Итак, возьмемся за текст собственно "Хроники".
Памятник, безусловно, прелюбопытный. Нацдемам и нацлибам будет, безусловно, приятно узнать, что имперство, централизованное государство,вождизм в "Ура Линда Бук" (далее УЛБ) отнесены к враждебному азиатскому влиянию. Может быть, им (а уж определенно людям из сообщества "ру-матриархи") понравится идея нордического матриархата. Но вот в плане экономики их ждет здаааравенный облом-с (как говорит мой друг Велеяр, народный литовский праздник "Обломайтис"). Нордическая экономика, согласно УЛБ — это полная автаркия. И точка. Это уж бальзам на души НС. Ну а баланс где-то на счету НА оказывается:)
Как и должно быть во всякой ведшейся много веков хронике, в УЛБ немало анахронизмов. Так, еще в бронзовом веке на сцене появляются мадьяры. Они в УЛБ — главные лиходеи (прям-таки представляю увлеченно, с одобрительным покрякиванием перечитывающего УЛБ сапера Водичку. Его слова "Эх, не люблю я мадьяр!", так и витают над страницами хроники). Если серьезно — ну, у нас вот в былинах, и даже в некоторых летописях, татары заменили более ранние племена. Возможно, и тут произошло то же. к слову, ближе к концу книги и некие "тартары" на сцену появляются — тут уж и сам Вирт не выдержал и перевел стрелки на преписчика-фантазера из фризских гуманистов 17-18 вв. Кстати, само слово "мадьяры" индоиранского происхождения, и возникает вопрос — а не является ли все это отражением вторжения в Северную Европу каких-то протоиранских племен? Подобные процессы археологами прослеживаются как раз для бронзового века. Опять же, вспомним предание саги об Инглингах о приходе асов во главе с Одином с востока — а в УЛБ "Водин" — король, которого возвеличил и возвел в "боги" коварный жрец-вождь "мадьяр" с говорящим именем Маги. кстати, неясно, это имя или титул — Маги несколько раз убивается и вновь вылазит на сцену, пакость такая. Много интересного о походах древних фризов на юг, в Италию и Грецию, в Испанию и Северную Африку. Вирт в примечаниях часто ссылается на следы древней северной культуры среди народов севео-западной африки. Гм, любопытно... а ведь оттуда вуду пошло. вот прикол получится, если вуду — это последний отголосок унаследованной чернокожими "народами Лиды" традиции фризов! Очень любопытно сообщение о интригах в кельтских землях неких финикийских "голенов". Однако... а ведь я несколько раз слышал о том, что в валлийском и гэльском есть ощутимое семитское влияние! и А. Иванов писал о ненордиченской, ближневосточной примеси в некоторых регионах Британии и Галлии. Именно там потом укрепились гугеноты и пуритане с их иудеохристианством. Да, бальзам на душу не любящих англов — по сообщению УЛБ, в эту страну, когда она была еще только полуостровом, дальней окраиной северной прародины, Альдланд (Старой Страны), фризы ссылали преступников, изгоев, отщепенцев, всякий геншлак. а татуи бриттов, согласно УЛБ, первоначально были... клеймом ссыльных! нифига ж себе заявочки...
меня несколько напряг этакий пропротестантский настрой — дескать, Бог один (одна? одно? он... оно? блин... в общем, он там какой-то андрогинный, звать Вральда), а жречество, идолы, духи, это все фу и ненордично. Кому-то может, и понравится, мне — нет.
ну и, как говорили в Средние века — не так важен Гомер, как комментарии к Гомеру. Очень любопытны комментарии самого Вирта, и комментарии переводчика — Кондратьева. Хотя он иной раз спускает на тормозах интересную тему — например, никак не раскрыл идею Вирта про "гиперборейско-атлантское" происхождение пентаграммы, "ведьминой лапы".
Очень богатый иллюстративный материал. Сотни интереснейших рисунков и фоографий.
ну и вот какие мысли в целом. Что-то там, во всем этом есть. Я уже давно думаю, что некоторые материалы УЛБ странным образом перекликаются с нашим "Сказанием о Словенске Великом". особенно, если принять версию Никитина и цветкова о том, что первоначально эти предания относились не к Новгородцине, а к ободритской прародине новгородцев — а это с фризами вообще бок-о-бок. Ведь в обоих источниках смысл сводится к обному — некогда существовал Старый Город (или, в УЛБ, "Старая Страна" — Альдланд), который погиб из-за "нечестия идольского" (в УЛБ — из-за отхода жителей от родной веры и поклонения чужим Богам), и земли его были заселены "белыми уграми" (в УЛБ — племена Финды и "мадьяры"). И все это относится к 3 тысячелетию до Н.Х.Л, в обоих преданиях. Так вот, археологически известно, что в Северной Европе и на севере Восточной европы тогда существовала т.н. культура Боевых топоров (из шлифованного камня), прародину которой некоторые ученые (Коссина, Чайлд, Клейн, Широкова) связывают как раз с землями фризов и ободритов. И после гибели этой культуры (вернее, целого семейства культур), их восточноевропейские владения были заселены... финно-угорскими племенами!
Нет, все же что-то тут есть!
Волкодав: Жадобаааа!!!
Жадоба (хмуро): Ау...