Den пишет:
Не уверен. На тот момент программа-максимум русского священнического чина это установление патриархии на Руси. Имхо шансы что первый патриарх хоть с какими то шансами сможет претендовать на светскую власть околонулевые. Должно пройти поколение-два как минимум. Собственно даже в Реале мысль вызрела очень быстро ибо Смута и Гермоген, потом Филарет подняли авторитет патриархии очень высоко.
То есть, получается, что на тот момент наше духовенство вполне согласно с тем, что "князь выше попа" и "царь выше патриарха" (не помню где цитату взял, в какой-то книжке про попаданца, на которую на нашем форуме ссылались).
И раз теперь на Руси не Великий князь, а Царь, с претензией на Вспеправославного Государя, то патриаршество необходимо. Даже интересно стало, а почему Иван Грозный этим вопросом не озаботился.
Было бы безусловно важно и нужно для престижности и пр., чтобы Вселенский партиарх располагался рядом с царем православным. В отсутствии Иова во главе русской церкви, он в нашей АИ не факт, что даже митрополит Ростовский, в условиях довольно старого Дионисия, который, скорее всего проживет чуть больше реала, соблазн уболтать Иеремию есть. С обоснованием, что в связи с тем, что Константинополь временно находится в руках нечистиых агарян, патриарх временно меняет место дислокации. Прецеденты уже были, вспомним Никею после четвертого крестового похода.
Чем это чревато? Во-первых, турки могут понять это как объявление войны. А у Василия на тот момент в планах разве что "на турецкую крепость Азов сходить и нагайские улусы порушить", да и то не самому, а "тех казаков" послать (вольно цитирую фильм "Ермак"), да поход Данилы Адашева на Гезлёв повторить. Во-вторых, в Константинопольской патрархии тогда была та ещё чехарда, того же Иеремию много раз то с престола сгоняли, то возводили. Прикажет султан, проведут соответствующее заседение Синода и появится ещё один патриарх на вполне законнном фанарском престоле. Тут можно вспомнить, как митрополит Киевский (титул) постепенно стал митрополитом Московским, как Ольгерд требовал отдельного митрополита для Литвы, противостояния Алексия и Киприана, Дмитрия Донского и Киприана и много что ещё. Иеремия должен все это понимать.
Den пишет:
В принципе на эту тему может наверное возникнуть какой-то верхушечный заговор бояр, но имхо он обречен. По идее хороший способ если кого-то из условной "партии Федора" надо убрать навсегда из политики (казнив ессно).
Если отдельный патриархат, как и в реале вводить, то кандидатура царевича Федора, который в АИ монах Филарет (иеромонах, игумен, архимандрит) обладает рядом плюсов и минусов, вытекающих из его царского происхождения. Понятно, что он фигура будет номинальная и несамостоятельная. А что могут закрутившиеся вокруг такого патриарха бояре? Василия свергнуть? А на кого менять? На одного из двух царевичей Дмитриев (реального сына Грозного, если тот ещё жив, а не познакомился с ножичком во время эпилептического припадка или гипотетического сына Василия от Татевой, который по замыслам моложе дяди-тезки практически ровно на год)? Бояре из условной "партии Федора" явно отличаются от Нагих и Татевых-Хворостининых.
Я вообще подозреваю, что Романовы, плотно породнившиеся с Черкасскими, при "рокировке Федора на Василия" обижены не будут и легко уйдут под нового наследника. Остается Годунов, но он человек умный, в АИ нашей явно о царском троне даже думать не будет (и не думал бы, если бы Федор таки наследовал Ивану, а Василий оставался "техническим наследником", пока у старшего брата дети не появятся, как я первоначально замысливал в этой АИ). Так что в "кабинет Василия" Борис Федорович явно будет вхож. Вроде родственники Годунова роднились и с Черкасскими, и с Романовыми, не останется Борис без дела и его таланты послужат царю Василию