Католическая Англия ¶
Посвящается первому и пока единственному мэру-коммунисту Лондона Т.Мору.
Стремление Англиканской церкви вернуться в лоно католицизма не стоит недооценивать (были даже попытки объединения Англиканской церковью с Православием, в результате чего появилась довольно крупная православная церковь в Кении), но речь здесь пойдет не о реставрации католицизма, а о развилке XVI века. Были ли англичане, северные немцы и голландцы предрасположены к принятию протестантизма и особенно его этики, в то время, как испанцы и итальянцы в принципе не могли отпасть от Католической церкви? Не исключено, но, на мой взгляд, некоторые страны и целые народы принимали протестантизм «назло» своим вековым врагам: например, окситанцы – южные французы, а иные отпали от католиков случайно. И таким случаем была Англия.
Действительно, а если бы католическая церковь (из политических соображений) позволила Гериху иметь хоть целый гарем (очень красочно эту историю рассказывал Гек Финн Джиму). Что дальше? Хотя англикане-патриоты всегда вспоминают отлучение папой римским английского короля в незапамятные времена (а реформация – якобы месть), но это сущая чепуха: папство боролось и с Францией, причем в более близкие времена, однако, французы «мстить» не стали. Удивительно, но и царствование Филиппа II во Франции началось с отлучения его от церкви. Принятие, Генрихом VIII антикатолических статутов отнюдь не было предопределено всей английской историей, и здесь скорее личный его вклад, чем сила обстоятельств.
Англия остается католической страной. Конечно, появляются подпольные секты анабаптистов, пуритан и антитринитариев, но с ними ведется методическая борьба (и 70 тысяч казненных диссидентов в 1534-1547 гг. все равно будут казнены, однако, среди них не будет католиков). Никакой секуляризации не проводится. С другой стороны идея англиканской церкви (аналогичной галликанской во Франции того времени) созревает к концу правления Генриха VIII. Король Англии получает право инвеституры половины высших церковных должностей и взымания аннатов без согласования с духовенством. Конкордат, подобный Болонскому, подписывается уже при наследнице Генриха – Марии. Она – ярая католичка. Вероятна борьба за власть при королеве, которая долгое время, будучи в принцессах, не играла никакой политической роли, и вероятно, кто-нибудь из этих борцов обратится к протестантской партии. Впрочем, «протестантская партия» в Англии – это в лучшем случае мелкие джентри, и ее влияние при дворе ничтожно. В 1554 году Мария вступает в брак с Филиппом Испанским (не смотря на непопулярность брака в стране). Детей у них не случается, а поэтому, когда Мария умирает в разгар нового преследования диссидентов в 1558 году, английская аристократия, недовольная усилением королевской власти в последние два правления Тюдоров, решается на нестандартный шаг – призывает «варяга». Им становится 13-тилетний сын Филиппа Испанского – тот самый дон Карлос. В том же году новый английский король женится на Елизавете Валуа – дочери Генриха II Французского. Палата лордов формирует регентский совет, а Елизавета Тюдор сидит в девках и переводит с латыни Горация. У Филиппа Испанского зарождается мысль жениться на ней (ему – 31, ей – 25), но идея развития не получает.
Одним словом, никакого «елизаветинского века». Франция со всех сторон окружена католическими странами. Не будет мощной поддержки Лондоном французских гугенотов. А вот ирландцы – переметнутся ли они на сторону протестантства по принципу: враг моего врага – мой друг? В самой Англии продолжаются преследования диссидентов, а неизбежная борьба в рамках регентского совета вполне может привести к столкновениям, подобным начальному периоду гугенотских войн во Франции, если кто-нибудь из его членов сделает ставку на пуритан. К 1565 году король Англии Карл I Габсбург берет в руки бразды власти. Мнение о нем, как о тайном протестанте, разумеется, притянуто за уши. Зато, для него характерна эмоциональная неуравновешенность. Брак на французской принцессе дает дону Карлосу право на французский престол даже после смерти Елизаветы в 1568. Отношения Англии с Испанией в целом остаются дружественными.
В 1589 году с падением династии Валуа Карлос выдвигает претендентом на престол Франции своего сына от Елизаветы. Повторяется спустя 250 лет коллизия, приведшая к Столетней войне. Это для измученных религиозными войнами французов уже слишком! Анри Бурбон беспрепятственно вступает в Париж, хотя война с испанцами и англичанами продолжается. Приходится даже вернуть Англии Кале.
Потомки Карлоса некоторое время удерживают ситуацию в стране, но в середине XVII века страна взрывается религиозной войной по образу и подобию гугенотских во Франции. Пуританские войны 1640-1660 гг. опустошают страну, а поголовное изгнание пуритан из Англии в конце XVII века (по аналогии с отменой Нантского эдикта во Франции) наносит заметный ущерб английской экономике. Англия, поглощенная борьбой с ирландцами, не имеет и не стремится иметь колоний в Новом Свете. Канада колонизируется французами, южнее располагаются голландские колонии во главе с Новым Амстердамом.
Британская культура неотделима от общекатолической культуры Европы. Наблюдается сильное влияние испанской культуры и языка. Пуританская субкультура ущербна, как и всякая культура подпольного меньшинства. Оппозиционные элементы уходят в подполье или эмигрируют. Довольно много англичан оседает в Голландии (не смотря на отсутствие английской помощи восставшим голландцам, их победа весьма вероятна) и Шотландии. В мировой истории нет рейдов Дрейка, потопления Непобедимой Армады, а Шотландия остается на неопределенно далекое будущее отдельной от Англии страной.
На континенте лютеранство сохраняется в Скандинавских странах и на Севере Германии (Англия не сможет оказать существенной помощи католикам, и результаты Тридцатилетней войны, скорее всего не будут существенно отличаться от РИ). Кальвинизм же большей частью «сгорает» в борьбе с католицизмом: его передовые отряды – французские гугеноты разгромлены и фактически уничтожены к концу XVII века. Соперничества с Францией единство веры не отменяло, но это соперничество будет чисто политическим. Отсутствие этики протестантизма и капитализма на Альбионе оборачивается менее жесткой социальной политикой правительства. Короли лучше борются с огораживаниями. Общекатолическое презрение к подлым торгашам препятствует превращению Сити в фактор политической жизни страны.
Задавит ли католическая Испания в конце концов кальвинистскую Голландию, а католическая Англия – кальвинистскую Шотландию? Каковы будут взаимоотношения России с католической Англией?
Вот так вот. Какие факторы забыл?
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин