Вот например такая альтернатива :
В 1648 г. на "съезде солдатских депутатов" в Патни индепеденты незначительным большинством одержали победу над левеллерами.
Съезд отверг "Народное соглашение" Д. Лильберна и принял "Главы предложений" Г.Айртона.
Это РИ.
Теперь АИ. Полковник Прайд(известный республиканец) решительно встал на сторону левеллеров.
Кромвель, пытавшийся поднять бузу, расстрелян перед строем (в РИ расстреляли офицера-левеллера).
Армия вступает в Лондон.
2 декабря Прайд проводит "чистку" пресвитерианского парламента.
"Охвостье" Долгого парламента принимает "Народное соглашение" :однопалатный парламент, сеобщие выборы для мужчин с 21 года(кроме слуг и нищих), бесплатный суд, отмена десятины, огораживаний, религиозная свобода (кроме католиков).
Потом почти как в РИ: мятежы роялистов, казнь Кала Первого, в 1649 г. постоянно вспыхивающие то тут то там мятежи пресвитериан и индепентов (в РИ как раз восставали левеллеры).
Тем временем деревня бурлит: огораживания и многие феодальные права отменены, носится упорный слух об отмене копигольда, о том, что скоро все будут свободными йоменами.
Как в приснопамятные времена Уота Тайлера крестьяне штурмуют замки.
На этом фоне набирает силу движение истинных уравнителей (лидер — Дж. Уэнстенли), выступающие не только за политическое, но и социальное равенство, апеллирующее к крестьянам (этакий вариант"крестьянского социализма" 17 века).
В декабре лидеры левеллеров (Д. Лильберн, Прайд и т.д.) проводят выборы в парламент.
Что собственно хотели левеллеры ?
Кодификации английского права .
Уничтожения десятины ,акцизов и пошлин .
Отмены всех монополий и введения неограниченной внутренней свободы торговли .
Свободы совести (кроме католиков )
Изменения системы отправления правосудия .
Упразднения долговых тюрем .
Реформы цеховой организации ремёсел.
Всеобщей воинской повинности и вне сословной армии .
Левеллеры могли победить только превратив крестьян-копигольдеров , т.е. тех 60% крестьян которые использовали землю в манорах на условиях уплаты ежегодной и притом произвольной ренты лендлорду и произвольных вступных файнов ( входных взносов на право пользования землёй ) в крестьян- фригольдеров т.е. таких крестьян которые платили фиксированную низкую ренту , имели право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах.
Проведи левеллеры такую реформу ,а не только отмену огораживаний и революция немедленно получает сотни тысяч сторонников в деревне .
Вот тогда получив землю в фригольд без всякого выкупа крестьяне встанут стеной против и роялистов и диггеров .
О какой тогда реставрации можно будет тогда говорить?
Цитата
По подсчетам советского историка М.А. Барга, в начале 17 века крестьяне-собственники, фригольдеры, составляли 19,5% английского крестьянства, копигольдеры, находившиеся в поземельной зависимости от лендлордов – 60,1% (т.е. представляли собой основную часть английского крестьянства), лизгольдеры (краткосрочные арендаторы) – 6,7%.
Таким образом, решение аграрного вопроса в интересах крестьянства означало прежде всего уничтожение поземельной зависимости крестьян-копигольдеров, уничтожение собственности лендлордов на обрабатываемую копигольдерами землю.
Любое демократическое плебейское движение могло победить, лишь поставив во главу угла аграрный вопрос.
Левеллеры этого не сделали.
О глубинной причине поражения левеллерского движения, движения, создавшего общенациональную организацию и в некоторые моменты имевшего за собой поддержку большинства солдат, правильно писал советский историк Г.Р. Левин, по мнению которого лидер левеллеров Джон Лильберн был «связан с городской средой ремесленников и мелких торговцев, но не с деревней, не с крестьянством…
Главной слабостью левеллеров было отсутствие у них смелой и понятной крестьянству аграрной программы, у них так и не появилось требование ликвидации помещичьего землевладения, они открещивались от малейшего намека на изменения в отношениях собственности» (Г.Р. Левин. Демократическое движение в английской буржуазной революции. М., 1973, сс. 124, 166).
Лильберн, неоспоримый лидер и трибун левеллеров, человек мужественный и бескомпромиссный, боровшийся за свой идеал – республику мелких собственников как пером, так и мечом (он дослужился до подполковника революционной армии, откуда затем ушел, отказавшись присягать пресвитерианской церкви, так как был сторонником свободы совести), проведший большую часть своей сознательной жизни в тюрьмах, куда его поочередно бросали королевская власть, пресвитерианский парламент и кромвелевская диктатура, при всех своих неоспоримых достоинствах стоял на правом фланге левеллерского движения.
Он был бескомпромиссным противником не только социалистических, но и эгалитаристских идей, а избирательное право считал необходимым распространить только на всех мелких и мельчайших собственников, но не на наемных работников и не на нищих.
Входившие в руководящую группу левеллеров Рейнсборо, Ричард Овертон и Уильям Уолвин по своим политическим и социально-экономическим взглядам были явно левее Лильберна.
Так, Уильям Уолвин, которого «современники считали лучшим мыслителем левеллеров» (Г. Холореншоу, с.50), выступал, во всяком случае, в идеале, за уничтожение собственности и государства, он считал, что «мир не станет совершенным до тех пор, пока все не сделается общим», а на возражение, что это приведет к свержению всех правительств, отвечал, что «тогда не будет ни малейшей надобности в правительстве, ибо тогда на свете не останется ни воров, ни алчных людей, ни взаимных обманов и оскорблений, и таким образом не будет необходимости существовании правительства.
Если возникнет какое-либо несогласие, возьмите сапожника или любого другого ремесленника с репутацией честного и справедливого человека, предоставьте ему выслушать и разрешить спор, а затем дайте ему вернуться к своей работе» (там же, сс. 49-50).
Еще левее были некоторые рядовые активисты и группы левеллеров.
Речь идет в первую очередь о левеллерах из Бекингемшира, издавших несколько памфлетов («Свет, воссиявший в Бекингемшире», «Еще о свете, воссиявшем в Бекингемшире» и др.) с последовательно эгалитаристскими взглядами:
«Незаконно и не подобает, чтобы одни работали, а другие развлекались; ибо господь повелел, чтобы все работали; и пусть ест только тот, кто трудился наравне с другими; и разве не подобает всем есть наравне с другими и наравне наслаждаться всеми правами и свободами?» (Т.А. Павлова. Уинстэнли. М., 1987, с. 90).
Равнодействующей всех этих тенденций и группировок левеллерского движения, движения, где переплетались как мелкобуржуазные, так и плебейские элементы, был проект конституции Англии – «Народное соглашение».
По этому проекту, избирательное право получали все, кроме «слуг» и нищих (как пишет М.А. Барг, вопрос о том, понимали ли левеллеры под «слугами» только собственно прислугу или всех наемных работников, это вопрос, в исторической науке дискуссионный, сам М.А. Барг склоняется к первому, узкому толкованию (см. Барг, цит. соч., с. 145).
Кроме того, «Народное соглашение» требовало уничтожения монархии и палаты лордов, введения двухгодичного срока работы парламентов с запретом депутатам переизбираться два последующих срока, установления полной свободы совести, слова и печати, уничтожения церковной десятины, отмены косвенных налогов на бедняков, упрощения системы судопроизводства и облегчения положения арестантов, государственной помощи сиротам, вдовам и инвалидам.
По аграрному вопросу предполагалась уничтожение огораживаний и возвращение огороженной земли крестьянским общинам – что чрезвычайно напоминает принятую на II съезде РСДРП минималистскую аграрную программу, требовавшую не уничтожения помещичьего землевладения, а всего лишь возвращения крестьянам «отрезков».
Минималистская аграрная программа РСДРП мотивировалась ее авторами тем обстоятельством, что помещичье хозяйство в России уже успело из феодального превратиться в буржуазное, поэтому требование его уничтожения несовместимо с экономическим прогрессом капитализма и не будет поддержано крестьянами.
Однако поднявшиеся через два года на революцию русские крестьяне показали, что они не были еще в такой степени разложены как класс капитализмом, как английские крестьяне в середине 17 века и требуют всю землю без выкупа, и это должна была учесть РСДРП, снявшая минималистское требование отрезков.
Ничего подобного – никакого общекрестьянского движения за землю в Англии в середине 17 века не возникло.
Там помещичья поземельная собственность стала действительно буржуазной собственностью, и посягательство на нее означало посягательство на буржуазную собственность вообще.
Левеллеры, чье руководящее ядро всячески открещивалось от этого данного им их врагами названия («левеллеры» – уравнители) и подчеркивало, что никакого всеобщего поравнения вводить не собирается, боялись, что, атакуя помещичью собственность, они будут выглядеть врагами собственности вообще.
В итоге они были обречены оставаться партией мелкобуржуазных и трудовых слоев города, а решение решающего для революции аграрного вопроса молчаливо передоверить своим врагам – обуржуазившемся дворянам из парламента и генералитета.
Джон Лильберн был одним из чистейших в истории типов мелкобуржуазного политика и идеолога – чистейших как в смысле личного благородства и бескорыстия, так и – что важнее – свободы от крупнокапиталистических и плебейски-эгалитаристских примесей (от последних не были свободны, например, якобинцы). М.А. Барг пишет о его взглядах:
« «Наивысшим нашим стремлением является такое положение Республики, при котором каждый человек может пользоваться своей собственностью с наибольшей возможной обеспеченностью».
Нет ни малейших сомнений в том, что это положение ближайшим образом выражало социальную философию Лильберна. Публичное равноправие (в политическом и юридическом смыслах) «свободнорожденных», самостоятельная хозяйственная дееспособность, неограниченная экономическая свобода и независимость – иными словами, равный перед законом индивид, обладатель неотчуждаемых прав…
Нетрудно убедиться, что не патриархальный коллективизм, а владельческий индивидуализм – истинная сердцевина социальной философии Лильберна» (Барг, цит. соч., с. 311).
Джон Лильберн был младшим сыном мелкого помещика из отсталой Северной Англии, еще подростком отданным в ученики лондонскому торговцу шерстью и органически вошедшим в мир лондонской мелкой буржуазии, не любившей и опасавшейся как крупных купцов-монополистов, так и своих наемных рабочих.
Старый биограф Лильберна Попов-Ленский писал даже, что «стихия повседневной деловой хозяйственной жизни была столь же близка душе Лильберна, как область мистических переживаний или арена политической борьбы.
В этом он был вполне сыном своего века.
Мистические порывы его души уживались бок о бок с потребностями обогатиться, приобрести земные, материальные блага» (И.Попов-Ленский, цит. соч., с. 180).
Кстати среди левеллеров было полно сторонников революционного экспансионизма и мессианизма .
В Англии было полно бедняков ,так левеллеры непременно начали-бы колонизацию в Северную Америку .
Массовое заселение американских территорий при сохранении левеллерской конституции неизбежно приводит к тому ,что парламент будет пополняться депутатами от колоний и чем дальше тем больше .
Государством Великобританией будут называть территории нынешней Англии+ США+Канаду .
Никакого ввоза негров-рабов в Америку при левеллерском пути развития Англии не будет .
Цитата
Армейский проповедник-радикал Хью Питерс сказал в 1648г. в палате общин: «Эта армия может вырвать с корнем монархию не только здесь, в Англии, но и во Франции и прочих окрестных королевствах».
Командующий английского республиканского флота Роберт Блейк заявил в 1651г. в Кадисе, что мир устал от монархий, и скоро все страны станут республиками: «Англия уже сделала это, следующей в своем пробуждении оказалась Франция [республиканское движение в период Фронды], а поскольку тяжеловесность испанцев сказывается в некоторой замедленности их действий, то он, Блейк, дает им 10 лет на революцию в их стране» (там же, сс. 143-144).
Когда в 1652г. радикальные республиканцы из Бордо, ориентировавшиеся на окрестное крестьянство и хотевшие принять в качестве конституции левеллерское «Народное соглашение», обратились за помощью к Английской республике, Джон Роджерс, активист радикально-плебейской секты «людей 5-й монархии» со всей неполиткорректной страстью революционера, презирающего лицемерную ложь о невмешательстве во внутренние дела и мирном сосуществовании, скажет:
«По божию закону мы должны помогать соседям, как самим себе, и, следовательно, пособлять подданным других государей, которые преследуются за истинную религию или находятся под гнетом тирании.
Что думают наши правители, не обращая более внимания на это?
Как может наша армия оставаться недвижимой сейчас, когда ее дело действовать за границей?…
Пусть не спорят так много о том, законно ли защищать чужую свободу или биться за нее, ибо, если это было законно в отношении нашей собственной свободы, очевидно, что мы должны возлюбить наших соседей, как самих себя.
Если мы любим Христа в нашем собственном народе, то почему и не в чужом?» (там же, сс. 160-161).
Средств у Английской республики хватит и без займов .
Ликвидация копигольда с преобразованием всех держаний этого типа в фригольд резко сократит нагрузку на крестьян .
Кроме того у Англии того времени была исключительно несправедливая ,неэффективная и сплошь коррумпированная налоговая система .
Местные власти попросту потворствовали состоятельным налогоплательщикам и занижали налоговые суммы , да и себя не забывали .
Крупные собственники платили в несколько раз меньший процент с каждого фунта ,чем мелкие собственники .
Упразднение копигольда позволит крестьянам платить большие налоги и всё равно их доходы вырастут .
Реорганизация налоговой системы позволит ликвидировать несправедливости и увеличит налоговую базу .
Английская деревня того времени -- это уже не натуральное хозяйство и она является рынком сбыта "промышленной" продукции , тогда крестьянство сможет намного больше приобретать одежды ,обуви , железных изделий и прочей продукции ремесленников по металлам , угля и проч. .
Рост сельского спроса приведёт к росту городской и сельской промышленности и ремёсел .
Вырастет занятость населения , количество пауперов сильно сократится .
Упразднение цехов позволит ещё больше поднять уровень промышленного производства .
Вот Елизаветинский статут об ученичестве 1563 года , чего только там нет и регулиро-вание объема и технологии производства и требование семилетнего ученичества от всех желающих заниматься ремеслом в городе и запрет держать под одной крышей более двух станков и запрет совмещать в одной мастерской работу ремесленников различных специальностей и ограничение числа подмастерьев, занятых у одного мастера и многое другое .
В результате сильнейшее торможение экономического развития и технического прогресса .
Перераспределение денежных потоков от лендлордов , крупных собственников ,верхушки цехов в пользу крестьянства ,промышленности и ремёсел позволит увеличить налоговую базу .
Что-же касается нехватки рабочих рук ,то в Европе лишних людей полным полно и есть не только голь перекатная и жертвы религиозных гонении -- т.е. потенциальные эмигранты в Англию и в её колонии , но и люди весьма денежные .
В Европе полным полно тех кто пострадал от религиозных гонений на протестантов всех толков ,полно гонимых .
Вот они и будут перебираться на остров Свободы и в колонии этого острова .
Только одна отмена Нантского эдикта выкинула из Франции до миллиона человек и до миллиарда ливров .
Можно вспомнить про испанских маранов , чешских утраквистах и прочих жертвах гонений .
Нехватка рабочих рук может только подтолкнуть развитие механизации промышленного и ремесленного производств .
Ещё раз говорю , цехов нет и цеховых ограничений на развитие промышленности и ремёсел тоже нет .
Нет удушающей регламентации промышленности и ремёсел .
Все крестьяне имеют статус фригольдеров , все поборы и налоги с них в несколько раз меньше чем в РИ .
Налоговая система имеет намного более справедливый характер и ориентирована на поддержание льготного режима для сельского хозяйства , промышленности и торговли .
Сельский и городской спрос на промышленную и ремесленную продукцию будет намного выше чем в РИ.
Все факторы для ускоренного роста промышленности налицо .
Промышленная революция будет происходить быстрей реального варианта .
Кроме того левеллеры были все прогрессистами и всякие акты вроде печально известного "Акта о дорожных локомотивах " и им подобных направленные на торможение технического прогресса и консервацию отсталых отраслей промышленности при господстве левеллерской идеологии очень маловероятны .
Железные дороги начнут строить в середине 18 века , а производство кокса и выплавка на нём чугуна начнётся в 70х годах 17 века .
Пудлингование появится в тоже время .
Уже к 10-20 м годам 18 века Англия станет мастерской мира .