"Волчье поле"Камши иПерумова. Внимание, спойлеры!!! ¶
С одной стороны, это фэнтези...хотя — некоторые коллеги могут сколько угодно морщиться и брезгливо трясти лапками — все страны мира имеют четко выраженные прототипы в реале. Только совсем неграмотный не опознает управляемую базилевсами, терзаемую набегами кочевников-птениохов и распрями и интригами вельмож-динатов, блистательную Севастийскую империю, равно как и завоеванную, но не покоренную ордой восточных пришельцев-саптар страну Росков, перед князьями которой встал непростой выбор — сгибаться перед завоевателем, наплевав на честь и совесть, торговать чужими жизнями и свободой, наушничая и раздавая подарки в саптарском Юртае, как делает это князь маленького, но стремительно возвышающегося Залесска Гаврила Мирославич с выразительным прозвищем Болотич — или, рискнув всем, попытаться поднять страну на решительный бой, как это делает Арсений Юрьевич, князь мятежной Тверени...
Так что, как раз с другой стороны, мы наблюдаем именно АИ — где тверское восстание становится общерусским, где "роски" поднимаются против "саптар" на полвека раньше, чем их прототипы в РИ.
А другие названия народов и стран — хорошая отмазка от въедливых историков и альтисториков. чуть что — ну так это же фэнтези! Другой мир — о чем вы, вообще?!
так, а теперь о том, что мне или не понятно, или активно не понравилось.
Непонятно, на кой ляд надо было сливать воедино Леонида Спартанского и Александра Македонского, Фермопилы и Гавгамелы. Мессаджа этого странного слияния не уловил, скажу честно.
Теперь о неприятном.
Задрали добрые-добрые "роски", которые плуг чтят выше меча, для которых меч — лишь способ защитить свою землю...
а эту землю они у прежних обитателей вежливо попросили? Прототипы "Залесска" и "Тверени" стоят на землях племен, от которых остались только названия в летописях и пепелища их городков, поверх которых пришельцы строили свои кремли. И ничего ужасного в этом нету. Пора б это как-то отражать. Пора.
В неменьшей стпепени задрали гадкие "авзонийцы" только и смотрящие, как бы нагадить "роскам" и благородным "севастийцам". севастийцы вообще по определению благородные и добрые — не взирая на то, что в самом начале романа ясно обозначено, что заговоры, отравление и прямое братоубийство в Аннасеополе — норма жизни. но авторы заявляют — авзонийцы — плохие, севастийцы — хорошие. Чем хороши романные севастийцы, я уже сказал. А вот чем плохи авзонийцы? тем, что не поспешили на помощь к осаждаемым птениохами севастийцам? ну так вон с росками севастийцы вовсе единоверцы, но никакого шевеления спасти их от саптаров даже не изобразили. А подлые авзонийцы, значит, должны добрых севастийцев — инославных! — бескорыстно защищать, а они, гады такие, не защищают!
ах да, есть еще две вины... но вот они как раз полностью сочинены авторами, и реальные прототипы авзонийцев в них никак не повинны. Во-первых это ужасные байки про тупых варваров росков, сожительствующих с медведицами и поклоняющихся демонам, и злорадство по поводу обрушивихся на росков и севастийцев кочевников, кои за подписью хрониста авзонского ордена исполняют роль эпиграфов. Ничего подобного у западных хронистов 13 века нет. Вообще, рассказы о том, что рассказывают про русских "на западе" — это уже особый вид фольклора.
далее. сотрудничество с саптарами. как изобразил Алексей Югов тамплиеров и латинских монахов в ставке орды, так многие до сих пор верят. послы, конечно, были. так и послы от других стран были. а вот рыцари, в числе ордынцев идущие на Русь — это, извините, делириум.
особенно же понравилось мне высказывание севастийского беглого наследника — мол, ужас какой, ол послы базилевсов на коленях перед Юртайским престолом, мол надо искать союзников в лесу, а не в степи
мысль славная, но если бы ее высказал в историческом романе византиец, я б возопил — парень, да ты эстонец! ты со своей идеей опоздал на семь веков! об этом надо было думать в 6 веке,когда золото Византии развернуло аварские орды от границ империи на земли славян! об этом надо было думать в 8 веке, когда византийские инженеры строили для хазар крепости, служившие базой для набегов на славян и защитой от славянских мстителей! когда в 10 веке Константин Багрянородный объяснял сыну, что натравливание "пацинаков" на "россов" — один из приоритетов имперской политики! а в 13 веке об этом думать поздновато.
(о тепдых отношениях реальных "севастийцев" с реальными "саптарами" тут говорить не буду, а то у кого из православных коллег опять истерика будет)
но ведь это — фэнтези...
роман обсуждают на форуме Перумова
http://www.litforum.ru/index.php?showtopic=23612&st=0
и еще здесь
http://allkorr.diary.ru/p47480358.htm
на сайте Камши я почему-то обсуждения этого романа не нашел.
А написано в целом неплохо. Я вот только из-за этого романа купил сборник, и не жалею.
Волкодав: Жадобаааа!!!
Жадоба (хмуро): Ау...