Эйнштейн о религии ¶
Сколько спекуляций было вокруг религиозности Эйнштейна (особенено, почему-то со стороны христиан, которые едва ли не записывали его в какой-нибудь евангелический приход). Надо заметить, сам Эйнштейн приложил руку к запутыванию этого вопроса. Впрочем. судите сами:
Альберт Эйнштейн был, пожалуй, одной из самых необычных личностей XX века. Великий физик, он в то же время являлся самобытным философом, и многие его высказывания до сих пор вызывают интерес и бурные дискуссии в научном мире.
Например, такое: "Наука без религии является хромой, религия без науки — слепой". Верующие и атеисты трактуют смысл этого афоризма по-разному, однако истинное отношение ученого к религии до сих пор было тайной за семью печатями. Разобраться в этом непростом вопросе поможет документ, на днях ставший достоянием публики.
Речь идет о письме, которое создатель теории относительности написал в 1954 г. немецкому философу Эрику Гуткинду. Более полувека этот образец философской мысли ученого пролежал под замком в частной коллекции. И вот на будущей неделе он пойдет с молотка на аукционе в Лондоне — стартовая цена лота составит не менее $16 тысяч.
Нас, конечно же, интересует не прибыль устроителей аукциона, а содержание доселе неизвестного широкой публике письма Эйнштейна. А посвящено оно как раз религии и содержит немало мыслей великого ученого, способных шокировать глубоко верующего человека.
"Слово "Бог" для меня не более чем выражение и результат человеческой слабости, Библия — собрание захватывающих, но еще примитивных легенд, в которых есть много детского, — писал Эйнштейн. — Никакая интерпретация Библии, даже самая лучшая, не может тронуть меня".
Письмо, написанное не немецком языке, содержит и более сенсационные откровения. В частности, Эйнштейн, который был евреем и в свое время получил предложение стать президентом Израиля, не верил в богоизбранность своего народа.
"Для меня иудаизм является, подобно всякой религии, воплощением детских суеверий. И еврейский народ, к которому я рад принадлежать и с которым я чувствую глубокое духовное родство, для меня ничем не отличается от других народов. Я убедился, что евреи ничуть не лучше других людей. Не вижу в них ничего избранного", — говорится в письме.
Оксфордский ученый Джон Брук, долгое время занимавшийся исследованием биографии Эйнштейна, призывает интерпретировать содержание письма с осторожностью.
"Подобно другим великим ученым, он не умещался в рамки, в которые его пытались загонять полемисты. Например, очевидно, что он с уважением относился к иудейской и христианской традициям. Но при этом его понимание религии было значительно тоньше того смысла, что обычно вкладывают в это слово".
Брук напоминает, что Эйнштейн терпеть не мог, когда его называли атеистом. Видение ученым мироздания было значительно более сложным и не сводилось только к отрицанию существования бога. "Наиболее необъяснимое во Вселенной — это то, что она объяснима", — говорил он.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин