В тему обсуждения жд-линии Сталинск-Абакан.
На базе кузнецкого угля и уральской руды намечалось строительство крупных металлургических заводов — Магнитогорского на Урале и Тельбесского — в Кузбассе.
В марте 1926 года был образован Сибирский филиал Государственного института проектирования металлургических заводов (Гипромез) — Тельбесбюро. С первых же дней в его работу включились такие крупные специалисты, как томские профессора Н. В. Гутовский, М. А. Усов, Д. А. Стрельников, инженеры Н. Д. Зуев, П. А. Шульгин и другие. Гипромез поставил перед Тельбесбюро задачу обобщить имеющиеся материалы по разработке проекта нового металлургического завода, уточнить запасы и качество железной руды и угля, выбрать площадку для будущего завода, изыскать на нужд металлургов огнеупорную глину, кварцевый песок, известь, доломит.
Геологические партии под руководством профессора М. А. Усова и 1926—1929 годах провели контрольно-проверочные работы по определению запасов железной руды в Тельбесском и Темир-Таусском месторождениях. Группа профессора Д. А. Стрельникова выявила 15 угольных пластов общей мощностью 17 миллионов тонн в районе улуса Осинники. Было установлено, что смесь осинниковского и араличевского углей дает вполне доброкачественный кокс.
16 июля 1926 года комиссия Тельбесбюро в составе профессора П. В. Гутовского, инженеров И. Д. Зуева, Е. А. Лебедева,
П. А. Фомичева, Н. Н. Шульгина при участии представителя Гипромеза профессора В. Н. Липина подтвердила пригодность горбуновской площадки у подножья Старцевой гривы под строительство металлургического завода.
К 1929 году Тельбесбюро обосновало возможность постройки в Кузбассе металлургического завода мощностью в 350 тысяч тонн и гуна в год.
Наиболее слабым звеном будущего завода оставалась железо-рудная база. По имевшимся данным, промышленные запасы железнорудных месторождений Горной Шорин определялись в 15—18 миллонов тонн, что обеспечивало завод всего на 20—25 лет работы.
Геологи справедливо считали, что дальнейшие изыскания приведут открытиям новых, более мощных месторождений железной руды в Горной Шории, Кузнецком Алатау и близлежащих районах Сибири. Пока же предполагалось завозить значительную часть руды на завод с Урала, с горы Магнитной.
Ссылаясь на недостаток запасов местных железных руд, отдельно консервативно настроенные работники Госплана и Главчермета выступали против строительства металлургического завода в Кузбаcce. Однако Центральный Комитет партии и Советское правительство потребовали форсировать сооружение нового завода.
Коллегия Наркомата рабоче-крестьянской инспекции обязала Гипромез усилить руководство работой Тельбесбюро и немедленно приступить к составлению проекта завода. Совет Труда и Обороны предложил ВСНХ СССР не позднее 1928 года приступить к сооружению производственных цехов Тельбесского завода с годовой мощностью не менее 350 тысяч тонн чугуна.
По решению Президиума ВСНХ от 22 марта 1928 года был создан Тельбесстрой, на который возлагалось сооружение металлургического завода, угольных рудников в Осинниках и Араличево железных рудников в Горной Шории.
* Однако в 1928 году Тельбесстрой развернуть работы не смог, ибо противники нового сибирского завода в Госплане, ВСНХ Главчермете практически сорвали финансирование стройки и снабжение её материалами. Больше того, весной 1928 года из НКГК пришло распоряжение о консервации строительства железной дороги от Кузнецка до Тельбеса.
Все это вызвало возмущение партийных и советских органов Сибири. Представители Кузнецкого окружкома ВКП(б) и Тельбесстроя выехали в Новосибирск. Секретарь Сибкрайкома Р. П. Эйхе направил телеграммы о положении дел со строительством завода и железной дороги в ЦК ВКП(б), Совнарком СССР, НКПК и ВСНХ СССР. Решительно высказалась за постройку нового металлургического завода и развитие угольной промышленности Кузбасса и состоявшаяся в сентябре 1928 года IV Сибирская партайная конференция.
Требования сибирских партийных и советских организаций о развертывании строительства Тельбесокого завода нашли поддержку со стороны ЦК ВКП(б) и Советского правительства.
В октябре 1928 года Президиум ВСНХ СССР постановил виделить в 1928—29 хозяйственном году три миллиона рублей на ведение разведочных и подготовительных работ, связанных со строительством Тельбесокого завода. Два миллиона рублей была отпущено Госпланом СССР на строительство железной дороги до Осинниковского угольного и Тельбесского железорудного месторождений.
Тогда же Президиум Госплана СССР указал: «Сырьевой рудной базой Тельбесокого завода могут служить не только основные месторождения Тельбесского района, но и руды горы Магнитной, переброска которых с Урала, путем использования порожняка, подающего топливо из Кузбасса, обеспечивает исключительные экономические выгоды для создания такого рода Урало-Кузнецкого угольно-металлургического комбината»[ref]Е. М. Полянская. Из истории борьбы за создание металлургии Кузбасса, Кемерово, 1957, стр. 44—45.[/ref].
15 января 1929 года Совет Труда и Обороны вынес решение о постройке металлургического завода около Кузнецка на Горбуновской площадке, которая в 1926 году была предложена комиссией Тельбесбюро. С этого времени завод получил название Кузнецкого.
Южно-Сибирская железная дорога является второй широтной магистралью, проходящей через южную часть Сибири, она предназначалась для освоения сырьевых ресурсов и разгрузки Транссибирской магистрали от перевозок карагандинского угля, что сокращало на 461 км путь следования топлива к Магнитогорскому металлургическому комбинату и Халиловско-Актюбинскому комплексу [3, с. 120]. Предполагалось, что восточный участок Южсиба (Сталинск — Абакан) позволит освоить Минусинское угольное месторождение (23,3 млрд. т) и доставлять топливо металлургическим и другим энергоемким предприятиям Восточной Сибири и, кроме того, развить добычу руды в Абаканских, Тейских и Ирбитских месторождениях, суммарные запасы которых достигали 500 млн. т.Изыскания и проектные проработки трассы, близкой к выбранному впоследствии направлению Южсиба, проводились еще до 1917 г. Местные власти Семипалатинска в 1909–1912 гг. отстаивали вариант проведения дороги через их город (южный вариант), а Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар). К 1930-м гг. сложились предпроектные решения по магистрали. Предполагалось построить последовательно четыре ее составляющих: Карталы — Акмолинск, Акмолинск — Барнаул, Барнаул — Сталинск, Сталинск — Тайшет. К 1939 г. сформировалось окончательное решение о направлении магистрали: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Сталинск — Абакан — Тайшет с учетом существующих участков Павлодар — Кулунда и Артышта — Сталинск [3, с. 122].
Бесчастных, Е. В. К вопросу о строительстве железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан / Е. В. Бесчастных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15226/ (дата обращения: 03.10.2023).
Т.Е. Если именно захотеть, то Сталинск-Абакан можно построить и раньше чем в нашей реальности. Его может может даже империя начать строить. Так что тут всё во многом зависит от мотивации. Кузбасс всё рассматривался в большей степени как источник угля, нежели чем металлургическая и машиностроительная база. Достаточно посмотреть на металлургические, машиностроительные и химические мощности сооружавшиеся в те года на урале, и соспоставить с тем что сооружалось на Кузбассе.