СПИД не спит... то есть приближается всеобщее ЕГЭ ¶
Помимо всех прочих моих работ и занятий (как это?.. древние славяне занимались земледелием, рыболовством, охотой, бортничеством... и подготовкой к ЕГЭ! — вот) я еще преподаю в средних учебных заведениях и репетирую (за мзду) детей более-менее состоятельных людей, готовя их к ЕГЭ.
Если кто не в курсе (не знаю, обсуждалась ли эта тема на форуме), ЕГЭ в этом году — "тоталитарный" экзамен, который по сути сформирует кадры выпускников из средних школ, имеющих право поступления (балльная система) в вузы. Т.е. будет конкурс баллов.
ЕГЭ состоит из трех заданий.
Первое довольно примитивно: система тестов — "сколько у кошки ног?" а) четыре, б) три, в) одна, г) длинный хвост (между прочим. и такое бывает — т.е. допустимы два ответа, или предположительно допустимы). Ну это легко — достаточно выучить даты, термины и исторических персонажей, так что после трехмесячной дрессировки результат есть.
Второе больше напомниает тест на IO — надо расставить в нужном порядке даты и факты и т.д. Тоже постижимо.
Третье... Вот я сейчас процитирую отрывок из книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, а вы посмотрите, что и как:
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества на соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широким плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идет… о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить себя, т.е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Эта взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяться.
(В.А.Лекторский)
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание/ авт.-сост. ОА.Котова, Т.Е.Лискова. М.,2009, с 43-44.
Поняли, че хотел сказать автор?
Это эссе, по поводу которого надо написать свое эссе.
Ох, я бы написал, будь я учащимся (кстати, в 17 лет мои взгляды отличались от современных лишь количественно, но не качественно).
Ну, каковы впечатления?
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин