Альтернативный Японский флот 1936-42 г.г. ¶
Ответвление от темы "Перл-Харборский метеорит", к вопросу обсуждения — какой бы японский флот можно было бы построить, чтоб он был сильнее, чем в реале...
В начале 1936 года императору Хирохито приснился яркий сон (вещий). В нем было много информации об авианосцах и их перспективах. Проснулся император убежденным сторонником авианосцев. И стал их активно «проталкивать». Он заинтересовался, как планируется строить флот. Морское министерство такому активному интересу удивилось, к счастью, уже существовали программы развития флота.
Так как Вашингтонский договор истекал в ближайшие годы (31.XII.1936г.), премьер-министр, морской министр и руководители Флота Японии в 1935-36 проводили совещания, посвященные разработке новой политики обороны. Результатом этих совещаний стало принятие ещё в начале 1936 г. Новой военно-морской доктрины, предусматривавшей отказ от каких-либо ограничений в военном кораблестроении.
Главным направлением экспансии была выбрана юго-западная часть Тихого океана и Тихоокеанское побережье Азии. В числе вероятных противников фигурировали США, СССР, Китай и Великобритания.
Для достижения поставленных целей Япония к середине 1945 г. должна была иметь 12 ЛК (не старше 20 лет), 10 АВ, 20 КРТ (класс "А"), 8 КРЛ (класс "В" — 6000 т), 13 лидеров флотилий (по 6000 т, по 2 на каждую флотилию и 1 отдельный), 96 ЭМ (не старше 16 лет) и 70 ПЛ (не старше 13 лет). Из этих кораблей предполагалось сформировать так называемую 1-ю линию, состоявшую из двух флотов.
Первый флот или Главные силы, включали бы в себя 2 ДЛК (8 кораблей), ДАВ (2 корабля), 2 ДКР (8 КРЛ), 3 флотилии ЭМ (48 кораблей) с 6 лидерами и 4 эскадры ПЛ (40 кораблей).
Второй флот или Разведывательные силы (так называемые Силы ночного боя), состояли бы из ДЛК (4 корабля, до определенного момента планировалось использовать ЛК типа "Конго"), 4 ДАВ (8 кораблей) 5 ДКР (20 КРТ), 3 флотилии ЭМ (48 кораблей) с 6 лидерами и 2 эскадры ПЛ (20 кораблей).
С оперативно-тактической точки зрения корабли обоих флотов должны были действовать следующим образом. При приближении линейных сил противника, 2-й флот в темное время суток должен был прорывать охранение тяжелых артиллерийских кораблей и наносить по ним торпедный удар. В случае, если противник продолжал наступление, в бой вступал 1-й флот и дальше события должны были развиваться по классической схеме артиллерийского поединка времен ПMB. Наряду с этим японцы, первые в мире, занялись вопросом нанесения массированного удара по кораблям противника с воздуха. Они ясно представляли себе место авианосцев в предстоящей войне и активно разрабатывали приемы их боевого использования. Достаточно сказать, что уже в 1936 г. допускалась возможность полного уничтожения линейных сил лишь одной палубной авиацией.
17.04.1936 г. МГШ представил Императору и членам коллегии морского министерства оценку текущего состояния флота и тех мер, которые необходимо предпринять для достижения желаемой морской мощи. Согласно этого документа по состоянию на 1936 г. Япония могла в состав 1-го флота включить лишь 6 ЛК, из которых только 2 ("Нагато" и "Муцу") в известной мере отвечали поставленным требованиям, 8 5500 т устаревших КРЛ, 2 АВ, перестроенных из ЛК ("Кага" и "Акаги") и 30 ЭМ типов "Фубуки" и "Хацухару". Второй флот мог состоять из 4-х ЛК типа "Конго", 18 КРТ (включая находившиеся в достройке КР типов "Могами" и "Тоне"), 4 АВ (из которых 2 находились в постройке, а 2 имели малые размеры), 5500-тонные ЛКР и около 20 ЭМ типов "Асасио" и "Сирацуо".
Исходя из наличных сил флота, и возможностей финансирования, после особо ценного указания императора Хирохито (сначала строить авианосцы, а потом уже линкоры и прочие корабли) МГШ предложил 10-летнюю кораблестроительную программу, которую разделил на 2 этапа. 1-й этап — 4-летняя программа 1936 — 1940 гг. называлась "Третья программа по замене", 2-й этап — 6-летняя программа 1939 — 1945 гг. — "Четвертая программа по замене". В соответствии с 4-летней программой предлагалось заложить: 5 АВ водоизмещением 25000 т каждый (4 для укомплектования штата, 5-й – для замены «Хосе»), 2 КРТ класса "А" (чтобы довести их общее число до 20), 7 КРЛ (2 для пополнения крейсерских сил до штатной численности и 5 для замены крейсеров типа «Тацута», «Яхаги» и «Юбари»), 20 ЭМ (водоизмещением не меньше 2000 т и усиленным зенитным вооружением) и несколько вспомогательных кораблей (впрочем план постройки вспомогательных кораблей, особенно в части строительства гидроавианосцев, был сильно урезан). 6-летняя программа предусматривала постройку 8 ЛК с 460-мм или 508-мм артиллерией, 4 линейных КР (с 6 310-мм орудиями для замены ЛК типа "КОНГО"), 4 КРТ класса "А" (для замены КР типов "Аобы" и "Фурутака" которые к 1946 г. и 1947 г. достигали предельного срока службы), 8 КРЛ класса "В" (для замены 5500-тонных ЛКР), 6 КРЛ класса "В" — лидеров ЭМ, 40 ЭМ (водоизмещением не менее 2000 т) и 35 ПЛ. С этими амбициозными планами согласился император, и поставил их на выполнение (программы приняты 01.VI.1936г.). Вместе с постройкой новых кораблей программа предусматривала создание экспериментальной ПЛ, модернизацию ЛК "Хией" (переоборудование его из учебного в боевой) и всех КРТ класса "А", а также и перевооружение на 203-мм орудия КРТ типов "Могами" и "Тоне".
Пока же планы выполнялись, морской генеральный штаб временно остановиться на следующей организации Морских сил. В состав 1-го флота вошли ЛК типов "Фусо", "Исе" и "Нагато", ЛКР "Абукума" (флаг 1-й флотилии ЭМ), 16 ЭМ типов "Фубуки" и "Хацухару", КРЛ "Сендай" (флаг 3-й флотилии ЭМ), 14 ЭМ типа "Фубуки". В специальное соединение свели КРЛ "Ои", "Китоками" и "Кисо". Их планировали переоборудовать в скоростные торпедные корабли. 2-й флот был разбит на 5 отрядов. Передовое соединение включало в себя 4 ЛК типа "Конго" (3-я ДЛК) и 4 КРТ типа "Такао" (4-я ДКР). Оно предназначалось для прорыва охранения линейных сил американского флота. Для его поддержки были сформированы 4 ночные боевые группы: Первая — из 4 КРТ типа "Миоко" (5-я ДКР), ЛКР "Дзинцу" (флаг 2-й флотилии ЭМ) и 16 ЭМ; Вторая — из КРТ типа "Могами" (7-я ДКР), ЛКР "Нака" (флаг 4-й флотилии ЭМ) и 16 ЭМ; Третья — из 4 КРТ типа "Аоба" и "Фурутака" (6-я ДКР), ЛКР "Нагара" и 16 ЭМ; Четвертая — из 2 КРТ типа "Тоне" (8-я ДКР), ЛКР "Натори" и 14 ЭМ. Характерно то, что в 1937 г. в состав "Соединения ночного боя" японцы включили лишь 14 ЭМ типов "Асасио" и "Сирацую". Устаревшие ЭМ типов "Минекадзе", "Камикадзе" и "Муцуки" использовались для отработки боевых задач и подготовки экипажей строившихся кораблей. Также во 2-й флот не вошли крейсера «Кума», «Тама», «Тацута», «Тенрю», «Исудзу», «Киму», «Юра», «Юбари», «Яхаги» и «Хирадо». С целью скорейшего пополнения флотилий новейшими ЭМ было решено приступить к проектированию кораблей со стандартным водоизмещением свыше 2000 т и одновременно, в рамках программы 1934 г., продолжить строительство ЭМ типа "Асасио". Кроме вышеперечисленных соединений для отработки тактики массированного использования палубной авиации, в рамках главного командования авиации, был сформирован специальный отряд АВ — "Ударное авианосное соединение" (на нем император побывал не раз, и немало ценных советов дал, например усилиь авиацию за счет отказа от резервных самолетов, развивать борьбу за непотопляемость, разработать и поставить радары, усилить зенитную артиллерию {купить в Швеции 40-мм Бофорсы например}, «впихнуть» в снаряд маленький локатор, чтоб не пришлось мучаться с дистанционными трубками, сныть нафиг 203-мм орудия с авианосцев, не пренебрегать авиаразведкой и т.д.). В УАС включили АВ "Кага" и "Акаги" (1-я ДАВ), "Сорю" и "Хирю" (2-я ДАВ), "Хосё" и "Рюдзе" (3-я ДАВ) и строившиеся 5 АВ. Приняв "Третью программу по замене", Япония практически перестала соблюдать какие либо договорные обязательства.
Возможности строительства во многом определялись возможностями верфей. В Японии на середину 1936 года имеется 6 крупных стапелей, способных строить крупные и технически сложные боевые корабли (тяжелые крейсера и более крупные).
KNY — Kure Navy Yard – 2 стапеля.
1. На момент принятия программы строительства (1 июня 1936 года) модернизируется. На нем планируется построить крупный линкор.
2. До 29 ноября 1936 года строится гидроавианосец «Читосе».
Mn — Mitsubishi, Nagasaki – 2 стапеля.
3. Строится крейсер «Тоне». По ряду субъективных и объективных причин сроки постройки полностью сорваны (спущен на воду лишь 21.11.1937 года).
4. Строится крейсер «Тикума». По ряду субъективных и объективных причин сроки постройки полностью сорваны (спущен на воду лишь 19.3.1938 года).
YNY — Yokosuka NY
5. 19 июня будет спущен «Дзуйхо», 8 июля будет заложен АВ «Хирю».
KDY — Kawasaki Dock Yard, Kobe
6. 21 октября верфь будет подготовлена для строительства крупного боевого корабля.
Кроме того 2 верфи, менее оснащенных, но готовых строить корабли среднего размера, имеются в Кобе, 1 в Сасебо и 3 в Нагасаки.
В 1937-39 годах (в реале до 1940 года) были построены ещё 2 открытых дока – в Йокосуке и Куре.
Постройка кораблей
1. Куре. АВ «Ниссин». 01.VIII.1936 – 28.XI.1937 – 19.X.1939. дальше ЛК
2. Куре. АВ «Дзуйкаку». 30.XI.1936 – 01.IV.1938 – 08.III.1940. дальше КРЛ
3. Кобе. АВ «Сёкаку». 21.X.1936 – 28.II.1938 – 15.I.1940. дальше КРЛ
4. Йокосука. АВ «Мизуйхо». 17.XI.1937 – 01.III.1939 – 08.II.1941. дальше КРЛ
5. Нагасаки. АВ «Чийода». 22.XI.1937 – 21.III.1939 – 22.II.1941. дальше КРЛ
6. Нагасаки. КРЛ «Ойода». 20.III.1938 – 19.III.1939 – 15.III.1940. дальше ЛК
-------------
Новые верфи:
7. Йокосука. КРТ «Амаги». 01.IV.1939 – 01.VIII.1940 – 12.VII.1941. дальше ЛК
8. Куре. КРТ «Кассуга». 01.IV.1939 — 02.VIII.1940 – 15.VII.1941. дальше ЛК
Параллельно на малых верфях построены 6 КРЛ (1937-38 – 1938-39 – 1939-41), 20 ЭМ и 20 ПЛ.
2-й этап – 8 ЛК, 4 ЛКР, 4 КРТ, 14 КРЛ.
Программа замены кораблей. Вначале хотели действовать последовательно, как и в первой программе, но потом решили перенести постройку 4 ЛК и 4 КРТ в конец программы (для равномерности загрузки верфей и оценки зарубежных аналогов). Далее, после долгих колебаний (из-за дефицита ресурсов) была отложена и постройка 4 линейных крейсеров. В результате первым этапом была предусмотрена постройка 4 ЛК, а остальные 4 стапеля заняли постройкой КРЛ (и ещё 6 КРЛ заложили на второстепенных верфях). Верфь в Куре, после постройки АВ «Ниссин», ремонтировали и модернизировали 4 месяца.
1. Куре. ЛК «Ямато» 28.II.1938 – 12.III.1940, планируется ввести в строй в апреле 1942г.
2. Кобе. КРЛ «Носиро». 01.III.1938 – 08.V.1939 – 01.V.1940.
3. Куре. КРЛ «Кумано». 02.IV.1938 – 09.VI.1939 – 10.VI.1940.
4. Йокосука. КРЛ «Судзуя» 02.III.1939 – 12.V.1940 – 17.V.1941.
5. Нагасаки. КРЛ «Агано» 22.III.1939 – 25.V.1940 – 01.VI.1941.
6. Нагасаки. ЛК «Мусасе» 20.III.1939 – 25.III.1941 — планируется ввести в строй в апреле 1943г.
7. Куре. ЛК «Синано» 03.VIII.1940 — планируется спустить на воду в августе 1942, ввести в строй в сентябре 1944г.
8. Йокосука. ЛК «Овари» 02.VIII.1940 — планируется спустить на воду в августе 1942, ввести в строй в сентябре 1944г.
3-й этап
По мере высвобождения верфей на них закладывали линейные (2 ед.) и легкие (4 ед.) крейсера.
1. Кобе. КРЛ 09.V.1939 – 12.VI.1940 – 15.VI.1941.
2. Куре. КРЛ 10.VI.1939 – 05.VII.1940 – 11.VII.1941.
3. Йокосука. КРЛ 13.V.1940 – 10.VI.1941 — планируется ввести в строй в июне 1942г.
4. Нагасаки. КРЛ 26.V.1940 – 18.VI.1941 — планируется ввести в строй в июне 1942г.
5. Куре. ЛКР 13.III.1940 – 25.IX.1941 — планируется ввести в строй в марте 1943г.
6. Нагасаки. ЛКР 26.III.1941 — планируется спустить на воду в августе 1942, ввести в строй в марте 1944г.
7 и 8 верфь – строятся линкоры.
4-й этап
На освободившихся верфях заложены линкоры (4 ед.), линейные (2 ед.) и тяжелые (4 ед.) крейсера. В 1941 году введены в строй ещё 2 крупные верфи – в Уга и Сасебо. На них заложили линейные крейсера.
1. Кобе. КРТ 13.VI.1940 – 20.VIII.1941 — планируется ввести в строй в августе 1942г.
2. Куре. КРТ 06.VII.1940 – 06.IX.1941 — планируется ввести в строй в сентябре 1942г.
3. Йокосука. КРТ 11.VI.1941 — планируется спустить на воду в августе 1942, ввести в строй в августе 1943г.
4. Нагасаки. КРТ 19.VI.1941 — планируется спустить на воду в августе 1942, ввести в строй в августе 1943г.
5. Куре. ЛК 26.IX.1941 — планируется спустить на воду в августе 1943, ввести в строй в августе 1945г.
6, 7 и 8 верфь – всё ещё строятся линкоры и линейные крейсера.
----------------
9. Уга. ЛКР 01.VII.1941 — планируется спустить на воду в декабре 1942, ввести в строй в июле 1943г.
10. Сасебо. ЛКР 01.VII.1941 — планируется спустить на воду в декабре 1942, ввести в строй в июле 1943г.
В августе и сентябре 1941 года заложены 2 крупных гидроавианосца.
Закладка следующих кораблей запланирована соответственно на VIII.1942 – 7 ед., XII.1942 – 2 ед. и VIII.1943 – 1 ед., X.1942, X.1942 и III.1943г. Запланирована достройка 3 линкоров и 3 авианосцев (как замена «Акаги», «Каги» и «Рюдзе») а также 4 крупных гидроавианосцев.
Кроме боевых авианосцев, японский флот имеет некоторое количество и учебных авианосцев. Их всего 10. Это выведенный из штата флота «Хосе», переделанные в 1938-40 г.г. в авианосцы «Сёхо», «Дзуйхо», «Рюхо», «Читосе», и переделки 1941 года (до июля) – «Тайо», «Унъё», «Чуйо», «Кайё» и «Синьё» (последний «в девичестве» «Бразилия Мару»).
Всего в ноябре 1941 года на Курильских островах, в составе 2-го флота, были сосредоточены 20 авианосцев с 1000 самолетов.
7 декабря 1941 началась война...
15 декабря 1941 года прекращена постройка ЛК в Куре и гидроавианосцев в Кобе и Куре. Вместо них на высвободившихся верфях в январе 1942 года заложены 3 авианосца типа «Унрю». А в августе 1942 – ещё 7 ед…