовать космологические представления авторов библии с реальным миром — вот те именно мыслят "по мотивам". И фундаменталисты с одной стороны, а материалисты — с другой совершенно справедливо над ними смеются.

ымы пишет:

Так вылечил или нет? Есть результат

Человек, который ничего не смыслит в радиоэлектронике, тем не менее может включать радиоприемник и слушать его.

ымы пишет:

Причем тут Лем?

Цитирую роман:

— Ах, ты абсолютно не понимаешь, о чем речь. Скажи мне, ты... веришь в
бога?
Он быстро взглянул на меня.
— Ты что?! Кто же в наши дни верит... В его глазах тлело беспокойство.
— Это не так просто, — сказал я нарочито легким тоном. — Я не имею в
виду традиционного бога земных верований. Я не знаток религии и, возможно,
не придумал ничего нового... ты, случайно, не знаешь, существовала ли
когда-нибудь вера... в ущербного бога?
— Ущербного? — повторил он, поднимая брови. — Как это понять? В
определенном смысле боги всех религий ущербны, ибо наделены человеческими
чертами, только укрупненными. Например, — бог Ветхого завета был жаждущим
раболепия и жертвоприношений насильником, завидующим другим богам...
Греческие боги из-за своей скандальности, семейных распрей были в не меньшей
степени по-людски ущербны...
— Нет, — прервал я его.- Я говорю о боге, чье несовершенство не
является следствием простодушия создавших его людей, а представляет собой
его существеннейшее имманентное свойство. Это должен быть бог ограниченный в
своем всеведении и всемогуществе, который ошибочно предвидит будущее своих
творений, которого развитие предопределенных им самим явлений может привести
в ужас. Это бог... увечный, который желает всегда больше, чем может, и не
сразу это осознает. Он сконструировал часы, но не время, которое они
измеряют. Системы или механизмы, служащие для определенных целей, но они
переросли эти цели и изменили им. И сотворил бесконечность, которая из меры
его могущества, какой она должна была быть, превратилась в меру его
безграничного поражения.
— Когда-то манихейство... — неуверенно заговорил Снаут; сдержанная
подозрительность, с которой он обращался ко мне в последнее время, исчезла.
— Но это не имеет ничего общего с первородством добра и зла, — перебил
я его сразу же. — Этот бог не существует вне материи и не может от нее
освободиться, он только жаждет этого...
— Такой религии я не знаю, — сказал он, немного помолчав.- Такая
никогда не была... нужна. Если я тебя хорошо понял, а боюсь, что это так, ты
думаешь о каком-то эволюционирующем боге, который развивается во времени и
растет, поднимаясь на все более высокие уровни могущества, к осознанию
собственного бессилия? Этот твой бог — существо, которое влезло в
божественность, как в ситуацию, из которой нет выхода, а поняв это,
предалось отчаянию. Да, но отчаявшийся бог — это ведь человек, мой милый. Ты
говоришь о человеке... Это не только скверная философия, но и скверная
мистика.
— Нет, — ответил я упрямо. — Я говорю не о человеке. Может быть,
некоторыми чертами он и отвечает этому предварительному определению, но лишь
потому, что оно имеет массу пробелов. Человек, вопреки видимости, не ставит
перед собой целей. Их ему навязывает время, в котором он родился, он может
им служить или бунтовать против них, но объект служения или бунта дан извне.
Чтобы изведать абсолютную свободу поисков цели, он должен был бы остаться
один, а это невозможно, поскольку человек, не воспитанный среди людей, не
может стать человеком. Этот... мой, это должно быть существо, не имеющее
множественного числа, понимаешь?
— А,- сказал он, — и как я сразу... — и показал рукой на окно.
— Нет, — возразил я. — Он тоже нет. Он упустил шанс превратиться в
бога, слишком рано замкнувшись в себе. Он скорее анахорет, отшельник
космоса, а не его бог... Он повторяется, Снаут, а тот, о котором я думаю,
никогда бы этого не сделал. Может, он как раз подрастает в каком-нибудь
уголке Галактики и скоро в порыве юношеского упоения начнет гасить одни
звезды и зажигать другие. Через некоторое время мы это заметим...
— Уже заметили, — кисло сказал Снаут. — Новые и Сверхновые...
По-твоему, это свечи его алтаря?
— Если то, что я говорю, ты хочешь трактовать так буквально...
— А может, именно Солярис — колыбель твоего божественного младенца, —
добавил Снаут. Он все явственнее улыбался, и тонкие морщинки окружили его
глаза. — Может, именно он и является, если встать на твою точку зрения,
зародышем бога отчаяния, может, его жизненная наивность еще значительно
превышает его разумность, а все содержимое наших соляристических библиотек —
только большой каталог его младенческих рефлексов...
— А мы в течение какого-то времени были его игрушками, — докончил я. —
Да, это возможно. Знаешь, что тебе удалось? Создать совершенно новую
гипотезу по поводу Соляриса, а это действительно кое-что! И сразу же
получаешь объяснение невозможности установить контакт, отсутствию ответов,
определенной — назовем это так — экстравагантности в обхождении с нами;
психика маленького ребенка...
— Отказываюсь от авторства, — буркнул стоявший у окна Снаут.

ымы пишет:

Претензии к авторам — как смогли в рамках своего кругозора понять, так и написали

Ооооооооо!!!! Ну...

Вот почему христиане полагают, что этот аргумент сработает? Откуда эта концепция "полуграмотного сторожа", который ночью встречает инопланетян и становится сразу же полномочным представителем всей земной цивилизации?

Выбирая недоумков в качестве посредников (недоумков не только с т.з. XXI века, но и своего собственного), христианское божество как будто и не надеется быть убедительным, зато дает своим оппонентам многочисленные козыри.

То же самое касается еврейского ветхозаветного бога. Там тоже не только масса противоречий с реальной действительностью, но и масса внутренних противоречий.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Нет, пора этому мрак..

Нет, пора этому мракобесию и антиинтеллектуализму — всем этим полуграмотным сторожам давать отпор!

См. новая тема.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить