Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Den, тухачевский, Фрерин, idemidov

Религиозная статистика России

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Религиозная статистика России

Все эти теоретические споры вызвали у меня желание сделать расчет: а сколько в России православных и вообще верующих?

Вот моя вступительная статья к расчетам численности верующих разных конфессий по разным странам, которую я делал по состоянию на 2000 год:

В своих расчетах численности конфессий по отдельным странам мира и в целом по континентам я был вынужден использовать различные методики, в результате чего данные нередко не совпадают. Причем, это несовпадение проистекает из того, что данные по континентам ориентируются на статистику посещения населением религиозных мероприятий, а по отдельным странам – на статистику отдельных религиозных организаций в национальном масштабе. Обе методики присутствуют в главном источнике, которым я пользовался — Народы и религии мира. М.,1999. Однако, и на сайте www.adherents.com картина аналогична, ибо используются несколько прямо исключающих друг друга источников. Я, естественно, стараюсь согласовать данные, но отдаю себе отчет в невозможности достичь полного совпадения результатов статистических методик.
Это приводит к закономерному вопросу: кого считать, а кого не считать членами определенной конфессии? Существует, по меньшей мере, четыре ответа:
Во-первых, членами определенной конфессии (в просторечье верующими) называют активных мирян и духовенство (так определяют свою численность многие протестантские конфессии), причем совершеннолетних и, как правило, лишенных иных интересов в жизни.
Во-вторых, таковыми можно назвать всех формальных членов церкви (т.е. прошедших систему инициаций: крещение, религиозное бракосочетание и т.д.). Эта группа гораздо шире первой и включает большую часть населения страны (за исключением социалистических стран, хотя, если рассматривать современные социалистические страны Азии – Китай, Вьетнам и др., здесь ситуация с религиозной принадлежностью населения достаточно сложная и требует особой методики учета). Причем, среди традиционных конфессий доля этой второй категории в несколько раз больше, чем среди новых, недавно образовавшихся или недавно проникших в страну религиозных организаций, которые, действительно, по большей части состоят из неистовых адептов первой категории.
В-третьих, не стоит забывать о различии между организованной религией и конфессией в целом, которая включает также людей, непосредственно неорганизованных в официальную систему, но приверженных соответствующим верованиям. Подобный индивидуализм характерен, надо сказать, не только для современного Запада, но и для иных цивилизаций. Сюда следует также прибавить тайные культы, процветающие в последние два тысячелетия (проблема учета приверженцев тайных культов вносит настоящий хаос в религиозную статистику: с одной стороны, например, среди медиевистов до сих пор нет единства по поводу соотношения ересей и официального католицизма в Средние Века, и есть исследователи, которые считают их равновеликими и даже отдают предпочтение ересям, а с другой «громкость» существования той или иной мелкой конфессии или секты часто принимают за ее масштаб, а это далеко не всегда неверно).
Наконец, в четвертых, есть еще фактор религиозно-культурного единства. Т.е. любой представитель конкретного общества может быть отнесен к господствующей и исторически существующей в этом обществе конфессии. Это правило срабатывает как при переходе к более крупным культурологическим таксономическим единицам: например, американец, живущий в преимущественно протестантском штате чувствует свою принадлежность к конкретной конфессии: баптистской, методистской или иной, но окажись он в католической стране, он ощущает свое единство с иными протестантами в единой надденоминации протестантов, а в Индии или мусульманских странах на него с католиком смотрят в целом как на христиан; так и при национально-культурной идентификации: например, армянин, живущий за пределами Армении в подавляющем большинстве случаев григорианин, хотя в самой Армении среди армян есть приверженцы иных христианских конфессий и даже армяне-мусульмане (для него религиозная принадлежность служит индикатором этнического самоопределения и способом сохранения своей национальной принадлежности в инонациональной среде). Пример с армянам (и, кстати, с евреями) – особый, ибо здесь мы имеем дело с национальной религией (а ведь христианство в целом могло стать НАЦИОНАЛЬНОЙ религией армян – АИ), совпадающей в целом с этническими рамками, но ведь есть примеры превращения в этнические индикаторы и самых распространенных конфессий: поляк, живущий в России и теряющий связь с католицизмом, неизбежно русеет за 10-20 лет.
В реальности все гораздо сложнее. Причем не только в странах Дальнего Востока (где один человек может исповедовать две и даже три религии одновременно: неразрешимая проблема для статистики!) В Швеции до сих пор формально каждый подданный королевства – лютеранин, поскольку и по сей день обязан платить церковную десятину (точнее 1%). С 1951 года желающие могут отказаться от членства и уплаты десятины. Делается это явочным порядком, при подаче соответствующего заявления в налоговые органы. 12% населения так и сделало, но это в большинстве своем приверженцы других христианских конфессий и иных религий. Остальные 88% населения можно отнести к лютеранам в основном по третьему типу классификации, поскольку формально относит себя к лютеранской церкви лишь 53%, а остальные 35% никак не проявляют себя в религиозном отношении. Выплата ими «церковной десятины» может быть оценена просто как стремление предоставить в распоряжение правительства средства для реставрации и содержания памятников старины (зданий соборов и т.д.) и скорее говорит о заботе по поводу привлечения в страну туристов, чем о религиозности жертвователей. А шведы, живущие в США и Канаде, наоборот, довольно ревностно сохраняют лютеранство, ибо – в противном случае – быстро ассимилируются окружающим населением.
Можно ли назвать всех евреев иудаистами (опять-таки не в смысле соблюдения или несоблюдения обрядовых тонкостей и участия в религиозной жизни, а смысле приятия определенной национальной идеи, связанной с религией)? Есть ли атеисты в мусульманских странах (даже светских), ибо, например, в Турции – борьба с мусульманским клерикализмом – лаицизм обернулся творением национальных пантюркистских мифов (большей частью кабинетных)? Индусом стать нельзя, а можно только в следующем рождении родиться в определенной касте, а стало быть, никакого атеизма в Индии тоже не может быть? Аналогичная ситуация – в Японии, где все японцы (кроме осатанелых христиан-сектантов) синтоисты. Современный Китай как будто являет пример массового атеизма в начале XXI века, но коммунистическая идеология на народном уровне давно переросла в обычный для Китая культ знаменитых и достославных людей.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

А вот, что касается ..

А вот, что касается численности православных в России и СССР при советской власти:

СКОЛЬКО БЫЛО ПРАВОСЛАВНЫХ?

Одним из наиболее дискуссионных (и я бы даже сказал альтисторических) вопросов советского прошлого является проблема численности верующих в СССР. В последние десятилетия многие мемуары и полемические статьи (особенно эмигрантские!) рисуют картину едва ли не всеобщей подпольной религиозности в советский период, что, кстати, вполне коррелируется с настоящим взрывом религиозности в период перестройки (особенно после празднования 1000-летия крещения Руси в 1988). Советские источники послевоенного периода вообще замалчивают эту тему, изображая очень немногочисленных верующих психически неполноценными либо престарелыми людьми, чье невежество объясняется тем, что они формировались как личности в дореволюционные времена или в условиях слабости просветительской работы советской школы (в деревне, напр.) Не смотря на условность самого понятия «верующий» (религиозные активисты; люди, принимающие участие в религиозной жизни; люди, лишь формально, по традиции, исполняющие религиозные обряды, которые служат этническим либо историческим идентификатором: особенно в общинах в инородной среде) все равно остается некоторое сомнение – кому верить? Само по себе массовое приобщение населения к религии в конце 80-х еще ни о чем не говорит: ментальные условия эпохи были таковы, что политические и мировоззренческие установки людей менялись молниеносно и масштабно (для сравнения достаточно вспомнить «культы» целителей: Кашпировского, Чумака и др.) С другой стороны, СССР был в религиозном отношении достаточно сложной страной, и степень религиозности в различных концах огромной страны неизбежно различалась. Специфика религиозного мышления, которое неизбежно страдает абберацией – т.е. часто неумышленным преувеличением масштабов собственного значения и деятельности, также не позволяет использовать напрямую мемуарные и прочие материалы церковного подполья (да, и не забудем, что степень религиозности и степень вовлеченности верующих в религиозные организации – церковности также существенно отличались). Если оставить пока в стороне советских католиков и советским мусульман и ограничиться советскими православными, как оценить хотя бы приблизительную их численность в советский период? Согласно материалам переписи 1937 года (когда в числе переписных вопросов был вопрос о вероисповедании; целью исследования было определение темпов отхода населения от религии в результате официальной политики) верующими себя определило до 65% сельского населения и 50% городского. В среде народностей, традиционно исповедующих ислам, верующих насчитывалось 66,2%, среди традиционно христианских – 54,5%, а верующих среди евреев насчитывалось всего 17,4%. Общая численность первых в 1939 году – 21,8 млн., вторых – 144,3 млн., а евреев – 3 млн. Стало быть, около 1939 года в СССР насчитывалось 78 миллионов христиан, 14 миллионов мусульман и 0,5 млн. иудаистов. Это в границах «старого» СССР. Общая численность народов, традиционно исповедующих православие (русских, украинцев – за вычетом униатов-западенцев, белорусов, грузин и др.) равнялась 139,7 млн. человек. Уровень их религиозности был несколько меньшим, чем в целом среди христиан (т.е. уровень религиозности армян, прибалтов и поляков был выше). Стало быть, православных в СССР в 1939 году (в старых границах) было не более 75 млн. Из этого числа вычитаем старообрядцев (видимо, не менее 5 миллионов человек; в 1917 году общая численность старообрядцев в Российской империи оценивалась в 25 миллионов, однако, это могло быть преувеличением). Итого, православных в СССР 70 миллионов человек (41% населения). Присоединение западных земель к СССР в 1939-1940 гг. увеличило численность верующих, поскольку уровень религиозности в этих районах был гораздо выше советского и составлял не менее 90 %. Число христиан пополнилось не менее 16 миллионами человек и составило в 1940 году 94 млн. (48 % населения СССР). Вычитая из численности западных христиан католиков и униатов, получаем не менее 4 миллионов православных на Западе СССР. Итого православных в СССР 1940 года – 74 миллиона (38 % населения).
А спустя 30 лет? В первом издании монографии С.И.Брука Население мира. М.,1981 приводятся данные по численности религиозных групп по странам мира и в целом по миру на начало 70-х гг. Численность приверженцев восточных церквей (православных, монофизитов и несториан) оценена цифрой 80 миллионов человек в целом по миру. Как их делить и распределять по странам мира (с учетом того, что в СССР находилась значительная часть и православных, и монофизитов)?
Начать можно с регионов Азии, Африки и Америки, где учет верующих был хоть как-то поставлен (в отличие от СССР и социалистических стран Европы).
По данным Г.А.Шпажникова в Африке в 1976 году насчитывалось 22 миллиона приверженцев восточных церквей (стало быть, в 1970 их было 20 млн.)
В Америке (всех восточных церквей): в США – 4 млн., в Латинской Америке и Канаде – 1 млн.
В Австралии – 200 тысяч.
В Азии – 3 млн.
Итого, за пределами Европы и Азиатской части СССР – 28 млн. человек – приверженцев православия, монофизитства и несторианства.
Стало быть, в Европе и Азиатской части СССР православные и монофизиты (армяне) насчитывали в 1970 году 52 млн.
Из них:
В Западной Европе – 1 млн.
В Греции – 9 млн. (православие исповедовала подавляющая часть греческого и славянского населения).
За их исключением, в социалистических странах Европы (включая СССР) в 1970 проживало 42 миллиона православных и монофизитов.
Разумеется, степень религиозности в социалистических странах, где традиционно исповедовалось православие (Албании, Болгарии, Румынии, СССР и Югославии) была неодинаковой. Наименьший процент православных (и вообще, верующих) в Албании. Наибольший – в Югославии (в последней, вероятно до 50% сербов, черногорцев и македонцев – 5 млн.) В Болгарии и Румынии процент православных верующих был значительно ниже, чем в Югославии, — всего до 8 млн. (треть населения). На долю же Советского Союза приходятся оставшиеся 29 млн. православных и монофизитов (к православным следует также причислить старообрядцев; в 90-х гг. численность старообрядцев оценивалась в 3 млн. человек; учитывая специфический образ жизни старообрядческих общин и многовековой опыт подпольного вероисповедания, их численность в 1970 вряд ли была меньшей). Численность армян (традиционно исповедующих монофизитство) в 1970 году – 3,5 млн., а численность народов традиционно исповедующих православие (опять за вычетом украинцев-западенцев) – 180 млн. Православные и грегориане составляют 15% общей численности восточнохристианских народов. Среди армян религиозность (в форме соблюдения культурно-исторических традиций) могла достигать 50% (то же самое относится и к грузинам). Получаем 1,7 млн. грегориан и 27,3 млн. православных и русских старообрядцев, из которых 1,6 млн. относились к Грузинской Православной Церкви, а остальные 22,7 млн. (за вычетом 3 млн. старообрядцев) – члены Русской Православной Церкви. Таким образом, из 177 млн. русских, украинцев, белорусов, молдаван и др. православными верующими можно было считать в 1970 лишь 13%. А это вполне соответствует первоначальной гипотезе о незначительном удельном весе православных в послевоенном советском обществе.
Действительно, вспомним свои детские годы – часто ли мы сталкивались с религиозностью в 70-х гг. прошлого века? И в каких средах? Более-менее традиционное православие было распространено: во-первых, среди людей пожилого возраста (преимущественно женщин), во-вторых, среди части (довольно небольшой) советских интеллектуалов (тех, кто ездили по русскому северу в поисках икон и фольклора, реставрировали церкви и т.д.) Изучавшие в полуподполье иврит смеялись над этим обскурантизмом, но сами, в сущности, занимались тем же самым. Впрочем, очевидно, что религия в послевоенном СССР (будь то православие, иудаизм или католицизм) интересовала лишь небольшую часть интеллектуалов, причем часто не ради себя самой, а как фактор национальной самоидентификации (социологические опросы в начале 80-х показывали, что религией интересуется лишь 14% населения). Было, правда, еще одно явление, в известной степени даже официальное. Я имею в виду Золотое Кольцо – комплекс подмосковных старорусских городов. Отреставрированные в 60-70-х гг. памятники старины этих мест вписывались в большую подмосковную туристическую зону. Сама атмосфера Золотого Кольца способствовала сохранению и развитию восприятия православной эстетики: (вспоминается характерный эпизод из фильма еще советских времен «Семь невест ефрейтора Збруева»). Кстати, а магический город Кира Булычева – Великий Гусляр, ЕМНИП, ведь тоже был расположен в пределах Золотого Кольца? Но интересы советских детей все-таки лежали в области космических трасс, а в Подмосковье для них выделялся лишь закрытый наукоград, где случились приключения Сереги Сыроежкина и его двойника – Электроника. К православию это никакого отношения не имело.

Источники:
Брук С.И. Население мира. М.,1981.
Козлов В.И. Национальности СССР. М.,1975.
Народонаселение. Энциклопедический Словарь. М.,1994.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки. М.,1981.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Теперь вопрос: а ско..

Теперь вопрос: а сколько верующих в современной России?

Интересные данные приводятся в статье — http://www.foma.ru/articles/492/

Например, в 1991 году в России 34% опрошенных назвали себя православными, 10% отнесли к другим вероисповеданиям, 16% затруднились с ответом и 40% назвали атеистами. В 2005 — православных: 62%, других — 8%, атеистов — 15% и затруднившихся — 15% (а вовсе не 4, как в таблице). Из числа "других" — 7% мусульман и 1% протестантов и прочих. Последние цифры требуют проверки. В России численность народов, традиционно исповедующих ислам согласно переписи 2002 года — 16 млн. — т.е. 11% от общей численности населения России в 2002 году — 145,2 млн. Означает ли это, что 4% представителей мусульманских народностей России — не мусульмане, а приверженцы иных религий или атеисты? Отметим это и пойдем дальше. Традиционно исповедуют буддизм калмыки, половина бурят, тувинцы и часть алтайцев — около 700 тысяч человек, что составляет 0,5% населения страны. Также 60% марийцев — язычники — 360 тысяч человек. Количество иудаистов — не более 200 тысяч. Таким образом, число буддистов, марийских язычников и народов Севера, а также иудаистов составляет 1,3 млн. человек — 0,9% населения. О численности протестантов в современной России можно только гадать. Она явно больше 0,1% населения — т.е. 145 тысяч. Сами протестанты говорят примерно о миллионе своих приверженцев, но, на мой взгляд, пик влияния протестантизма в России пройден в середине 90-х, и сейчас наблюдается спад. Есть еще католики (в России — преимущественно униаты), индуисты (все многочисленные секты Агни-Йоги, Общества Кришны и т.п.), которых не так уж мало — в середине 90-х их было не менее 700 тысяч, но тенденция спада численности наблюдается и здесь. Кстати, опрос проигнорировал существование российских старообрядцев (или же они отнесли себя к православным), а их около 2 млн. человек. Также сомнительно такое большое количество атеистов среди представителей мусульманских народов. С одной стороны, никакого принуждения к исповеданию мусульманства (в отличие от Ирана или Саудовской Аравии) в России для них нет, но ислам как культурная традиция должна восприниматься практически всеми 16-ю миллионами этнических мусульман России. И как раз в ходе опроса они могли ответить именно так.

Одним словом, общее количество неправославных верующих в России может достигать (включая "культурных мусульман") 21 млн. человек (14,5%). Прибавляет 30% атеистов и просто неверующих — получаем 44% неправославных. Остаются 56% православных.

Согласно тому же опросу, более-менее регулярно посещают богослужения всего 29% населения. Сколько среди них православных? Протестанты очень активны в этом отношении, и все 0,7% протестантов можно записать в эту категорию. Столь же аккуратны старообрядцы, особенно в местах компактного проживания — Сибирь и т.д. Среди мусульман богослужебная активность вряд ли выше, чем среди православных. Т.о. можно говорить о 24% населения России, которые хотя бы несколько раз в год посещают православные богослужения (35 млн. человек). Они составляют 27% численности традиционно православных народов России (русских, украинцев, белорусов, якутов, грузин, осетин и т.д.) и представляют первую и вторую категории верующих (первая категория — истые православные верующие — составляют не более 7% населения). Остальные 32% определяющих себя православными относятся к третьему типу верующих, для которых интересна лишь национально-культурная идентификация. Держу пари, именно для этих людей "русский" — синоним православного, а "нерусский" — синоним неправославного (!) Т.е. в данном случае православие выступает лишь как национальный идентификатор, и вообще не носит религиозного характера.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Кстати, вот данные о..

Кстати, вот данные об участии христианских партий в выборах в Госдуму за последние 13 лет.

В 1995 году:

Политическая Партия «Христианско-демократический союз – Христиане России»,1993 0,28%

в 1999 году:

Российский общенародный союз,1991 0,37%

Избирательный Блок «Русское действие»,1999 0,17%

в 2003 году:

Всероссийская Политическая Партия «За Русь Святую»,2001 0,49%

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Ост..

ВЛАДИМИР пишет:

Остальные 32% определяющих себя православными относятся к третьему типу верующих, для которых интересна лишь национально-культурная идентификация. Держу пари, именно для этих людей "русский" — синоним православного, а "нерусский" — синоним неправославного (!) Т.е. в данном случае православие выступает лишь как национальный идентификатор, и вообще не носит религиозного характера.

Можно ли считать этих людей "потенциальным резервом" для увеличения первых двух категорий православных в России?

Согласно тому же опросу, в 2005 году всех верующих (включая православных) в России было 70% населения, однако, хотя бы изредка (раз в году и реже) религиозные мероприятия посещал всего 51% населения. Это означает, что 19% верующих ограничились лишь декларацией своей религиозности и это не оказало никакого влияния на их повседневную жизнь (хотя остается вероятность соблюдения некоторых религиозных правил в повседневной жизни). За 15 лет, последовавших за распадом СССР, советский образ жизни начал уходить в прошлое, ему пришел на смену "новорусский" образ жизни, но они оба достаточно далеки от христианских норм жизни и поведения. И здесь не только воля конкретного человека, но и обстоятельства реальной жизни. Например, развод, который, в принципе, категорически нежелателен для христиан, присутствует в реальной жизни верующих и неверующих примерно в равной степени. Опрос на тему: "сколько детей должно быть в семье, если позволяют материальные возможности?" http://www.foma.ru/articles/586/ сформулирован именно в смысле идеального пожелания, а какова же реальность? действительно ли верующие в России более многодетны, меньше совершают преступлений, меньше пьют и т.д.? (подобные мифы регулярно тиражируются православными публицистами) Интересно также, что одобряют деятельность олигархов куда больше православных (36%), чем неверующих (25%). Там же.

Уровень образования верующих и неверующих почти не отличается. Там же.

Что касается политических симпатий, то в 2003 году 41% православных проголосовал за Единую Россию (из числа неверующих только 31%; в целом по стране — 37%). Там же.

Верующие и неверующие смотрят одни и те же фильмы, читают почти одну и ту же литературу, молодежь увлекается одними и теми же музыкальными стилями.

Кстати, уровень социального оптимизма у неверующих немного ниже, чем у верующих, но в пределах погрешности.

Таким образом, по большому счету образ жизни большей части верующих в современной России почти не отличается от образа жизни неверующих. Да, есть группы ревностных христиан (аналогично и ревностных мусульман), но они составляют абсолютное меньшинство — не более 8% всего населения и относительное меньшинство членов православной церкви.

Для 32% населения России, которые в предыдущем посте отнесены к православию, характерно культурно-историческое восприятие православия, причем довольно рационализированное. Церковь ими воспринимается исключительно как социальный институт, полезный, но только лишь в социальном плане (кстати, именно они были бы заинтересованы в создании наконец-то православной церковью своей социальной доктрины и превращении церкви в благотворительную организацию). Они, естественно, не верят ни в какие чудеса, тем более творимые современными старцами, и уж точно не пустят православную церковь в свою личную жизнь.

Сомнительно, чтобы эти люди вдруг приняли монашество или что-то в этом роде.

А вот язычество вполне может привлечь их, поскольку также претендует на ту культурно-историческую роль, которую они отводят православной традиции.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Для..

ВЛАДИМИР пишет:

Для 32% населения России, которые в предыдущем посте отнесены к православию, характерно культурно-историческое восприятие православия, причем довольно рационализированное.

В этой связи уместен вопрос: а сколько было верующих в России XIX века? А в России XV века?

Православные публицисты и историки (разумеется, современные) жестко стоят на том, что в эти века была массовая, поголовная и строгая религиозность, по сравнению с которой даже современные ревностные верующие — атеисты. Правда, современники XV и XIX веков придерживались совсем иной т.з. А если мы вспомним постоянную тягу верующих к лжи во спасение, придется признать данные источники ненадежными.

И тут мы сталкиваемся с явлением народной религиозности, почти не оставшейся в живых к нашему времени (в силу изменения соотношения городского и сельского населения в России), но очень распространенной в свое время. Тождественна ли она церковной религиозности? Ведь и современные православные публицисты — горожане, они лишены хтонической связи с национальной почвой, языческой по сути. Религиозность их вторична, кабинетна, склонна к созданию совершенно идеалистических образов "доброго пахаря", беспрестанно пребывающего в умной молитве, который не то, что идолам не служит, а и матом не ругается. В реальности в народной религиозности уживались православные верования со множеством традиционных поверий. Этика и эстетика крестьянства получила отражение в фольклоре, подчас невероятно циничном и далеком от православного мировоззрения (особенно от православного мировоззрения городских кабинетных христиан). Таким образом, церковная культура России прошлых веков отнюдь не тождественна всей русской культуре (а ведь на это, в сущности, настаивают все нынешние создатели учебников "Основ православной культуры"). Но была еще и светская культура России ( и не только после Петра I), которая развивалась своими путями, не пересекающимися с путями развития церковной русской культуры: например, иностранцы еще со времен Киевской Руси свидетельствовали о сильном развитии шахматного спорта в нашей стране и о превосходстве русских шахматистов над европейскими. Вопрос: присутствует ли в агиографической литературе, которая в общем и целом побробно описывает жизнь и быт, хотя бы один подобный сюжет? Если народную нецерковную культуру городские православные интеллигенты еще согласны терпеть, то светская культура вызывает у них крайне негативные эмоции. Понятие "светский" в современной православной публицистике звучит как ругательство.

P.S. Еще более нелепо описание в современной православной публицистике "православного воина". То ли люди, это пишущие, совсем не сведущи в предмете, то ли у них желаемое уж совсем не соответствует действительному, но возникает стойкое впечатление, что вместо воинов штафирка-горожанин описывает нечто среднее между евнухом и иноком. Чтобы воевать, чтобы уничтожать врагов, нужна ярость, отчаянная храбрость, злость, гнев, но при этом хладнокровная расчетливость и готовность к самопожертвованию (без соборования перед атакой и надежды на христианское погребение). Прибавьте сюда сочный армейский юмор всех времен и народов. А как раз эти качества отнюдь не культивируются в православной церковной культуре. И в итоге подобная писанина очень смахивает на сон кадета Биглера у Гашека. Истинно верующие, конечно, попадались среди рекрутов, но однополчане смотрели на них, как на людей не от мира сего.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Прочитал с интересом..

Прочитал с интересом. Респект.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: а и..

ВЛАДИМИР пишет:

а и матом не ругается

Ну отучили же мнишки Иверского монастыря гастов материться внутри периметра. При том увещеванием и примером, без штрафов. Говорят:)

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Что..

ВЛАДИМИР пишет:

Чтобы воевать, чтобы уничтожать врагов, нужна ярость, отчаянная храбрость, злость, гнев, но при этом хладнокровная расчетливость и готовность к самопожертвованию

А кто аффтар писанины? Если Вы, тогда позволю себе спросить — пробовали?

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Много верного и точн..

Много верного и точного. Интересная статья

Россия превыше всего!

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: как..

ВЛАДИМИР пишет:

какова же реальность? действительно ли верующие в России более многодетны

Многодетность старообрядцев именно в массе — общий момент. Вот насчет последователей РПЦ не уверен.

Маруся пишет:

позволю себе спросить — пробовали?


    1. Меня тоже этот момент малость посмешил.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Den пишет: Вот насч..

Den пишет:

Вот насчет последователей РПЦ не уверен

ну так в чем их"последоваетльность РПЦ" то заключается если они и в церовь не ходдят и не моляццо и обрядов не соблюдають?

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Sergey-M пишет: ну ..

Sergey-M пишет:

ну так в чем их"последоваетльность РПЦ" то заключается если они и в церовь не ходдят и не моляццо и обрядов не соблюдають?

Крестики носят Коллега вы у меня спрашиваете?

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

я напрмер не ношу.....

я напрмер не ношу.... я вобще насчет якобы большей рождаемости у православных.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Sergey-M пишет: я в..

Sergey-M пишет:

я вобще насчет якобы большей рождаемости у православных.

Потенциально — желаний больше, чем у атеистов, но реальность

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Пот..

ВЛАДИМИР пишет:

Потенциально — желаний больше, чем у атеистов, но реальность

Ну если быть объективным то реально многодетные семьи — четверо и больше детей это или алкаши или верующие... Это конечно чисто личные наблюдения. Так что часть вроде по заповедям живет. Но я не Госкомстат это раз, а два — едва ли таковых более десятой части тех кто себя относит к "верующим" православным. Скорее меньше.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: жел..

ВЛАДИМИР пишет:

желаний больше, чем у атеистов,

откуда у них желаний больше? им две трети глда вообще сексеом занматсо нельзя....

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Den пишет: Многодет..

Den пишет:

Многодетность старообрядцев именно в массе — общий момент.

При этом — устойчивая тенденция к сокращению численности в течении всего советского и постсоветского (!) периода. Поскольку на процесс оказало влияние общее сокращение сельского населения в стране.

Маруся пишет:

А кто аффтар писанины? Если Вы, тогда позволю себе спросить — пробовали?

В Китае даже набирали специально в войска "молодых негодяев" — преступников-уголовников. Убить человека православному горожанину XXI века, будь он хоть трижды патриотом, будет очень непросто.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Sergey-M пишет: отк..

Sergey-M пишет:

откуда у них желаний больше? им две трети глда вообще сексеом занматсо нельзя....

Вообще интересная тема. Посвящу ей следующую статью.

В принципе, тут то же самое, что и у Оруэлла: наш партийный долг...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Уб..

ВЛАДИМИР пишет:

Убить человека православному горожанину XXI века, будь он хоть трижды патриотом, будет очень непросто

Ножом? Уже спорно, а вот шмальнуть из кулемёта по кусту, где может парочка трахается, может боевик засел, а может дети ягоды жруть — да как два байта через компорт.

Хотя я тоже не пробовала, посему предлагаю оставить данный бесполезный спор. Мой респект к Вам возрастёт, если вы удалите З.ы. из статьи.

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Маруся пишет: Уже с..

Маруся пишет:

Уже спорно, а вот шмальнуть из кулемёта по кусту

у вас всегда пулемет под рукой?

Маруся
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Sergey-M пишет: у в..

Sergey-M пишет:

у вас всегда пулемет под рукой?

Так пост о солдатах вроде. А им таковые совершенно бесплатно выдают. Иногда даже крупнокалиберные.

Нас будет ждать "Нагльфар" на рейде и янтарный пирс Вальгаллы...

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: В К..

ВЛАДИМИР пишет:

В Китае даже набирали специально в войска "молодых негодяев" — преступников-уголовников

А Россия при чем?

ВЛАДИМИР пишет:

Убить человека православному горожанину XXI века, будь он хоть трижды патриотом, будет очень непросто

Вашим бы...

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Владыка Континентов
Цитата

Спасибо за статью и ..

Спасибо за статью и за цифры, коллега ВЛАДИМИР, однако с Вашими выводами из этих цифр и их итерпретаций хотелось бы поспорить.

Хотя и надеясь, что этот спор не приведёт к возобновлению любопытной впрочем, как я отмечал, но остановленной практически в нужный момент, ибо всё имеет начало и конец — теологическй дискуссии.

ВЛАДИМИР пишет:

В 2005 — православных: 62%, других — 8%, атеистов — 15% и затруднившихся — 15% (а вовсе не 4, как в таблице). Из числа "других" — 7% мусульман и 1% протестантов и прочих.

Это и есть те цифры, из которых если быть честным надо исходить. Особенно если 15% "затруднившихся" просто не учитывать как воздержавшихся. Ни одна конфессия, включая мусульман, близко не подходит к парвославным по численности. У нас моноконфессинальная и моноэтническая страна с нац-куль и религ. автономиями. Страна, в которой конфессиональное меньшинство почему-то навязывает волю большинству.

ВЛАДИМИР пишет:

Означает ли это, что 4% представителей мусульманских народностей России — не мусульмане, а приверженцы иных религий или атеисты?

1) По крю мере среди татар довольно много православных. Они даже называют себя другим словом, хотя этнически татары.

2) В автономиях часто русских принудительно пишут в переписи как "титульных". Напр., из Башкирии девушка рассказывала, да и везде так.

ВЛАДИМИР пишет:

Остальные 32% определяющих себя православными относятся к третьему типу верующих, для которых интересна лишь национально-культурная идентификация. Держу пари, именно для этих людей "русский" — синоним православного, а "нерусский" — синоним неправославного (!) Т.е. в данном случае православие выступает лишь как национальный идентификатор, и вообще не носит религиозного характера

Це не честно! Если человек себя к данной конфессии относит, то относит, не решайте за него! В любом движении, чем более оно массовое, тем больше "примкнувших", но в наст. контексте это ничего не значит. Ведь среди атеистов "примкнувших" вообще ИМХО большинство, а многие вообще на самом деле не атеисты а агностики (если во "что-то там" верят), да и мусульмане и буддисты далеко не все так уж "рьяны".

В НАШЕ ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКИ НИКТО из пришедших к Православию не выдвгает в кач-ве главого мотива то что "раз русский, значит туда". Ибо в советское время эт два понятия не почти не соотносились. Это уже придя в православие, и оставаясь русскими, они обнаруживают для себя этот критерий русскости, причём один из основных.

Если же и есть такие, кто прииходит к православию, поскольку он русский, изначально как к национальному идентификатору, мы опять-же должны уважать их выбор.

Словом, я думаю, 62% — причём оставшиеся 38 делятся очень многими течениями — есть те цифры, которыми надо руководствваться для поднятия вопроса о возвращеии России звания Православной Державы. При сохранении конечно прав атеистов и прочих конфессий, особенно в местах их компактного проживания.

ВЛАДИМИР пишет:

То ли люди, это пишущие, совсем не сведущи в предмете, то ли у них желаемое уж совсем не соответствует действительному, но возникает стойкое впечатление, что вместо воинов штафирка-горожанин описывает нечто среднее между евнухом и иноком.

Нет. Представляет именно воина вместо гоблина, годного только жрать водку и молодняк табуреткой п-ть. Воина, такого как Александр Невский, Дмитрий Донской, Евгений Родионов.

Кстати, насклько я знаю, в Чечне очень многие приходили к вере. Воистину "Не бывает атеистов в окопах под огнём".

ВЛАДИМИР пишет:

Чтобы воевать, чтобы уничтожать врагов, нужна ярость, отчаянная храбрость, злость, гнев, но при этом хладнокровная расчетливость и готовность к самопожертвованию (без соборования перед атакой и надежды на христианское погребение).

Воевали же как-то. Причащаться можно и не перед самой атакой.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Владыка Континентов
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Ста..

ВЛАДИМИР пишет:

Стало быть, православных в СССР в 1939 году (в старых границах) было не более 75 млн. Из этого числа вычитаем старообрядцев

Не забывая, что по очень многим вопросам позиции МП и старообрядцев совпадают. Например, отношение клибералзму, ионархии, масс-культуре и т.д. Вы это пишет о 1939г. но и совр. старообрядцев я бы отдельной строкой приписал к православным, а также проживающих в России православных не РПЦ — грузин, армян, греков.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Владыка Континентов
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Ста..

ВЛАДИМИР пишет:

Стало быть, православных в СССР в 1939 году (в старых границах) было не более 75 млн. Из этого числа вычитаем старообрядцев

Не забывая, что по очень многим вопросам позиции МП и старообрядцев совпадают. Например, отношение клибералзму, ионархии, масс-культуре и т.д. Вы это пишет о 1939г. но и совр. старообрядцев я бы отдельной строкой приписал к православным, а также проживающих в России православных не РПЦ — грузин, армян, греков.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Владыка Континентов
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: В Ш..

ВЛАДИМИР пишет:

В Швеции до сих пор формально каждый подданный королевства – лютеранин, поскольку и по сей день обязан платить церковную десятину (точнее 1%). С 1951 года желающие могут отказаться от членства и уплаты десятины. Делается это явочным порядком, при подаче соответствующего заявления в налоговые органы.

ЕМНИП то же в Германии. И у на снадо бы.

ВЛАДИМИР пишет:

мусульман и ограничиться советскими православными, как оценить хотя бы приблизительную их численность в советский период? Согласно материалам переписи 1937 года (когда в числе переписных вопросов был вопрос о вероисповедании; целью исследования было определение темпов отхода населения от религии в результате официальной политики) верующими себя определило до 65% сельского населения и 50% городского.

Плюс надо учесть, что многие верующие тогда скрыли это, особенно занимавшие хоть сколько-нибудь значимые посты.

ВЛАДИМИР пишет:

Присоединение западных земель к СССР в 1939-1940 гг. увеличило численность верующих, поскольку уровень религиозности в этих районах был гораздо выше советского и составлял не менее 90 %. Число христиан пополнилось не менее 16 миллионами человек и составило в 1940 году 94 млн. (48 % населения СССР). Вычитая из численности западных христиан католиков и униатов, получаем не менее 4 миллионов православных на Западе СССР. Итого православных в СССР 1940 года – 74 миллиона (38 % населения).

Неужели из 16 млн зап. христиан 12 католики и униаты?

ВЛАДИМИР пишет:

(социологические опросы в начале 80-х показывали, что религией интересуется лишь 14% населения).

Да. Возможно. А что там дальше случилось?

ВЛАДИМИР пишет:

Кстати, вот данные об участии христианских партий в выборах в Госдуму за последние 13 лет.
В 1995 году:
Политическая Партия «Христианско-демократический союз – Христиане России»,1993 0,28%
в 1999 году:
Российский общенародный союз,1991 0,37%
Избирательный Блок «Русское действие»,1999 0,17%
в 2003 году:
Всероссийская Политическая Партия «За Русь Святую»,2001 0,49%

Ну, все эти партии ни скольо-нибудь дейсятвительно христианскими, ни тем более православными мало кому казались. Результат "За Русь святую" показывает способность верующих не вестись на бренды наоборот возмущение принятия святого имени неизвестными проходимцами.

Надо заметить, что неск. лет назад была попытка зарегистрировать Православную партию, но это было запрещено, вообще у нас теперь, не в пример Западу и вообще почти всему миру, запрещено создание партий по религиозному и этническому принципу, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВОПИЮЩИМ НАРУШЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НОРМ, И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ ОККУПАЦИИ РОССИИ АНТИХРИСТИАНСКИМИ СИЛАМИ ВОПРЕКИ ВОЛЕ БОЛЬШИНСТВА.

Кто подразумевается под таковыми силами, вопросов также не возникает...

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Lankaster пишет: ЕМ..

Lankaster пишет:

ЕМНИП то же в Германии.

В Австрии. Это меня удивило: страна четырежды перелопаченная за ХХ век, и до сих пор церковная десятина...

Lankaster пишет:

Плюс надо учесть, что многие верующие тогда скрыли это, особенно занимавшие хоть сколько-нибудь значимые посты.

Аналогично этому многие неверующие и атеисты скрывали это в России до 1905 года, поскольку это могло помешать карьере. Ежемесячная справка о прохождении исповеди — забыли?

Нет. Менталитет был иной. Ни те, ни другие не скрывали. Достаточно сопоставить религиозность категории управленцев с религиозностью в целом по стране. И потом "тайноверие" чревато потерей веры (к ней начинают относиться как к чему-то неприличному, вроде онанизма).

Lankaster пишет:

Неужели из 16 млн зап. христиан 12 католики и униаты?

Да. Католики, униаты, лютеране (эстонцы, латыши, финны, немцы), а также иудаисты.

Lankaster пишет:

Да. Возможно. А что там дальше случилось?

А сколько людей в современной РОссии интересуется религией? Именно ИНТЕРЕСУЕТСЯ, а не вспоминает в лучшем случае раз в год о своей конфессиональной принадлежности. Помимо посещения богослужений есть еще ряд критериев оценки реальной численности верующих: например, соблюдение постов. Сколько людей в современной России держит посты? Ведь это не требует траты времени на участие в церковных службах и общение с иными прихожанами, которое (если судить по многочисленным отзывам на православных форумах) отнюдь не радует многих верующих.

И закономерный вопрос: а сколько людей интересовались религией в России в 1900 году?

Lankaster пишет:

Ну, все эти партии ни скольо-нибудь дейсятвительно христианскими, ни тем более православными мало кому казались. Результат "За Русь святую" показывает способность верующих не вестись на бренды наоборот возмущение принятия святого имени неизвестными проходимцами.

Действительно, Партия «Христианско-демократический союз – Христиане России», возглавляемая Якуниным и Савицким (Савицкий погиб в автокатастрофе незадолго до выборов) в 1995 (как впрочем и большая часть участников выборов) позиционировала себя в качестве демократической силы, но о Бабурина или Русском Действии этого сказать нельзя. Это уже называется амбиции лидеров, при том, что Русская Православная Церковь от выборов еще в 1993 самоустранилась. Потому что, как уже говорил ув. Георг, православие не стремится к теократии. Но тогда и на победу на выборах претендовать. А то вы хотите и рыбу поймать, и рыболовных принадлежностей не иметь...

И не стоит свои неудачи списывать на других.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Lankaster пишет: Не..

Lankaster пишет:

Не забывая, что по очень многим вопросам позиции МП и старообрядцев совпадают. Например, отношение клибералзму, ионархии, масс-культуре и т.д. Вы это пишет о 1939г. но и совр. старообрядцев я бы отдельной строкой приписал к православным, а также проживающих в России православных не РПЦ — грузин, армян, греков.

А вот тут Вы точно не правы. Старообрядцы в принципе сторонники монархии, но уж точно не монархии Романовых (Вы забыли, что на иконах старообрядцев Петр Первый изображался в аду? Впрочем, дай вам волю, вы и его обвините в безбожии, идолопоклонстве, сионизме и еще черт знает в чем). А сектанты вроде хлыстов, молокан, духоборов?

Вообще в 1917 году конфессиональный состав Российской Империи представляется следующим образом (в тысячах):

православные — 96970

старообрядцы и раскольники — 25000

мусульмане — 18080

католики — 14950

иудаисты — 7250

протестанты — 6950

грегориане — 2000

буддисты — 450

традиционалисты — 100

всего — 171750 тысяч человек.

Обратите внимание на колоссальную цифру старообрядцев и раскольников. Милюков в своих "Очерках русской культуры" даже приводит их структуру по отдельным группам.

А приверженцев Русской Православной Церкви — 56%.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Lankaster пишет: Хо..

Lankaster пишет:

Хотя и надеясь, что этот спор не приведёт к возобновлению любопытной впрочем, как я отмечал, но остановленной практически в нужный момент, ибо всё имеет начало и конец — теологическй дискуссии.

Я — за, но вести дискуссию по принципу: так нельзя говорить, а не то обижусь, не хотелось бы.

Lankaster пишет:

Это и есть те цифры, из которых если быть честным надо исходить.

Я скорректировал данные опроса данными переписи. Согласитесь, результаты переписи куда валиднее результатов любого, самого массового опроса?

Lankaster пишет:

У нас моноконфессинальная и моноэтническая страна с нац-куль и религ. автономиями.

Моноэтническая — да, хотя численность некоторых народностей довольно велика (ведь РОссия все-таки не развалилась за последние 15 лет, хотя это регулярно предрекалось, но не моноконфессиональна. Почему?

Назовите, кого и вышеперечисленных людей Вы считаете православными:

1.Путин.

2.Медведев.

3.Зубков.

4.Лужков.

5.Матвиенко.

6.Грызлов и т.д.?

Lankaster пишет:

Страна, в которой конфессиональное меньшинство почему-то навязывает волю большинству.

Вы признаетесь, что Вам какое-то меньшинство может навязывать свою волю? Мария Мирабелла!!! Извините, Вы — мужик или нет? Лично мне за последние 33 года жизни никто ничего навязать не смог — ни меньшинство, ни большинство.

Lankaster пишет:

1) По крю мере среди татар довольно много православных. Они даже называют себя другим словом, хотя этнически татары.

Да, две этнографические группы: берендеи и крящены. Но, как Вы думаете, сколько русских перешло в ислам? И ведь за последние 5 лет мусульман меньше не стало.

Lankaster пишет:

Це не честно! Если человек себя к данной конфессии относит, то относит, не решайте за него! В любом движении, чем более оно массовое, тем больше "примкнувших", но в наст. контексте это ничего не значит. Ведь среди атеистов "примкнувших" вообще ИМХО большинство, а многие вообще на самом деле не атеисты а агностики (если во "что-то там" верят), да и мусульмане и буддисты далеко не все так уж "рьяны".

Странно, Вы же сами мне говорили в предыдущей теме, что отнюдь не всех, кто относит себя к православию, можно считать таковыми. Да и любой православный священник скажет, что мало заявить: я православный, надо еще воцерковитться и соблюдать хотя бы минимум правил православной жизни. Однако, как следует из опроса журнала "Фома", эта треть населения не принимает ни малейшего участия в религиозной жизни, не говоря уже о церковной. Поэтому их отнесение к условноверующим вполне правомерно.

Lankaster пишет:

В НАШЕ ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКИ НИКТО из пришедших к Православию не выдвгает в кач-ве главого мотива то что "раз русский, значит туда".

Да, за исключением Достоевского. Даром что-ли на каждом втором православном сайте висит его афоризм о тождественности понятий "русский" и "православный"?

Lankaster пишет:

При сохранении конечно прав атеистов и прочих конфессий, особенно в местах их компактного проживания.

А где место компактного проживания атеистов? Кстати, и к Вам вопрос: а откуда так много атеистов взялось? Ув. Георг, сославшись на занятость и нежелание кого-нибудь обижать — опасение безосновательное, мне не ответил, но может быть Вы знаете?

Lankaster пишет:

Представляет именно воина вместо гоблина, годного только жрать водку и молодняк табуреткой п-ть.

А реальность?

Lankaster пишет:

Александр Невский, Дмитрий Донской

Они на 90% политики и лишь на 10 — военные. Не вполне удачные примеры.

Кстати, а зачем это Дмитрий Донской на Куликовом Поле поменялся доспехами? Нет, я его ничуть не осуждаю, но почему-то в рай ему в тот момент очень не хотелось.

Lankaster пишет:

Воистину "Не бывает атеистов в окопах под огнём".

Бывает. Мой дед тому пример. Воевал летчиком в составе 1-го Белорусского фронта и рисковал жизнью ничуть не меньше других. Но почему-то от этого верующим не стал. И умер в 1994 атеистом. Хотя дворянских кровей.

Lankaster пишет:

Воевали же как-то.

Вот именно, что "как-то". Кабинетному верующему трудно это представить, но большинство людей в момент боя думало о победе, а не о своей душе.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить